Три ведущих проектных института России разработали концепции пространственного развития Севастополя. После обсуждения в правительстве и Заксобрании с участием экспертов и общественников они станут основой нового генерального плана города, который завершат до конца 2015 года.
Смена тренда
По заказу Агентства стратегического развития Севастополя концепцию стоимостью 14 миллионов рублей разработали Институт генплана Москвы, проектные институты "Гипрогор" и "Урбаника". Свои предложения также внесли Союз строителей и Союз архитекторов Севастополя. Разработчики предлагали варианты пространственного развития города и свои оригинальные решения основных инфраструктурных проблем.
На слушаниях отметили, что в последнее десятилетие Севастополь был переориентирован на развитие по курортному, или "ялтинскому" сценарию, теперь же предстоит изменить этот тренд.
- По украинским программам Севастополь демилитаризировался, военные части должны были постепенно отсюда уходить, - рассказал один разработчиков генплана 2005 года Георгий Григорьянц. - Севастополь из военно-морской базы, из плацдарма флота превращали в курортный город наподобие Ялты. Это была большая государственная ошибка.
Общественные пространства в Севастополе застраивались хаотично, считает главный архитектор Научно-исследовательского и проектного института генплана Москвы Андрей Гнездилов.
- Архитекторы были словно освобождены от всех требований и норм, а застройщики могли возводить объекты без экспертизы, - делится своими наблюдениями Гнездилов. - В результате мы получили немыслимую с точки зрения современных градостроительных норм застройку. Но в Севастополе главное - эта сама земля, ее магия, которую чувствуют все, кто приезжает сюда. Это памятник, который требует очень бережного отношения.
Гнездилов сравнивает ландшафт Севастополя с амфитеатром, который обращен к морю. Городская застройка должна постепенно подниматься по мере возвышения рельефа, чтобы любой наблюдатель не потерял вид на море. Противоположный пример - 16-этажный "овощной магазин", снесенный по решению властей на мысе Хрустальный. "Он стоял в первом ряду партера и ему было на всех плевать", - сравнивает Гнездилов.
Вторая особенность Севастополя - это балки, которые являются продолжением бухт на суше, и гривы (холмы). Они создают уникальный ландшафт города, который надо охранять и разумно использовать. Сейчас эти красивые места завалены мусором или застроены гаражами.
На гривах Гнездилов предлагает строить малоэтажные жилые кварталы, в балках разбивать парки, выводящие в центр города. Первым делом, по его мнению, в Севастополе должен быть открыт доступ к морю и обустроены набережные: сейчас только треть береговой линии открыта для людей.
Канатка над бухтой
Институт территориального планирования "Урбаника" предлагает договориться с минобороны о градостроительном освоении мыса Хрустальный: благоустроить береговую линию, создать пешеходные маршруты и построить канатную дорогу до Херсонеса, а также предусмотреть строительство среднеэтажного жилья. Вторым ключевым туристическим центром должна стать Балаклава, где под общественное пространство можно отвести территорию разрушенного завода "Металлист", а набережную сделать пешеходной зоной. Промышленность необходимо разместить на территории бывших промзон (Муссон, Индустриальная улица, Камышовая бухта), обновив их инженерную и транспортную инфраструктуру.
Для решения транспортных проблем "Урбаника" предлагает жесткую парковочную политику. Сейчас общественным транспортом пользуются около 65 процентов жителей Севастополя, и эта цифра должна вырасти до 80 процентов.
- Автомобиль может быть у каждого, но режим его использования станет другим - в основном в выходные и не для поездок в центр города, - говорит гендиректор института Антон Финогенов. - Без эвакуации неправильно припаркованных машин и введения платы за парковку в определенных зонах обойтись невозможно.
Он советует развивать транспортный узел в районе железнодорожного вокзала, построив там пешеходный мост и фуникулеры на Исторический бульвар и Малахов курган. Еще одну канатку можно пустить через Севастопольскую бухту - она наверняка будет пользоваться спросом у туристов. Чтобы связать Южную сторону Севастополя с Северной, лучше проложить тоннель, а не мост - так будет проще договориться с флотом.
- Спорные моменты в градостроительстве надо обсуждать открыто, - уверен Антон Финогенов. - Надо доказывать людям, что принимаются правильные решения, пусть даже они доставят определенные неудобства небольшому проценту населения.
