Лента новостей

Севастополь

26 марта 2016 - 13:16
3011
4

"Актриса победила женщину": жизнь замечательных балерин глазами писателя

кэт

История русского балета в портретах, фотографиях, гравюрах, письмах и личных вещах великих балерин. В преддверии Международного дня театра в Севастополе открылась выставка «Мир балета», представляющая часть коллекции писателя Ольги Ковалик.

Экспозиция в одном из залов Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого открылась 11 марта. Ее камерность подчеркивает характер экспонатов – большинство из них ранее вовсе не были известны публике и существуют в единственном экземпляре.

Ольга Ковалик подчеркивает, что не является коллекционером, поэтому представленное собрание сформировалось по воле случая, из подаренных вещей. «Мне хотелось показать севастопольцам не просто раритетные, но и дорогие моему сердцу вещи», - отмечает Ольга Григорьевна.

На стенах выставочного зала музея красуются изображения танцовщиц разных эпох: например, редкое фото Галины Улановой, репетирующей с Людмилой Семенякой сцену из балета «Жизель», перекликается с фотографией и пуантами ученицы Семеняки прима-балерины Большого театра Анны Никулиной.

Уникален снимок 22-летней Майи Плисецкой, запечатленной во время отдыха в подмосковном санатории.

На фото Евгения Умнова парит над сценой великая балерина Марина Семенова, с которой Майя Михайловна готовила свои партии.

Словом, все изображенные персонажи связаны необходимой в хореографическом искусстве преемственностью поколений и сохранением традиций.

Со многими «героинями» выставки Ковалик была знакома лично. Однако и о судьбах балерин более раннего периода может поведать детально.

Династия Петипа и немецкий генерал

Часть экспозиции посвящена артистической династии Петипа, начиная с супруги выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа примы петербургского Большого Каменного театра Марии Суровщиковой и их дочери Маруси Петипа, первой «детской» любви академика Дмитрия Лихачева и художника Александра Бенуа и кончая кордебалетными артистками Мариинского театра сестрами Зинаидой Петипа и Ольгой Штумпф, выступавшими под псевдонимом Львовы. Кстати, Ольга Федоровна была женой начальника воздушной обороны рейха генерал-полковника Ганса-Юргена Штумфа, первым подписавшего Акт о безоговорочной капитуляции Германии 9 мая 1945 года.

Отдельным блоком в экспозиции представлены литографские портреты великих европейских балерин, блиставших на русской императорской сцене в первой половине XIX века. Рядом с ними размещены фотографии с автографами великой балерины Ольги Преображенской и солистки Большого театра Лидии Востоковой.

А под роскошным веером замечательной итальянской классической танцовщицы Энрикетты Гримальди, завершившей «парад» итальянских хореографических сил на русской дореволюционной сцене, привлекает внимание редкая фотография Анны Павловой, сделанная в США в 1920-х годах.

«Взяв все самое лучшее из технической оснащенности зарубежных солисток, наши балерины каждому па и движению сумели придать русскою плавность и напевность линий», - отметила Ковалик.

С благодарностью за участие в творческой жизни

Особая история связывает писательницу с бывшей примой Большого театра Анастасией Волочковой. Именно ей, волею случая, удалось привести молодую, но уже подающую большие надежды артистку в главный театр России. В середине 1990-х годов отличиться на сцене Мариинского театра, где начинала свою карьеру Волочкова, было непросто, так как в то время там царило буквально столпотворение талантов. Конкурировать с блиставшими Алтынай Асылмуратовой, Юлией Махалиной, Ульяной Лопаткиной, Дианой Вишнёвой оказалось для Анастасии делом сложным.

«У Насти были прекрасные данные, она очень талантливый человек. Это я говорю со всей ответственностью… Но ее творческое становление пришлось на такое время, когда в битве за премьерское положение одного таланта оказалось мало. Еще нужен ровный и очень крепкий характер… Настю на сцене иногда подводили нервы, она была «неровной» балериной, не могла всегда выдавать стопроцентный результат», - вспоминает Ольга Ковалик.

Тогда по просьбе Ольги Григорьевны Волочкову взяла в свой класс великий балетмейстер-репетитор Большого театра Марина Семенова. В отличие от Мариинского театра, в Большом в то время не было такого накала страстей вокруг премьерского амплуа: бывшие солистки уже сходили со сцены, а новое поколение не отличалось стабильностью. Анастасия оказалась в нужное время и в нужном месте…

Сейчас в память о событиях тех лет осталась фотография Волочковой с благодарственной надписью Ольге Ковалик.

