Кочующая по Севастополю историческая брусчатка (власти заверяют — всё под контролем), обнаруживающаяся и вновь теряющаяся мемориальная доска Гарину-Михайловскому (на Ласпинский перевал так и не возвращена), потерянный или украденный старинный якорь у ДКР (будет ли кто-то наказан за это?) — всё это заставило вспомнить ещё об одной исторической и, что важно, реставрационной ценности — практически вечном крымбальском камне.
Материал, из которого сложены многие, прежде всего оборонительные, объекты исторического центра города (в том числе — оба Владимирских собора, Константиновская и Михайловская батареи, Графская пристань, Оборонительная башня Малахова кургана, Драконий мостик на Приморском бульваре, памятник Казарскому), сегодня не добывается — остались только очень глубокие его залегания. «Аналоги», на которые его пытаются заменить при реконструкциях, обычно не выдерживают ни критики, ни времени, поэтому каждый большой фрагмент крымбальского камня — находка для реставратора.
Здесь, например, вместо правильного камня стоит обычный ракушечник. И некрасиво, и недолговечно.
Фото: Анатолий Пряшников
Однако ценность этого камня рядовым горожанам понятнее, чем тем, кому доверено сохранять и строить город. Так, в декабре 2015 года серый крымбальский камень в сквере у памятника Сенявину решили заменить на дешёвую, но нарядно-беленькую (правда, очень недолго) мшанку.
Она, как и прогнозировали возмущённые севастопольские специалисты, продержалась недолго, и уже в апреле 2017 года началась её замена.
Сейчас её разрушение, похоже, уже никто не отрицает. На фото — лишь один из множества разрушившихся участков недавно обновлённого парапета.
Фото: ForPost
«Крымбал нужно беречь и использовать по назначению! — учили свою власть севастопольцы. И задавали вопрос:
— Куда дели то, что убрали из сквера?»
Горожан успокоили: камень якобы передали на хранение ООО «Управляющая компания». Тогда ею руководил Игорь Валис, весной этого года задержанный по подозрению во взятке в виде Porsche и денег.
Гораздо бóльшие объёмы крымбальского камня пошли под снос во время расчистки мыса Хрустального от сооружений 54-го военного завода, который частично построен на стенах сооружений форта «Меншиков».
Фото: Виктор Чижов
Тогда от вида бульдозеров, уничтожающих исторический памятник, а вместе с ними — и ценный реставрационный материал, у местных специалистов волосы становились дыбом. Крымбал большого размера и, что очень важно, с сохранившимися углами и ровной поверхностью безбожно крошился, разбивался ковшом и сваливался в кучи.
Чтобы сохранить камень, энтузиасты стали вручную собирать и складывать его на паллеты, но спустя недолгое время доступ на стройплощадку им закрыли.
Фото: Виктор Чижов
Для горожан и для прессы устроили шоу с передачей камня на хранение Музею героической обороны и освобождения Севастополя — для использования при реконструкции Исторического бульвара. Фонд «Национальное культурное наследие» официально сообщил, что туда отвезли 20 тонн ценного камня.
Фото: ООО «Стройгазмонтаж»
От того, как это было сделано, волосы на голове зашевелились уже у реставраторов в других городах. Было очевидно, что сохранность камня никому не важна, главное — дать картинку, которой можно хотя бы частично погасить возмущение.
Подробнее об этом можно прочитать в материале ForPost «Застройщик мыса Хрустального устроил показуху с заботой о Севастополе».
Цел ли этот камень и сколько его? С этими вопросами ForPost обратился в музей-заповедник и в ООО «Управляющая компания».
«По результатам инвентаризации 2021 года имущества, указанного в запросе, не обнаружено», — сообщил сегодняшний директор «УК» Илья Полтавский.
И это не вызвало большого удивления.
Не удивимся мы и в случае, если исчезновение ценного камня сойдёт с рук всем, кто к этому причастен.
