Азово-Черноморский регион России, планы развития которого обсудил президент Владимир Путин с членами Кабмина 6 марта, скоро будет безопасной территорией.
Такое мнение высказал политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров в разговоре с ForPost.
«Пока ясно только то, что территории, о развитии которых говорил глава государства, в скором времени станут безопасной зоной, недосягаемой для вражеских средств поражения. Во всяком случае, этот замысел президента считывается из текста стенограммы <мероприятия>», — сказал он.
Сипров уточнил, что не спешил бы увязывать содержание президентского совещания с прогнозами о скором завершении специальной военной операции на Украине.
«Безусловно, планы по преобразованию Юга России вселяют оптимизм, но для того, чтобы прийти к победе, стране ещё предстоит решить много военных и политических задач», — подчеркнул наш собеседник.
Масштабные преобразования
На совещании у президента речь шла о Крымском полуострове, Адыгее и Кубани, Ростовской области, ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
По оценке Путина, одна из сложностей южного направления — железная дорога, на которой лежит «основная нагрузка по перевозке грузов», она работает «с повышенной нагрузкой», но не весь её потенциал использован.
Он попросил представить предложения по увеличению пропускной способности железной дороги в сторону Азовского и Чёрного морей, в том числе по разделению грузовых и пассажирских потоков.
Уже стоит задача сократить до 16 часов время в пути пассажирских поездов, которые идут от Москвы до Черноморского побережья, напомнил президент:
«Азовское и Чёрное моря — это традиционные места отдыха, любимые миллионами наших граждан, и туризм — одна из ключевых отраслей экономики всего региона».
Нужно сделать так, чтобы в этой части страны были современные туристские, лечебные и восстановительные комплексы и чтобы там отдыхало как можно больше россиян — причём по доступным ценам и с высоким уровнем комфорта, подчеркнул Путин.
Кроме того, в планах пятилетнего развития автодорожной сети Азово-Черноморского региона — строительство и реконструкция 780 км дорог. Особняком стоит расширение 1400-километрового «Азовского кольца» с двух полос до четырёх, добавил глава государства:
«У нас большие планы по развитию автодорожной сети Азово-Черноморского региона... Отдельный вопрос — дальнейшее развитие так называемого азовского кольца, автодороги вокруг нашего уже внутреннего Азовского моря».
Он обратил внимание на необходимость сохранения темпов строительства жилья с нужными соцобъектами, расселения аварийных домов, а также на благоустройство населённых пунктов и обновление общественного транспорта.
Члены правительства РФ сообщили о других запланированных и осуществляемых проектах:
- строительство автодороги Сочи — Джубга на Черноморском побережье Кубани — запланировано, но сроки не названы;
- строительство автодороги от Краснодара до Крымского моста — закончить планируют в 2024 году;
- строительство 46 очистных сооружений на побережье Чёрного моря — полностью завершить работы планируют к 2030 году;
- комплексное развитие территорий на 66 площадках — сроки не названы;
- строительство воздушной линии электропередачи 500 кВ Тихорецк — Тамань в Краснодарском крае — завершить планируют к 2029 году;
- строительство крупных отелей: 17 — уже возводятся, 24 — запланированы, но их сроки не названы;
- реконструкция аэропортов: в Геленджике — завершить планируют в 2024 году, в Сочи, Краснодаре и Анапе — сроки не названы, в новых регионах — вероятно, три воздушных гавани, которые «в ближайшие годы» заработают.
Сомнения прочь
Совещание по развитию Юга и Приазовья было посвящено проработке тем, обозначенных в послании президента Федеральному Собранию, сказал ForPost политолог, гендиректор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров.
Он напомнил: основной блок вопросов послания касался внутренней повестки, социально-экономического развития страны.
«Разговоры о «путинской шестилетке» возникли не на пустом месте. Впервые в новейшей истории России появился набросок плана по комплексному развитию страны. Правительство сейчас формирует пакет документов, которые превратят этот план в полноценное руководство к действию для всех причастных органов власти и государственных структур. Наиболее важные направления прорабатываются с участием президента», — считает наш собеседник.
Первыми регионами, планы развития которых обсуждали на самом высоком уровне, стали Причерноморье и Приазовье, наибольшее внимание уделили инфраструктуре и транспорту — долгосрочным проектам, охватывающим и новые субъекты РФ, отметил политолог.
Он также напомнил, что инфраструктура — это не только крупные инвестиции, прежде всего — это экономический базис для улучшения жизни людей, причём с расчётом на долгую перспективу.
«И акцент Путина на том, что Азовское море стало теперь внутренним, тоже не случаен: эта исконно русская земля должна процветать, и верховная власть намерена создать для этого все условия. Кстати, отсюда и планы по развитию туризма в регионе», — обратил внимание Вадим Сипров.
По его мнению, у кого-то может возникнуть неуверенность: совсем недавно в Приазовье шли бои — не рискованно ли вкладываться в эти территории, не поспешила ли власть с проектами развития Юга России?
«Напомню, строительство метрополитена в Москве возобновилось в декабре 1941 года, а 1 января 1943 года открылись сразу три новые станции: «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина» (сейчас — «Автозаводская»). В этот момент блокада Ленинграда ещё не была прорвана, а армия Паулюса ещё довольно крепко цеплялась за центральные районы Сталинграда. Вторая волна советской модернизации началась задолго до окончания Великой Отечественной войны. Сейчас мы видим возвращение к лучшим управленческим практикам, которые себя оправдали», — ответил руководитель «Института коммуникационного менеджмента» на потенциальные сомнения.
Алексей Лохвицкий