Севастополь

«Белые ночи» в Севастополе: одиночество на хирургическом столе

«Белые ночи» в Севастополе: одиночество на хирургическом столе

В Севастополе на Малой сцене театра Луначарского состоялся закрытый показ спектакля «Белые ночи» по одноименной повести Федора Достоевского. На просмотр дипломной работы актера театра и выпускника режиссерского факультета ЛГИТМиК Николая Нечаева были приглашены его коллеги. Однако совсем скоро оценить часовое откровение молодого режиссера сможет и севастопольский зритель.

Как однажды заметил великий Чехов, краткость – сестра таланта. Иногда этот афоризм так и хочется продолжить: а искренность – его подруга. Дипломный спектакль Николая Нечаева «Белые ночи» стал ярким симбиозом этих двух явлений. Режиссер не просто продемонстрировал навыки, приобретенные в театральном вузе, а пригласил зрителей на откровенный диалог. Вопрос, стоявший во главе всего, был очень прост – что вы знаете об одиночестве? По тому, как Нечаев интерпретировал повесть Достоевского, было очевидно, что в течение долго времени он не просто размышлял об одиночестве, а проделал большую внутреннюю работу и результат преподнес зрителю.

 Николай Нечаев известен севастопольцам по спектаклям «Анна Каренина» (Алексей Вронский) и «Чайка» (Борис Тригорин). Воплощая сложные и противоречивые образы, он все же оставался в определенных рамках, за которые нельзя было выходить. Диалог со зрителем, определенно, был, но разворачивался он в несколько иной плоскости. Теперь Нечаев оказался по ту сторону сцены. У этого разговора уже совсем другая тональность.

Состоялся ли он? Определенно, да. Однако чтобы прочувствовать всю прелесть режиссерского решения, желательно перед просмотром ознакомиться с литературной основой. На прочтение «Белых ночей» Достоевского уйдет максимум пару часов, и тот катарсис, который испытает думающий зритель в финале, дорогого стоит. Повесть рассказывает о человеческом одиночестве и отчаянных попытках любить, однако в трактовке Нечаева, это одиночество получилось еще более тотальным и беспросветным.

Если говорить о мечтателях, то большинство из них является продуктом одиночества. И где как не на улицах ночного Петербурга одиночки могут до рассвета бродить вдоль Фонтанки по Петергофской дороге и созерцать «такое звездное, такое светлое» небо. Мечтатель, в исполнении Юрия Михайловского, явился зрителю печальным и отчаянным романтиком, готовым ухватиться за любою возможность простого человеческого контакта. Любой взгляд, любое обращенное к нему слово – только бы чувствовать себя живым человеком, а не призраком.   Внешность актера удивительным образом гармонирует и с настроением спектакля и со временем действия.

Галина Пятигорец, сыгравшая Настеньку, придала своей героине весьма определенные черты, которыми мы часто наделяем своих «идеальных друзей» - чуткость, внимательность, умение слушать и сострадать. В её образе не было ничего лишнего – она не «таинственная незнакомка» с другой планеты. Она также одинока и несчастна, как и Мечтатель. Душевная простота и открытость – как лекарство от полного внутреннего опустошения. За них, как за спасательный трос, и хватается главный герой.

Юрий Михайловский и Галина Пятигорец смогли составить гармоничный дуэт в этой тонкой и грустной песне о белых ночах. У каждого из них была своя история, но никто не пытался тянуть одеяло на себя. Вдвоем они создали цельный образ человеческого одиночества, когда присутствие кого-то рядом становится жизненной необходимостью. В финале режиссер поднимает еще один вопрос – как далеко может завести эта необходимость? Ответ зритель получает в виде изящного режиссерского решения – игры света. В лучах прожекторов тает определенность и конкретика Достоевской истории, уступая место мысли режиссера. Уходя от реальности в мир своих мечтаний, можно не заметить, как дверь захлопнется, и ты станешь заложником своих грёз.

Есть спектакли, обладающие эффектом неспешной терапии. А есть спектакли, которые, как нож, полосуют подсознание, изменяя его навсегда. Режиссер, как хирург, препарировал одиночество, показав его истоки и суть. Было больно. Очень больно. Но боль, вызванная настоящим искусством – самая правильная и самая нужная. Хочется поздравить театр Луначарского с приобретением талантливого и глубокого режиссера. После его спектакля «Белые ночи» понимаешь, что Малая сцена – это площадка для больших и смелых решений. И, дай Бог, они не иссякнут никогда.

Арсений Веденин

Фото автора

2968
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Главное за день

Как продавливают строительство новой гостиницы в центре Севастополя

Детали планируемой точечной застройки раскрыл депутат заксобрания города Вячеслав Горелов.
20:02
32
3953

Какому предпринимателю в Севастополе жить хорошо?

Капля позитива в бочке дёгтя тоже есть.
19:00
3
1147

В Севастополе закатанные в бетон деревья на Фиоленте освободили в стиле «и так сойдёт»

Такое «освобождение» кипарисы не спасёт, считают специалисты.
17:04
2
1361

Владения жены украинского националиста в центре Севастополя оказались шире

Кроме павильона «Цветы», Наталье Зеленчук принадлежит торговый центр «Очаковский».
14:02
19
6946

В Севастополе на ремонте сквера могли украсть половину выделенных денег

В мошенничестве обвиняют директора подрядной организации.
10:04
20
3745