Севастопольские общественники обратились в Фонд «Национальное культурное наследие» с просьбой разрешить им продолжить работы по сбору и сохранению ценного крымбальского камня, оставшегося в результате расчистки площадки под будущий культурно-парковый комплекс на мысе Хрустальном. В качестве примера его возможного использования они указывают на сквер у Владимирского собора.
Мыс Хрустальный. Коса на камень
Как ранее писал ForPost, волонтёры получили разрешение фонда на сбор и вывоз для дальнейших реставрационных работ крымбальского камня, из которого были построены многие исторические объекты города. Чтобы избежать обвинений в личной корысти, общественники, среди которых профессиональные реставраторы, написали письмо в Севнаследие с предложением забрать камень, добыча которого сейчас не ведётся.
«Они [Севнаследие] написали: нет, у нас нет такой компетенции. Тогда мы решили: соберём камень, посчитаем количество паллет с ним, сфотографируем, сделаем акт передачи — главный инженер фонда его обещал подписать — и у себя на базе будем хранить. Как только городу, реставраторам будет что-то надо — мы готовы его отдать. Нам он не нужен, у нас чисто волонтёрское движение. Никаких собственных интересов, вообще», — говорит руководитель секции охраны исторического наследия РОО «Севастопольское общество охраны природы, прав человека и исторического наследия» архитектор и реставратор Анатолий Пряшников.
Фонд «Национальное культурное наследие» разрешил собрать со строительной площадки ненужный ему, но необходимый для качественной реставрации объектов прошлого и позапрошлого века камень.
Скрин видео канала «Творческий союз» / Youtube
К сожалению, жест доброй воли был недолгим. После того как волонтёры обнаружили в центре строительной площадки уникальный колодец с арочной конструкцией, уже частично разрушенной ковшом экскаватора, и сообщили об этом чиновникам и прессе, доступ на стройплощадку для них закрыли.
К этому времени волонтёры — а их, несмотря на всю эмоциональную поддержку горожан, всего несколько человек — собрали 4 паллеты камня. По их словам, осталось ещё не меньше 30–40, причём это только целых, неразломанных блоков. Хотя пригодился бы весь имеющийся камень, говорят реставраторы.
1 марта общественники направили официальное обращение в Фонд «Национальное культурное наследие» с просьбой дать им возможность завершить работы.
Напомним, Фонд «Национальное культурное наследие» (заказчик комплекса) был основан в июне 2018 года Мариинским театром, Эрмитажем, Третьяковской галереей и Большим театром. Его возглавляет экс-заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Хамит Мавлияров, в 2012–2015 годах также занимавший должность первого вице-президента госкорпорации «Олимпстрой».
Парапет у Сенявина. Камень преткновения
Из крымбальского камня построены многие объекты исторического центра города, в том числе - оба Владимирских собора (в Херсонесе и на Центральном холме Севастополя), Константиновская и Михайловская батареи, Графская пристань и Оборонительная башня Малахова кургана, Драконий мостик на Приморском бульваре и памятник Казарскому.
Высокие вулканические температуры и давление сделали крымбальский камень исключительно влаго- и морозоустойчивым, и это позволило строить из него не только здания, но и набережные, причальные стенки и укрепления. Он в десятки раз прочнее инкерманского, но, в отличие от последнего, очень сложен в добыче — и его разработка уже десятки лет не ведётся.
О строительной ценности крымбальского камня ForPost писал не раз, в основном — в связи с парапетом у памятника Сенявину, который в декабре 2015 года заменили на «беленький», но недостаточно прочный для такого использования инкерманский камень. Дешёвая мшанка, разновидностью которой он является, по единодушному мнению экспертов, в наружных работах может использоваться только в облицовке, но ни в коем случае не крупными блоками и не в горизонтальной плоскости. Мшанка во много раз хрупче крымбальского камня, сильно впитывает влагу и выдерживает очень мало циклов заморозки-разморозки.
«Да через сто лет он будет такой же жёлтый, как и крымбальский!» — пытались успокоить всех чиновники и подрядчик.
«Да он сто лет и близко не простоит!» — негодовали эксперты, возмущённые, в том числе, и такой некомпетентностью заказчика — департамента городского хозяйства — и исполнителя работ — ООО «Промальп Эдельвейс».
Справедливость мнения специалистов подтвердил ближайший год, в течение которого парапет начал разваливаться, — и уже в апреле 2017-го началась замена его блоков.
Эффективностью расходования бюджетных средств при строительстве мшанкового парапета занялся Следком, а исторический, крымбальский парапет был найден на ответственном хранении в ООО «Управляющая компания», во главе которой стоит Игорь Валис.
Сквер у Владимирского собора. Время разбирать камни?
Зачем нужны «домашние» запасы крымбальского камня, хорошо видно в недавно реконструированном сквере у Владимирского собора. Тогда ещё находившийся в должности вице-губернатора Михаил Демиденко колебался между двумя вариантами: назвать все недоделки в реконструкции «мелкими» или же внести скрывшегося подрядчика — ставропольскую компанию «Группа Е» — в чёрный список на портале госзакупок. Судя по тому, что в официальном реестре недобросовестных поставщиков подрядчик так и не появился, видимо, работам таки поставили «зачёт».