Центр как икона
Во всех трех концепциях для разгрузки центра города от транспорта предусмотрена радиальная дорога (рокада). Она свяжет разрозненные части города и пройдет над балками по мостам. Со строительством рокады связан и перенос административного и делового центра Севастополя за пределы исторической части города. Это позволит разгрузить центр от машин и сделать его охраняемым туристическим объектом. Министерство культуры РФ уже решает, как придать центру Севастополя статус исторического поселения федерального значения.
- Исторический центр Севастополя надо расчищать, как старинную икону, уменьшать там количество административных и коммерческих структур, - говорит главный архитектор института градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор" Константин Неустроев. - Исторической частью с таким колоссальным объемом исторической памяти могут похвастаться немногие города. Приоритет здесь у истории. Не стоит бояться, что центр опустеет.
Институт "Гипрогор" предлагает выделить в Севастополе несколько территорий опережающего развития, где разместятся транспортно-логистические комплексы, индустриальные парки и кампусы госуниверситета.
Итогом нынешнего обсуждения станет разработка технического задания для генплана Севастополя, в котором учтут лучшие из предложенных идей. Техзадание разработает департамент архитектуры и градостроительства города при участии экспертов и экономистов. Разработчика генплана выберут на конкурсной основе, а стоимость контракта составит 50 миллионов рублей.
- Генплан будет разработан до конца 2015 года, а в 2016-м его утвердят в Заксобрании, - говорит директор департамента архитектуры и градостроительства правительства Севастополя Алексей Брусенцев. - Параллельно мы объявляем конкурс на разработку нормативов градостроительного проектирования, которые определят параметры застройки для каждого района. Будем стараться, чтобы город очистился от грязи и рекламы, чтобы он снова стал тем белокаменным, каким был после войны. И чтобы он развивался не стихийно, а в соответствии с генпланом.
Мнения
Елена Чугуевская, директор департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития РФ:
- Все работы сделаны с большой пользой для города. Теперь предстоит сложный этап анализа, поиска рациональных решений в каждом проекте и их оценки с точки зрения реализуемости. Можно рисовать сложные проектные решения, но если экономически их город не потянет, то придется ждать годами, пока появится возможность построить тоннель или дорогостоящий мост. Надо планировать реалистично, не забывая, конечно, о будущем. Важно учитывать приоритеты развития, которые уже сегодня принесут реальную пользу городу, решат существующие проблемы.
Дмитрий Наринский, вице-президент Союза архитекторов России:
- В России конкурсное альтернативное рассмотрение больших градостроительных проектов началось с Новой Москвы, и теперь эта эстафета перешла к Севастополю. Сейчас у нового субъекта федерации есть возможность учесть российский опыт, взять лучшее и не допустить ошибок, совершенных в других городах. Очень важны привлечение разных команд и ведение открытой дискуссии. Хорошо было бы и проектирование генплана провести в командном формате. Союз архитекторов готов это поддержать.
Вячеслав Горелов, председатель комитета Заксобрания Севастополя по градостроительству и земельным вопросам:
- Пока я не увидел ни одной концепции, под которой был бы готов подписаться. Проблемы есть у всех трех разработчиков. Возникло ощущение, что в некоторых случаях авторы концепции не чувствуют деликатную севастопольскую ткань. В то же время, у них свежий взгляд на некоторые вещи, которых мы не замечаем, потому что живем здесь постоянно. Хорошо, что были разработаны три концепции. Из каждой можно взять что-то полезное для составления технического задания. Предложена хорошая идея освоения балок, проведен интересный анализ высот, с которых открывается вид на море. Мне понравилась идея террасирования склонов, когда одни здания не заслоняют собой другие. К сожалению, в последние годы у нас было наоборот.






придется ждать годами, пока появится возможность построить тоннель или дорогостоящий мост. Надо планировать реалистично, не забывая, конечно, о будущем. Важно учитывать приоритеты развития, которые уже сегодня принесут реальную пользу городу, решат существующие проблемы.
Начните с тоннеля плиз! Это будет мегапрорыв!
to svvsvvskol (Sevastopol)
Ну что ВЫ!!!Люди тут о высоком рассуждают,а вы о каком то Хрусталевском кольце...это так мелко )))
Смущает канатка до Херсонеса.