А вот в Музее обороны и освобождения Севастополя камень обнаружили.
«17–20 м куб. камня хранится на территории мемориального комплекса „Исторический бульвар”. Крымбальский и альминский камень планируется использовать при восстановлении исторического ограждения ансамбля мемориального комплекса памятников обороны города Севастополя в 1854-1855 годах „Исторический бульвар”», — сообщил сегодняшний директор музея-заповедника Михаил Смородкин.
Фото: Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя
Действительно ли при реконструкции Исторического бульвара (в завершение которой, к слову, верит всё меньше горожан) будет использован этот камень и возможно ли будет его использовать после того, как с ним поработали бульдозер, самосвал и экскаватор?
Продолжаем следить за ситуацией и надеяться, что свои реставрационные мастерские в городе однажды всё-таки появятся.
Светлана Косинова
Обсуждение (25)
Никто, нигде и никогда не грузит кирпич и строительный камень навалом - только вручную или на поддонах. Но у нас свой путь - путь варваров-разрушителей.
Страшно читать новости, страшно от своего бессилия остановить эту катастрофу разрушения Города.
А в чём проблема - создать реставрационные мастерские? Никто не знает, как зарегистрировать ООО?
Несложная технология освоения: в 2015 году заменили вечный крымбальский камень на дешёвую мшанку. В 2022 году - снова замена камня за бюджетный счёт! Невыгодны вечные материалы понаехам!
Наверное, историк- градоначальник не знает, что такое ИСТОРИЯ.
Господи, какой ужас! Просто банда варваров орудует в городе без стыда и совести. Идея-максимум у них - полностью зачистить город от мешающей "освоению бюджета" истории.
Варвары!!!
Гранитные бардюры уже никто и не вспомнит.
21 век.
..Отправляясь на работу, приказал Тамерлан, упс чиновник каждому подрядчику оставлять на ответственное хранение крымбальский камень.
И вырос курган.
И был зной и был холод, и была победа.
И возвращались они, и поднимали камни свои.
Но не осталось камней.
И последний ушел Тамерлан.
И поднимал он тяжелые камни, и говорил
с ними, вспоминая про себя имена подрядчиков..
https://youtu.be/G_l0nXH-1R0
Когда известному русскому классику еще задолго до революции за границей задали вопрос "А как там у вас в России",он ответил коротко - "Воруют". Ничего не меняется(
Полная бесконтрольность и полная безнаказанность воров-чиновников. А ведомства молчат в тряпочку за денежку немалую.
Эту страну спасут только статьи уголовного кодекса.... Что очень страшно
to Линьков: здравствуйте. Тонко.
Только Победы не будет и не вернуться сюда они, потому что их камни никогда здесь не были. Они просто проходят мимо, как смерчь.
И сейчас опять проходя мимо, они уносят наши с Вами камни, оставляя нас без прошлого
Варвары...и по их загребущим рукам им никто не надаёт. Ворон - ворону....
to Аллегро:
Добрый день. Это беда, когда вместо крымбальского камня кладут его реплику. Что делать в таких случаях? Прописывать в договоре подряда условие демонтажа брусчатки и лиц, ответственных за ее хранение, а также ее использование в дальнейшем. А ещё- опись, протокол, отпечатки пальцев, а смысле- акт приема- передачи камня, причем не по весу, а поштучно. Что для этого необходимо? Волевое решение, которым прописать, что брусчатка, это не расходный материал, который представляет собой не второстепенную, а историческую ценность. Что это значит? Это значит, что ремонт проезжей части должен называться (выделю) производством реставрационных работ. Это, кроме прочего, предполагает непосредственное участие в работах Севнаследия. Это, если на пальцах.
https://youtu.be/nmk74yEkbaI
to geragera:
Так и в 2022-м - совсем не первая замена будет.
