ForPost продолжает рассказывать о севастопольцах – участниках боевых действий в годы Великой Отечественной войны. Их осталось всего 25, все они - представители Совета ветеранов Сухопутных войск. Сегодня герой «Голоса победителей» Николай Иванович Мазуренко.
Николай Иванович родился 11 октября 1927 года на Кубани. В декабре 1944 года попал на 1-й Украинский фронт. Воевать приходилось не только с немцами, но и с власовцами, и с бойцами УПА (*запрещена в России).
День Победы Николай Иванович встретил во Львове. Празднование едва не обернулось трагедией: примерно за час до его начала были обнаружены два немецких станковых пулемёта, заряжённых и наведённых прямо на то место, где должен был пройти строй солдат.
«Я был в 1-й роте 1-го батальона 105-го полка 43-й дивизии 1-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта. Командовал 1-м Украинским фронтом маршал Конев. Когда нас зачислили в роту, командир сказал: «Будем вас, кубанцев, готовить к штурму Берлина». Но вскоре его тяжело ранили. Когда объявили о капитуляции, радость, конечно, была огромная. Но мы тогда не почувствовали, что война закончилась, – нам воевать приходилось до самого сентября», — вспоминает Николай Иванович.
Рассказывать о войне ему тяжело и психологически (тяжёлых эпизодов было очень много), и физически. Здоровье у ветерана далеко не крепкое. При этом живут супруги Мазуренко на 5-м этаже без лифта, поэтому путь на улицу им заказан. И это очень грустно, потому что для Севастополя Николай Иванович сделал немало. Демобилизован он был только в 1958 году, поэтому успел внести свой вклад в возвращение города в мирное русло.
«Еще много лет после войны водолазы вылавливали в Южной и Северной бухтах немецкие мины. Их цепляли к нашему катеру, и мы отвозили их в безлюдные места. Такими местами тогда были и Омега, и бухта Казачья. А там уже мины взрывали», — рассказывает ветеран.
На просьбу передать своё напутствие севастопольцам Николай Иванович ответил кратко:
«Будьте верными традициям дедов и отцов. Больше тут не скажешь. К сожалению, осталось нас совсем мало…»
Ольга Смирнова
Обсуждение (7)
А он случаем не на Корчагина живёт? Кажись я с его сыном работал.
Ах, в бухту Омега буксировали мины и там взрывали? Тогда понятно, откуда на дне бухты взялись губокие ямы. Там еще предупреждение раньше выставляли, на пляже.
Дедушка такой ценный носитель информации. А мы ничего не знаем. Написал бы мемуары, сколько всего важного мы бы узнали.
to Партизан (Севастополь) Ах, в бухту Омега буксировали мины и там взрывали? Тогда понятно, откуда на дне бухты взялись губокие ямы. Там еще предупреждение раньше выставляли, на пляже. точно! я в детстве был пару раз и в п.лагере "Омега" и в санатории "Омега" и нас, детей, все время пугали этими ямами, что, мол, омуты, водовороты и прочие "бабайки" там живут) Верхом экстрима было с маской проплывать над этими ямами ) Теперь понятно. откуда они там. Крепкого Здоровья Николаю Ивановичу!!!
К сожалению это не бабайки. В этих омутах тонули купальщики. На моей памяти было пару раз. Особенно страшно для тех кто не умеет плавать. Там бухта мелкая, идет человек себе, идет,по грунту, ни о чем не думая. И тут бух - с головой... яма! Там раньше специальные буйки стояли, красные. Может их уже засыпали. Но было такое, было...
Я на мелководье купалась тогда, но может они есть по всей бухте, не знаю.
"ForPost продолжает рассказывать о последних севастопольцах – участниках боевых действий..."
Г.г. т.н. журналисты, читайте книги хоть изредка: Севастопольцы не последние, а последние ИЗ ОСТАВШИХСЯ В ЖИВЫХ жители города Севастополя !!!
Когда же научатся писать и читать написанное ? )))