В балках уже созданы зеленые зоны трудом и за средства садоводов.Как раз эти зеленые легкие города следует сохранить.
Крушите высотки,уродующие исторический центр.
Канатные дороги интересны,в основном,туристам.У нас и
без канаток есть,на что посмотреть.Зачем расходовать
средства на то,без чего можно обойтись?Другое дело
построить туннель под бухтой.Аналог его был построен
в 19 в. и существует ныне со входом над вокзалом и выходом на братском кладбище.
...солянка из недоеденных блюд впечатляет вкусовые рецепторы
...порожняк от высокой кухни!!!
Могу ошибаться, но обилие канатных дорог, фуникулеры...а небо разве не стоит того, чтобы любоваться им без этих, перечеркивающих его конструкций. Горелов очень прав в том, что во всех проектах как-то не видится настоящий Севастополь.
И парки в балках, где уже садоводы все озеленили...зачем?? Лучше помогите людям благоустроить их домики, проложить достойные дороги, убрать хлам и покосившиеся изгороди. Создайте какие-то разумные требования к эстетическому виду частных жилищ, поощрите тех, кто украшает пространство вокруг себя. Для этого больших вложений не надо...хотя, малобюджетность - это как раз неинтересно((
...солянка из недоеденных блюд впечатляет вкусовые рецепторы ...порожняк от высокой кухни!!!
В самую точку!!! Лучше и не скажешь!!!
Маразматические проекты, промзону восстановить МУССОН КАМЫШОВАЯ БУХТА, развалить всЁ что там сейчас и сделать там салдафонские складилища за заборами.....камышовая - спальный район построить гавноперерабатываюшие заводы и всех заставить здавать дерьмо в бидонах...... прочитайте Вайновича МОСКВА 2041 ГОД - вобщем Нью Васюки курят....
to strelec (Севастополь) В балках уже созданы зеленые зоны трудом и за средства садоводов.Как раз эти зеленые легкие города следует сохранить. Крушите высотки,уродующие исторический центр. Канатные дороги интересны,в основном,туристам.У нас и без канаток есть,на что посмотреть.Зачем расходовать средства на то,без чего можно обойтись?Другое дело построить туннель под бухтой.Аналог его был построен в 19 в. и существует ныне со входом над вокзалом и выходом на братском кладбище.
Зеленые зоны подразумевают под собой парки/скверы с возможностью свободного посещения. Как-то дачи на парки не очень похожи, да и со свободным доступом, как мне кажется, будут проблемы
Лучше помогите людям благоустроить их домики, проложить достойные дороги, убрать хлам и покосившиеся изгороди.
Т.е. вы предлагаете за счет города выгрести все дерьмо, которое понабрасали за собой "садоводы", так еще им и заборы с хоромами отстроить?
Очередной Треп...,, от " маститого"!
Демилитаризация , стройка без экспертиз..., да и сегодня все что строится, строится по старым экспертизам! Какая демилитаризация, если договор по ЧФ был подписан до 2042г
Местные архитекторы хоть какую то конкретику представили, остальные так... повосторгались , да предложения директоров водоканала и горгаза написали.
На мой взгляд все у них " сыро" и фантазии . Например промзону в центре делать.. это нормально? Или канатку через бухту тянуть..., а как опоры ставить? Да других ляпов хватает. Ну попробуй гаражи в Сардинаковой балке снести... Вот только попробуй!!
Скептику
Тут в имеющихся парках полив отсутствует,а Вы предлагаете вместо поливных садов устроить чахлые
заросли без ухода и полива?
Приземлённо мыслим, коллеги. Очень полезное мероприятие организовал АМЧ. Не для нашего правительства, конечно, уровень предстоящей работы. Пока учимся укладывать асфальт, но на двойку, прямо скажем.
А надо сделать город красивым, каким увидел его Карло Боссоли, век только другой был. Без лебедевокабановых.
http://v95.ru/sr.gallerix.ru/374557530/B/1228898059/?.jpg
Пятиэтажные гаражи и ветхие хибарки в балках сильно уродуют красоту пейзажей, которые мы могли бы наблюдать без всех этих застроек. Уже давно пора бы взяться за этот беспредел основательно. Как, например, в Москве убрали гаражи-ракушки из центральных районов. Лучше лишний раз прислушаться к мнению москвичей, а не пытаться найти в их концепции что-то, идущее наперекор мнению обывателей, трясущихся за сохранность загаженного со всех сторон гаражика.
to chesma (sevastopol)
Боссоли,чёта намудрил...по памяти писал,что-ли?