to Линьков: проблема в том, что разруха везде и под каждую ерунду инструкции не пропишешь
to Аллегро:
Ваша непримиримая позиция мне понятна. Но речь, скорее всего, идёт не об инструкции, а порядке, в конкретном случае, производства строительных работ. Под ними я понимаю (внимание!!) не ремонт мощения, а ее реставрацию. Это- две большие разницы, включая производство экспертизы, привлечение сторонних специалистов и др. Как говорится, между хозяйственным хозяином и хозяином с большим хозяйством- большая разница. Если есть необходимость, я могу расписать подробно- не о хозяйстве, а о реставрации. А сейчас- коротко. О плюсах: сохранение брусчатки, исторического облика, позитивные отклики пользователей, вместо негативных, экономия денег на приобретение новодела, за наш счет. О минусах: удорожание стоимости работ, за счёт бюджета, увеличение времени их производства. Итого, 3:2, в нашу пользу. Об экономии за наш счет, на нее ссылался выше. На бордюре сидит бомж и попрошайничает. К нему подходит Изя, засовывает обе руки в карманы и долго в них шарит, наконец, находит там рубль и бросает его нищему в коробку:— Извини, друг, на днях у меня была свадьба и теперь я обрёл двух женщин: жену и тёщу, поэтому с сегодняшнего дня я не смогу бросать тебе по три рубля, как раньше.Бомж неожиданно вскакивает и начинает кричать на всю улицу:— Люди, скорее выходите и посмотрите на этого умника! Он, видите ли, приобрёл семью, а теперь они должны кормиться за мой счёт! , И о хорошем. Нужно проверить производителя, что производит "новую" брусчатку и аффелированных с ним лиц. Проверка- она такая: здесь много чего переплетается..
https://youtu.be/uluWAG0_Hy4
Быстрее бы обсудили приняли статью о вредительстве. По-другому никак. Полная безответственность и бездарность власти.
to Линьков:
Кому "нужно"?
to Гоголь Н.В.:
Добрый день. Что не говори, приятно иметь дело с живым классиком. Чтобы Вас ничего не смущало в моей рукописи, нужно задать вопрос, ни кому нужно, а для чего нужно, и тогда все встанет на свои места. Понимаю, островато, но я же пишу о русских людях.. Как классик, классику: Послушайте! Ведь, если неправильную брусчатку кто- то производит -значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы она была, вместо правильной брусчатки? Значит - это необходимо, чтобы каждый день она зажигала, в смысле кочевала? Ведь, она не звезда, чтобы каждый вечер загораться над нашими крышами в одном месте..
1914, упс 2022 год.
https://youtu.be/1R6FKSX7Kbc
Зарегистрировать проблем нет, кто позволит работать?
to Assol:
Добрый день. Чтобы работать с крымбальским камнем на городском уровне, нужен госзаказ. Это значит, что реставрационная мастерская должна быть не только аттестована, но и аккредитована на эти работы. Проблема в том, что служивые люди привыкли работать с крупными, а не мелкими фирмами, пардон формами
https://youtu.be/2aFAsLxWyD8
Высказываются все-только не *заслуженные* севастопольские архитекторы.Там наверное другие интересы?
to Гоголь Н.В.:
Ну есть в городе фирмы с лицензиями. А толку? Все подряды отдаются материковым. Это предприятие должно быть городское, как "Парки и скверы", например. Вот оно обязано поддерживать порядок на городских пространствах и занимается этим или само, или с привлечением сторонних подрядчиков. Но процесс контролирует. Так и это предприятие по реставрации должно взять под свой контроль все памятники в городе, которые не имеют собственника - взять на свой баланс, должно постоянно следить за их состоянием, проводить профилактические мероприятия, чтобы не доводить до необходимости реставрировать, должно собирать реставрационный материал, который сейчас тупо выбрасывается на свалки и захламляет округу. Также оно должно контролировать работу иногородних подрядчиков, не знающих ни нашей истории, ни наших материалов, оставляющих сейчас многочисленные проколы в этом деле.