Новости Севастополя

«Белые ночи» в Севастополе: одиночество на хирургическом столе

«Белые ночи» в Севастополе: одиночество на хирургическом столе

В Севастополе на Малой сцене театра Луначарского состоялся закрытый показ спектакля «Белые ночи» по одноименной повести Федора Достоевского. На просмотр дипломной работы актера театра и выпускника режиссерского факультета ЛГИТМиК Николая Нечаева были приглашены его коллеги. Однако совсем скоро оценить часовое откровение молодого режиссера сможет и севастопольский зритель.

Как однажды заметил великий Чехов, краткость – сестра таланта. Иногда этот афоризм так и хочется продолжить: а искренность – его подруга. Дипломный спектакль Николая Нечаева «Белые ночи» стал ярким симбиозом этих двух явлений. Режиссер не просто продемонстрировал навыки, приобретенные в театральном вузе, а пригласил зрителей на откровенный диалог. Вопрос, стоявший во главе всего, был очень прост – что вы знаете об одиночестве? По тому, как Нечаев интерпретировал повесть Достоевского, было очевидно, что в течение долго времени он не просто размышлял об одиночестве, а проделал большую внутреннюю работу и результат преподнес зрителю.

 Николай Нечаев известен севастопольцам по спектаклям «Анна Каренина» (Алексей Вронский) и «Чайка» (Борис Тригорин). Воплощая сложные и противоречивые образы, он все же оставался в определенных рамках, за которые нельзя было выходить. Диалог со зрителем, определенно, был, но разворачивался он в несколько иной плоскости. Теперь Нечаев оказался по ту сторону сцены. У этого разговора уже совсем другая тональность.

Состоялся ли он? Определенно, да. Однако чтобы прочувствовать всю прелесть режиссерского решения, желательно перед просмотром ознакомиться с литературной основой. На прочтение «Белых ночей» Достоевского уйдет максимум пару часов, и тот катарсис, который испытает думающий зритель в финале, дорогого стоит. Повесть рассказывает о человеческом одиночестве и отчаянных попытках любить, однако в трактовке Нечаева, это одиночество получилось еще более тотальным и беспросветным.

Если говорить о мечтателях, то большинство из них является продуктом одиночества. И где как не на улицах ночного Петербурга одиночки могут до рассвета бродить вдоль Фонтанки по Петергофской дороге и созерцать «такое звездное, такое светлое» небо. Мечтатель, в исполнении Юрия Михайловского, явился зрителю печальным и отчаянным романтиком, готовым ухватиться за любою возможность простого человеческого контакта. Любой взгляд, любое обращенное к нему слово – только бы чувствовать себя живым человеком, а не призраком.   Внешность актера удивительным образом гармонирует и с настроением спектакля и со временем действия.

Галина Пятигорец, сыгравшая Настеньку, придала своей героине весьма определенные черты, которыми мы часто наделяем своих «идеальных друзей» - чуткость, внимательность, умение слушать и сострадать. В её образе не было ничего лишнего – она не «таинственная незнакомка» с другой планеты. Она также одинока и несчастна, как и Мечтатель. Душевная простота и открытость – как лекарство от полного внутреннего опустошения. За них, как за спасательный трос, и хватается главный герой.

Юрий Михайловский и Галина Пятигорец смогли составить гармоничный дуэт в этой тонкой и грустной песне о белых ночах. У каждого из них была своя история, но никто не пытался тянуть одеяло на себя. Вдвоем они создали цельный образ человеческого одиночества, когда присутствие кого-то рядом становится жизненной необходимостью. В финале режиссер поднимает еще один вопрос – как далеко может завести эта необходимость? Ответ зритель получает в виде изящного режиссерского решения – игры света. В лучах прожекторов тает определенность и конкретика Достоевской истории, уступая место мысли режиссера. Уходя от реальности в мир своих мечтаний, можно не заметить, как дверь захлопнется, и ты станешь заложником своих грёз.

Есть спектакли, обладающие эффектом неспешной терапии. А есть спектакли, которые, как нож, полосуют подсознание, изменяя его навсегда. Режиссер, как хирург, препарировал одиночество, показав его истоки и суть. Было больно. Очень больно. Но боль, вызванная настоящим искусством – самая правильная и самая нужная. Хочется поздравить театр Луначарского с приобретением талантливого и глубокого режиссера. После его спектакля «Белые ночи» понимаешь, что Малая сцена – это площадка для больших и смелых решений. И, дай Бог, они не иссякнут никогда.

Арсений Веденин

Фото автора

3015
Поделитесь:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Главное за день

В порту Севастополя замечен контейнеровоз из Китая

Международные грузоперевозки в городе оживают вопреки санкциям?
19:01
6
1429

«Пионер» довёл СевГУ до суда

Пока научно-исследовательское судно бороздит морские просторы, СевГУ и «ОСК-Технологии» спорят о недополученных при строительстве миллионах.
18:00
3
1362

«Идеальный шторм»: что надо сделать для остановки роста цен на бензин

В начале сентября стоимость топлива выросла на 7–7,2 процента.
17:15
5
639

Ответ за Форос: Россия поразила военные объекты Украины

Как ВС РФ отреагировали на террористическую атаку по мирным жителям Крыма.
12:50
0
2312

Крупная украинская АЗС не спешит расставаться с севастопольскими активами

Подсанкционный концерн владеет недвижимостью в российском Севастополе с 2016 года.
09:07
5
3095

Золотой пляж и соседний лес получили своего хозяина на ближайшие 20 лет

Арендатор обещает сделать пляж гордостью города.
08:00
21
3955

Туризм

Снизится ли спрос на отдых в Крыму после атаки ВСУ

Туристы реагируют на подобные события с задержкой в 2–3 дня.
15:28
1
12197

Где в Крыму ждут туристов с животными

Отели просят доплаты от 500 до 10 тысяч рублей за питомца в сутки.
12:34
0
1323

Где ещё можно купаться в море в Крыму

Куда ехать за тёплым морем в конце сентября.
18:33
0
8194

Новый парк у пруда в столице Крыма «опаздывает» к жителям на пару месяцев

Изменится ли досуг местных после отбытия строителей?
15:26
2
752

Смертельная канатная дорога: арестованы директор и главный инженер

По факту гибели трёх человек на Эльбрусе было возбуждено уголовное дело.
12:25
0
1639