«Большой театр был для меня домом»

Однако балет – это не только выдающиеся личности и имена. Рассказать о красоте и многогранности этого вида искусства может деталь костюма и даже отдельные предметы декора. Так называемый неперсонифицированный образ балета представлен на выставке циклами художественных и акварельных работ, посвященных, например, пуантам.
Здесь же висит портрет самой Ольги Ковалик в пуантах кисти художника Владимира Сальникова. Хотя, как признается писательница, она никогда не вставала на пуанты, ей погружение в мир балета помогает лучше понять собственную профессию.

«Балетом я не занималась никогда, но изнутри познавала этот вид искусства. Это поучительно, когда понимаешь чрезвычайно важные вещи, видя явления высочайшего уровня. А суть великого искусства в том, что оно не замыкается на самом себе», - уверена писательница.

Интерес к балету, продолжает Ольга Григорьевна, проявился у нее еще в юности, когда она впервые попала в дом к балерине Марине Семеновой. «Большой театр для меня был домом. Я видела его жизнь изнутри», - вспоминает она.

Позже в Севастополе Ковалик познакомилась с Тамарой Сергеевной Петипа, правнучкой Мариуса Петипа, которая и привлекла внимание писательницы к теме династии Петипа.

«Ничто не дается просто так. Надо было много заниматься. Перечитать всю балетную литературу, многое понять, освоить», - признается Ольга Григорьевна. Результатом долгой работы стали две книги Ольги Ковалик, вышедшие в издательстве «Молодая гвардия» - «Повседневная жизнь балерин русского императорского театра» и «Галина Уланова» (в серии «ЖЗЛ»).

Величие жизни Галины Улановой

По словам автора, книга переворачивает представление читателей о великой балерине Улановой. Она предстает с новой, неожиданной стороны, во всем величии ее жизни и искусства. В основу истории легли многочисленные архивные материалы. По словам писательницы, самым главным открытием в процессе работы над книгой стали личные письма Галины Улановой к художнику Николаю Радлову, сохранившиеся в его фонде в Российском государственном архиве литературы и искусства.

«Вдруг выяснилось, что с 1938 по 1940 год Галина Сергеевна пережила очень глубокое чувство к Николаю Радлову. И это была самая большая любовь ее жизни, не давшая ей личного счастья, но из этой любовной бури родился образ Джульетты. Так актриса победила женщину», - рассказывает автор.

Уникальность открывшихся подробностей, по словам Ольги Григорьевны, в том, что никто никогда раньше об этой важнейшей главе жизни великой балерины не знал - Галина Уланова буквально вытравила имя Радлова из своей жизни.

Свою следующую книгу в рамках проекта «Жизнь замечательных людей» писатель Ольга Ковалик собирается посвятить еще одному прославленному имени в истории русского балета - Матильде Кшесинской.

Полина Ласькова
фото автора

Поделитесь этой новостью с друзьями:

Оцените статью: 
Средняя оценка: 5 (1 голос)

Обсуждение (4)

Аватар пользователя М.Михалыч
постов:
829
М.Михалыч (Севастополь)
- 26/03/2016 в 14:20

смотрю вот на подобные старые фото... и одна мысль, женщины-то красивее стали.

Аватар пользователя Ёжик в тумане
постов:
2548
Ёжик в тумане (Севастополь)
- 26/03/2016 в 14:42

to М.Михалыч (Севастополь)

смотрю вот на подобные старые фото... и одна мысль, женщины-то красивее стали.
Смотрю я, иногда, на Настю Волочкову-балерину.. Вот раньше балерины были ....

Аватар пользователя Сканер
постов:
492
Сканер (Севастополь)
- 26/03/2016 в 15:01

М.Михалыч (Севастополь)

смотрю вот на подобные старые фото... и одна мысль, женщины-то красивее стали.

Естественно. Раньше https://www.youtube.com/embed/et281UHNoOU" frameborder="0" allowfullscreen>"> лабутенов и многого другого не было.

Аватар пользователя старый русский
постов:
1465
старый русский (Севастополь)
- 26/03/2016 в 15:54

Заголовок "зачетный", а ну как у всех кто-то, что-то победит женщину?

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

Регистрируясь на сайте, Вы автоматически принимаете
соглашение пользователя и соглашаетесь с правилами сайта

ТОП 5

Частные объявления