Скептику Тут в имеющихся парках полив отсутствует,а Вы предлагаете вместо поливных садов устроить чахлые заросли без ухода и полива?

Ну во-первых - поливают все парковые зоны, просто некоторые чаще (приморский), некоторые реже (периферийные скверы).
Во-вторых - исходя из Вашей логики, давайте все парки дачникам отдадим, они уж там наведут порядок!
СТ”Электрон” (Казачья);
В территориальном планировании есть четкое определение "зеленая зона" и она никаким боком не связана с дачниками
to strelec (Севастополь)
Если бы вы погуляли по балками (Килен, Сарандинакина, Лабораторная, Делагардова, Хомутова), то нигде бы не увидели там парковых зон, уж тем более созданных за счет садоводов. Там сейчас потихоньку скапливаются груды мусора, потихоньку сползающего ко дну балок. Проходят теплотрассы, стоят полуразрушенные домики, неухоженные, заросшие чем попало участки.
Пятиэтажные гаражи и ветхие хибарки в балках сильно уродуют красоту пейзажей, которые мы могли бы наблюдать без всех этих застроек. Уже давно пора бы взяться за этот беспредел основательно. ...
Ладно, лишим горожан возможности отдохнуть на своей даче, ставить машину в свой гараж... А хибарки над Южной бухтой не смущают? Вся Зелёная и Красная горки - частный сектор сомнительной красоты. Есть возможность всё это изменить? За сколько лет и каким образом? Как расселить эти "муравейники"? Там народу - немеряно.
to Kung Lao (Севастополь) Если бы вы погуляли по балками (Килен, Сарандинакина, Лабораторная, Делагардова, Хомутова), то нигде бы не увидели там парковых зон, уж тем более созданных за счет садоводов. ...
И к чему это враньё? Только не "парковые", а зелёные зоны, в основном фруктовые сады. А с заброшенными участками - мы и сами мечтаем чтобы их стали отбирать у нерадивых и передавать тем, кто уважает землю. И, кстати, все кучи строительного мусора на пустырях около садоводств - привезены из города! Уж мы то всё это знаем!
В 20-30 гг. XIX века рост города происходит за счет расширения селитебных зон – вокруг центральной части Севастополя возникают многочисленные слободки. При этом начинают сказываться недостатки нерегулярной планировочной структуры города, подчиненной естественному рельефу местности: удаленность друг от друга отдельных районов города, неравномерная плотность застройки, сложная организация дорожной сети и т.д. С назначением на должность начальника штаба Черноморского флота М.П. Лазарева начинается радикальная перестройка города, в том числе пересмотру подвергается и планировочная структура.
У Михаила Петровича хватило решимости в свое время снести все хибары на Холме беззакония, благодаря чему, мы сейчас с восхищением говорим о "неповторимом облике центральной части Севастополя". Хватит ли у нынешнего "адмиральства" воли превратить современные трущебы одноэтажной застройки в новую изюминку севастопольской архитектуры, или будем ждать восстановления из пепла после очередной героической обороны?
А хибарки над Южной бухтой не смущают? Вся Зелёная и Красная горки - частный сектор сомнительной красоты. Есть возможность всё это изменить? За сколько лет и каким образом? Как расселить эти муравейники ? Там народу - немеряно.
Возможность всегда есть, было бы желание что-то сделать.
Из любого пустыря можно сделать хороший парк, а уж тем более на территории балок. Наглядный пример - набережная Воробьевых гор в Москве (хоть это и не балка, а склон, парк там - один из лучших в городе).
При желании все почистить и обустроить парк можно за два года, если не меньше. Расселить народ можно хоть на Шевченко, хоть на Северной стороне, свободная земля в Севастополе еще есть, распоряжаться ей, правда, будет правительство.
Скептику
В Парке Победы,например,поливают только цветы
перед входом в парк и пятачок перед часовней.Остальные
посадки обречены на засыхание.Посчитайте,сколько деревьев погибло даже на центральной аллее.То же самое на
Историческом бульваре и на Малаховом кургане.Экономят
на воде.Так что ухаживать за зелеными легкими в балках под силу только садоводам.И еще скажите спасибо,что есть,кому очищать городской воздух.
