В мире

Эксперты объяснили, почему британские премьеры не задерживаются у власти

По мнению аналитиков, проблема заключается не в людях.

Эксперты объяснили, почему британские премьеры не задерживаются у власти
Фото:
gov.uk
Бывший премьер-министр Британии Лиз Трасс

Британский премьер-министр Лиз Трасс ушла в отставку с должности, пробыв на ней всего полтора месяца. В Великобритании за три года происходит уже третья смена главы парламента. Эксперты британской газеты The Economist утверждают, что это в большей мере вызвано значительными переменами в самой должности за последние десятилетия, чем с недостатками последних трёх премьеров. Сейчас им приходится выполнять обязанности не только главы парламента, но и условного президента, у которого нет традиционных преимуществ, а только неудобства.

Чуть более ста лет назад Артур Бальфур был премьер-министром Великобритании — он занимал эту должность с 1902 по 1905 годы. Премьер «самой могущественной страны мира» того времени предпочитал политике гольф и философские беседы в своём шотландском поместье — он признавался, что даже не читал газет.

Тяжело представить такого премьер-министра сейчас. Журналист Стив Ричардс, который написал книгу о британских премьерах современности, утверждает, что людям на этой должности постоянно приходится пытаться контролировать неконтролируемые события, которые в конце концов их ломают. Покойная королева Елизавета II во время назначения Бориса Джонсона на должность честно заявила, что не может представить, кто вообще захочет такую работу.

Марк Гарнетт из Ланкастерского университета считает, что причина проблемы заключается не в том, что мир сильно изменился: другие мировые лидеры сталкиваются с аналогичной нагрузкой, что не мешало Ангеле Меркель провести 15 лет в кресле канцлера Германии, а Дональд Трамп и Барак Обама всегда находили время для гольфа. Проблема, объясняет Гарнетт, кроется в самой должности: премьер-министр Великобритании — это «неработоспособное» сердце «негодной»  политической системы.

Британскому премьеру приходится выполнять больше обязанностей, чем почти любому другому мировому лидеру: он является главой правительства, лидером политической партии, сборщиком средств, психотерапевтом для нации, послом, а также местным депутатом, от которого в любой момент могут отказаться избиратели. Нет такого человека, который мог бы филигранно справляться со всеми этими аспектами, особенно когда за каждым твоим шагом пристально следят СМИ и парламентарии.

При этом премьеры зачастую берут на себя дополнительные обязанности, которые до этого лежали на плечах других людей, утверждает Гарнетт. Тони Блэр и Маргарет Тэтчер, например, по сути взяли под личный контроль деятельность министерств иностранных дел и образования, так как считали, что в этих ведомствах слишком «дружно» ведут себя с иностранцами и учителями. При этом ещё в 1960-х такое было тяжело представить: тогда министр внутренних дел Рой Дженкинс значительно ослабил ограничения в законе об абортах и гомосексуализме без какого-либо вмешательства со стороны премьера Гарольда Уилсона. Сейчас же все идеи должны исходить от Даунинг-стрит.

Это приводит к тому, что британский премьер вынужден вести себя так, будто он президент: члены кабинета министров на коротком поводке; пресса узнаёт о решениях премьера раньше парламентариев; тотальный контроль над страной, включая оборону и войны; выборы, которые в первую очередь фокусируются на личностях кандидатов.

Проблема в том, что полномочия премьера на практике ограничены гораздо сильнее, чем, например, у президента США. В Великобритании система работает только в том случае, если у партии премьера парламентское большинство с сильным перевесом. Если же законодатели «противостоят» премьеру, то он не может компенсировать это при помощи своей исполнительной власти.

Все эти условия, по мнению авторов, создали должность, которая мучает человека, на ней находящегося, и ослабляет политическую систему страны в целом. Гарнетт считает, что из ситуации есть два выхода.

Первый — восстановление старой системы, в которой премьер является «первым среди равных». Это почти невозможно в зацикленном на личностях медийном пространстве, которое наловчилось обвинять во всех проблемах высшее руководство.

Второй выход — официально признать «президентскую» составляющую должности и создать полноценную «администрацию премьер-министра». Этого пытались добиться Тони Блэр и старший специальный советник Бориса Джонсона Доминик Каммингс, но они не достигли особого прогресса. Текущее положение в стране требует стремительных новых реформ, считает эксперт.

Читайте по теме: Названо имя нового премьер-министра Великобритании

475
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (3)

Profile picture for user Банщик
24610

система работает только в том случае, если у партии премьера парламентское большинство

Эти клоуны могут там хоть наизнанку вывернуться.Без визы действующего монарха ни один указ или закон не начнёт работать...haha

Главное за день

Почему «источник ангела» иногда беснуется и мстит жителям Крыма за нелюбовь

Малая река Мелек-Чесме проходит через всю Керчь, но из неё не пьют — в неё плюют.
17:17
0
1509

«Сбивать их мы можем». Военные эксперты — об ударах по Крыму ракетами ATACMS

Что означает сбитие ракет, про поставки которых на Украину так много говорили.
10:23
5
1636

Спортсменка из Севастополя стала чемпионом Европы

Елена Гапешина рада, что золотая медаль поедет в родной город.
11:06
3
2815

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
15
5383

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
19
1923