Независимую экспертизу реконструкции сквера провели Анатолий Пряшников и Анатолий Туманов. Первый — в качестве руководителя секции охраны исторического наследия РОО «Севастопольское общество охраны природы, прав человека и исторического наследия» и аттестованного Министерством культуры реставратора, второй — как член той же секции и аттестованный Минкультом реставратор памятников каменного зодчества (направление «Естественный камень»).
Вот иллюстрации из составленного ими акта.
Реставрация поворотных колонн парапетов из крымбальского камня выполнена с недопустимой подменой на блоки из ракушняка и мшанки — материалов с другими физико-механическими и химическими свойствами и структурными несовпадениями.
Как это отражается эстетической целостности композиции — очевидно непрофессионалам.
«Данные способы являются свидетельством непрофессионального подхода к проведению реставрационных работ», — говорится в акте обследования.
Работы, к слову, по договору субподряда выполняла фирма «Гуар» из Санкт-Петербурга. Она же реконструировала Малахов курган, а сейчас занимается Историческим бульваром, художественным музеем и кинотеатром «Родина» в Балаклаве.
Кроме несоответствующих материалов, очевидны и другие «косяки». Вот так выглядит механизированная имитация ручного тёса камня. «Геометрия и исполнение данной работы не соответствуют уровню квалифицированного реставратора изделий из камня», — говорится в заключении.
-
Искусственное старение натурального горного камня, по мнению экспертов, выполнено электрической углошлифовальной машиной, в то время как в реставрации для этого применяют метод травления. Отдельные вопросы — межблочные швы,
… несоблюдение форм
… и реставрация декоративных осветительных мачт краской, повредившей первоначальный вид старинной кладки.
Глядя на фото ниже, трудно усомниться в мнении реставраторов о том, что к ступеням лестницы руками никто так и не притронулся.
И снова — о крымбальском камне, точнее, о парапетах из них. Как видно на фото ниже, реставраторы XXI века решили узаконить железобетонные «крышки», установленные на скорую руку после войны взамен разрушенных дореволюционных крышек из натурального камня.
«Это является грубейшим нарушением всех норм и правил восстановления исторического облика объекта реставрации», — заключают эксперты.
Они делают вывод: реставрационные работы выполнены с грубейшими нарушениями всех норм и правил и требуют почти полной переделки.
Рекомендации реставраторов таковы:
— произвести замену всех реставрируемых материалов на идентичные оригиналу;
— применить реставрационные методы обработки камня;
— доработать проект согласно выданным выше рекомендациям;
— потребовать от подрядной организации список аттестованных в Министерстве культуры специалистов-реставраторов, выполнявших данные работы, и подать сведения в комиссию по аттестации Министерства культуры для проведения их переаттестации.
***
Пока реставраторы составляли эти рекомендации, на торте Владимирского сквера появилась «вишенка»: бережная бордюрная побелка некоторых архитектурных элементов. Бережная исключительно по отношению к ели, лапы которой поленились поднять ради завершения «художественных» работ.
Светлана Косинова
Обсуждение (20)
тендер выиграли? выиграли. деньги переведены? переведены. акт подписан? подписан. теперь ищи ветра в поле. требуется такая мера, как запрет на профессию. чтобы потихоньку очистить сферу от профессиональной некомпетентности, рождающей таких вот уродцев. страна большая, сколько ещё таких убийц истории по порталу госзакупок шарится в надежде срубить деньжат по-лёгкому.
История с крымбальским камнем частный случай общей ситуации в стране: мнение специалистов игнорируется, оно никому не нужно, страна живет сегодняшним днем, по быстрому заработать. Прошлое забывается, горизонт планирования будущего максимум на год, до следующего принятия бюджета. А забывая прошлое, забава прыжки на граблях будут традиционными.
Подмена крымбальского мшанкой "проходит" по всем документам на ура!
Известняк был? Известняк ставим. Натурально-природный известняк и там и там, по бумагам не придерешься.
Крымбальский камень в зданиях, памятниках, заборах и подпорных стенах необходимо защитить законодательно! Сейчас он не защищен никак, сколько бы не шумели общественники и депутаты.
Дайте официальную защиту крымбальскому камню в Севастополе! Тогда его можно будет отстаивать, сейчас это - сотрясание воздуха. Пропустили потерю у Сенявина, переживем потерю крымбала 54-го завода.
Пряшников, для того, чтобы крымбал получили "охранную грамоту", надо собраться вам с 54-го, Чижову, Горелову, Комелову, сенатору Тимофеевой, депутатам, прошедших путь борьбы за крымбальский парапет у Поста № 1. Собраться, обсудить, написать дорожную карту выполнения важной задачи: Предоставления охранных документов крымбальскому камню в историческом поселении Севастополь.
Документы должны быть такими, что будут однозначно бить в судах документы любителей закрасить, заменить, разобрать, увезти и потерять крымбальский пиленый.