...моск зодчих поражен щедростью дилеров
...ничего не слышат парни...
Скептику.
ТрущОбы частных застроек? Знаете, мне гораздо милее вид черепичных крыш и зеленых садов, чем каменные джунгли типовых застроек.
Можно и не противопоставлять, этот велосипед давно изобретен. Есть деловой центр, с высотками, парками, общепитами и есть зоны частного жилья. С садом, гаражом, лужайкой на заднем дворе. Т.е. зоны работы, общественного транспорта, производства отделены от жилищного сектора. Потому что жить в бетонных муравейниках - противоречит человеческой физиологии.
И меня лично пугают предложенные проекты именно своей утопически-урбанистической составляющей, где нет места отдельным людям, где схемы застройки творятся так, как будто здесь голая земля и вообще никто не живет. Подумаешь, будет некая "социальная болезненность". Лес рубят- щепки летят, ага...
...чтобы мост окупился, автопоток должен быть,как в сан-франциско
...центр города станет его окраиной...мост окажется экологическим ужасом нового центра...ограничить движение через инкерман,а объездную модернизировать до 10 полос... ... ...город оставить в 250 000 варианте...балаклава и инкерман по 50 000...бельбек довести до 100 000 человек...это позволит уменьшить пассажирский поток через бухту...ездить-ходить будут только туристы на современном водном транспорте с водометными движителями...НЕ ЛЕПИТЕ СНЕЖНУЮ БАБУ!!!
...переход количества в качество оставить для реконструкции
,новоделы же изначально должны быть качественными
...с этими "гигантами мысли" остаётся ловить только буй,что находится посреди бухты...удачи нам всем...какие-то либералы, за 40 лет, заведут город в коллапс...
Скептику В Парке Победы,например,поливают только цветыперед входом в парк и пятачок перед часовней.Остальныепосадки обречены на засыхание.Посчитайте,сколько деревьев погибло даже на центральной аллее.То же самое наИсторическом бульваре и на Малаховом кургане.Экономятна воде.Так что ухаживать за зелеными легкими в балках под силу только садоводам.И еще скажите спасибо,что есть,кому очищать городской воздух.
Странно, почему-то я постоянно вижу машину, поливающую центральную аллею в Парке победы, правда бываю там от силы 3-4 раза за лето. Малахов Курган тоже поливается, там где-то еще централизованная система полива работает, где нет - сотрудники из шлангов поливают.
Ваша беда - вы путаетесь с назначение парков. Они в первую очередь создаются для рекреационных целей - любой житель города может туда прийти и отдохнуть там. Вы согласны пускать к себе на дачу всех и каждого? Экологические же функции возлагаются в основном на лесную зону, площадь которой в Севастополе как раз таки сокращается из-за захвата территории всякими садоводческими товариществами и частными домовладениями (лесная зоны Сапун-горы, например)
to Gretta (Севастополь) Скептику. ТрущОбы частных застроек? Знаете, мне гораздо милее вид черепичных крыш и зеленых садов, чем каменные джунгли типовых застроек. Можно и не противопоставлять, этот велосипед давно изобретен. Есть деловой центр, с высотками, парками, общепитами и есть зоны частного жилья. С садом, гаражом, лужайкой на заднем дворе. Т.е. зоны работы, общественного транспорта, производства отделены от жилищного сектора. Потому что жить в бетонных муравейниках - противоречит человеческой физиологии. И меня лично пугают предложенные проекты именно своей утопически-урбанистической составляющей, где нет места отдельным людям, где схемы застройки творятся так, как будто здесь голая земля и вообще никто не живет. Подумаешь, будет некая социальная болезненность . Лес рубят- щепки летят, ага...
Наверное только напротив меня находится неправильное СТ - там одни халабуды, пару недостроев и чуть больше 2-х этажных домов, построенных по принципу "побольше и подешевле"
Черепичные крыши в садовых товариществах?
Выше уже приводили фотографии типичных панорам частного сектора, мусора там явно больше, чем чем зеленых садов.