Пряшников, доведите дело до Результата!
У меня уже давно появилась уверенность, что в городе под управлением пупса некомпетентность приветствуется.
Чем иначе можно объяснить упорное нежелание прислушаться к тому, что говорят местные специалисты.
Нам (горожанам) навязывают своё мнение дилетанты.
Это нежелание обучаться достало.
Похоже, что референдум - это единственный способ избавиться от "турЫстов" - варваров.
to 55555:
А Вам что мешает сделать то, что советуете?
Можете помочь? Помогите !
Выход один- не дать камню пропасть.
to Тина Севастополь: Помочь могут Севнаследие, судьи и прокуроры. Для того, чтобы у Севнаследия, судей и прокуроров были поводы и доводы защищать изделия из красивого и крепкого материала, должны быть выписаны постановления, распоряжения и изменения к Законам, позволяющие и обязывающие.
Этих документов нет. Пряшников с теми, кто у Поста № 1, на 54-м заводе столкнулся с утратой изделий и ценного материала , депутаты, сенатор сейчас могли бы дать зеленый свет рождению важных для крымбала документов.
Я плешь проедаю правительству и прокурорам по другим событиям. Пока хвастать нечем.
Мы с Вами были на публичных слушаниях 8 октября 2018 по изменению назначения участка для Консоли. Дольщики подняли руки ЗА, два депутата, общественник, художник, я - аргументированно - ПРОТИВ. Победили дольщики и глава РОО «Севастопольское общество охраны природы, прав человека и исторического наследия» Шестак, проголосовавший ЗА.
Пряшников - работяга, зашел в РОО для удобства. Но работает на Шестака, получается.
to Тина Севастополь:
Уважаемая! Какие дилетанты? О чём Вы говорите? Это специально обученные люди, получившие определённое задание и полномочия. Вам напомнить КТО прислал сюда нынешнего губернатора, или сами догадаетесь?. Могу дать три попытки. Вы ничего за пять лет не поняли!!!
главное, чтобы паллеты с камнем не исчезли, а потом случайно не объявились у кого-нибудь из чиновников на территории домовладения
Гражданин Аникин, не надо путать собственную шерсть с государственной .Не надо подмешивать личные интересы своего землевладения по соседству с Гоголя 13 и вашу личную неприязнь в личности Шестака к данной теме. Имейте совесть.
Неприязнь неприязнью, а Консоль с 2004 по 2019 продержалась, в том числе, на усилиях Шестака. Если Вы это понимаете, господин Пряшников, то можете продолжать относиться к руководителю ваших секций с приязнью. Когда это Ваша шерсть стала государственной? Имейте честь.
to техник:
to прекрасноедалёко: И ты подпевала и дилетант. С какого Мухосранска к Нам приехал и нудишь тут?
Такой же запрет нужен и для чинуш,принявших подобный трэш у рукожопов и подписавших акты выполненных работ.
хорошо хоть ракушняк вставили, как-никак натуральный камень. у соседей, вон, пластиковыми бутылками лепнину имитировали
Что тут рассуждать, посмотрите сюжет Федерального канала Россия 1 о "реставраторах" по всей стране (25:40-29:20 мин.) . И ни какой реакции органов. Жесть...
https://www.youtube.com/watch?v=kYgelf_3vdE
А вот и наше письмо, а в ответ тишина...
Вот еще очень интересная информация. Вот с чего начинаются настоящие историко-археологические исследования. Невооруженным взглядом видно сколько еще будет находок. В частности церковь 7-го бастиона.!!!
И брусчатка со Спуска Котовского чью - то дачку сейчас украшает.... И бордюры с городских улиц тоже куда то исчезают... Цементными изделиями обойдутся севастопольцы, тем более у чиновников и их близких заводики по изготовлению брусчатки и бордюров, надо же куда то девать, не себе же на дачу. вот и крымбальский камень спокойно жить не даёт...
Особняки строят на 54- заводе себе абхазы - а тут волонтёры мешаются под ногами, не дают Арсенал обокрасть....для ИГИЛ( запрещенной группировки в РФ)...
Посмотрите как видны все оборонительные стены 7-го Бастиона на аэрофотосъемке 1942 года, и как они совпадают со съемкой 1830-40 г.. И нашелся даже тот колодец, который "случайно" нашли при раскопках (отмечен красным кругом), а чуть южнее здание церкви с алтарной частью. Сколько будет еще находок..... Главное их сохранить. Это как же надо быть такими невеждами, что бы перед проведением так называемой “археологической разведки” или историко-археологических изысканий предварительно не поработать с топографическими материалами… Просто какой то позор. Жаль сервер урезает разрешение снимка. Кому интересно выложу с высоким разрешением у нас в гуппе в ВК https://vk.com/club177863160
to Нептун Севастопольский:
А в каком "Умаодане" так хамить учат?
to Анатолий Пряшников: Да, место знаковое - хорошая "заготовка" для исторического парка в центре города. Но не состоялось.
Жаль, что мысли о сохранении истории приходят лишь тогда, когда остаются лишь архивные фото, в лучшем случае.