Переход от одноэтажной застройки к многоэтажной, ликвидация частных домовладений в центре это нормальный ЗАКОНОМЕРНЫЙ процесс развития любого города, посмотрите на любой крупный город России. Если этого не делать мы получим транспортный, бытовой и социальный коллапс. Уже сейчас его начало видно не вооруженным взглядом. А если вам не нравится жить в каменных джунглях, то переезжайте в пригородную зону, там никто пока многоэтажки строить не собирается.
В качестве примера приведу подзабытую уже севастопольцами историю с реконструкцией дороги на спуске Котовского. Необходимо было расширить дорогу за счет отселения части жителей (с соответствующей компенсацией), но по определенным причинам 2 дома отселить не смогли. И теперь мы имеем узкое "бутылочное горлышко" в самом начале подъема, которое нивелирует все усилия по увеличению пропускной способности этого важного участка дороги. Владельцам этих участков тоже не позавидуешь - постоянный шум, превышающий все санитарные нормы, вечная сажа и копоть на окнах и разрушающаяся от динамических нагрузок штукатурка. Ну и кто от этого выиграл?
Ребята, под чьим руководством и кто разрабатывает техническое задание на Генплан?
Куда смотрит САС ! Это же надо такое заявлять ,Горелов не видит ни одного проекта под которым "ОН" мог бы подписаться . Что его нет в разработчиках , - ХАМ ! если не сказать по- русски . Он же к этому вопросу имеет такое же отношение , как сторож на стройке .
Как Григорянц запел: "По украинским программам Севастополь демилитаризировался, военные части должны были постепенно отсюда уходить. Севастополь из военно-морской базы, из плацдарма флота превращали в курортный город наподобие Ялты. Это была большая государственная ошибка".
Ты же, хитрожопый, первый это дело и поддерживал, чтобы свои строительства свои повпихивать. Помню, как всё через сынка - хозяина Теллми - народ поднимал на то, что чуть ли не порт в Камышах снести и там набережные, жилищную застройку сделать по его проектам, яхт-клуб и т.п.
to santo (Sevastopol) Куда смотрит САС ! Это же надо такое заявлять ,Горелов не видит ни одного проекта под которым ОН мог бы подписаться . Что его нет в разработчиках , - ХАМ ! если не сказать по- русски . Он же к этому вопросу имеет такое же отношение , как сторож на стройке .
Он высказался как Севастополец, если Вы имеете другое мнение - плиз в студию к обсуждению! 
Зря Вы так на Горелова!
Люблю Севастополь любой. Люблю центр за балкончики увитые виноградом, лестницы, балюстрады, тихие дворики. Люблю ПОР за суету и многолюдность, люблю Остряки за сосновую аллейку, люблю Древнюю за древность, Балаклаву -за камерность, Радиогорку-за вид на город. Глазами вижу мусор, обветшалость, стараюсь не пускать это в сердце. Не хочется, чтобы в результате осуществления этих архитектурных планов исчезла атмосфера города, как это случилось, например, с Москвой. Закралась крамольная мысль-если денег будет мало, то и излишеств не будет.
Что касается земель МО. Перед ведомством стоит задача избавиться от лишних зданий, земель, собственно, за что сейчас судят Васильеву, типа, дешево продавала.
Что касается гаражей и дач. Есть законы, суть, если земля требуется под государственное(муниципальное) строительство, то земля забирается с выплатой компенсации. Причем, недавно приняли закон, ограничивающий время уговора, как-то так. Недовольные могут оспаривать сумму компенсации через суд. У нас такое сплошь и рядом. Если раньше Москва росла за счет окрестных деревень и людям в обмен предлагалось благоустроенное жилье в городе, то сейчас живут «на земле» со всеми городскими удобствами и сноситься не желают. И все равно власти договариваются с хозяевами земли.
Даже если часть из представленных планов начнет воплощаться в дела, вас ждут непростые времена. Ремонт в квартире и тот приносит массу неудобств, а ремонт (стройка) в городе это-кошмар.
Никого не хотела обидеть или как-то задеть. Написала то, что знаю и чувствую.
разработка подобных планов напоминает мне больного и хромого который хочет поучаствовать в олимпиаде. Надорвётся. Сначала подлечится бы не мешало, а только потом начинать с легкой пробежки. Тут дороги в порядок не могут привести, а о туннелях и канатных дорогах мечтают. Сказочники...