1993
1

За все ли нужно платить?

Каждый из нас практически ежедневно совершает какие-либо платежи и делает это, что называется, «на автомате», то есть, не напрягая мозги и не вникая, за что конкретно с нас берут деньги. Но если всё же немного напрячься и попытаться в это вникнуть, то окажется, что помимо платы за главную, заказанную нами услугу, с нас берут плату за ту, которую мы не просили, то есть, - навязанную. Это происходит, к примеру, при пополнении счёта мобильного телефона, при оплате услуг ЖКХ и многих других случаях, когда с клиента взимают определённую комиссию. То есть, с нас берут деньги за то, что с нас берут деньги. Такой подход чем-то напоминает работу советских книжных магазинов, когда покупателю предлагалось помимо выбранной книги купить в нагрузку тезисы докладов с очередной партконференции или решения съезда КПСС. Конечно, никто не станет спорить, что кассирам тоже нужно платить зарплату, но только все расходы, связанные со сбором денег с клиентов должны ложиться на поставщика услуг. И каждый поставщик услуг обязан предоставить своему клиенту возможность их оплаты без взимания дополнительных средств, то есть, с нулевой комиссией. Если у кого-то возникают сомнения, то подтверждение этому можно найти в Законе о защите прав потребителя. Статья 16.1. Пункт 1. Продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Пункт 4. При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Пункт. 5. Продавец (исполнитель) несет ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением требований пункта 1 настоящей статьи. То есть, если при оплате услуги с вас взяли комиссию, то можно смело требовать компенсацию с поставщика услуг за возникшие убытки в виде банковской комиссии. А если кто-то заявит, что сам по себе процесс приема платежа от клиента является платной услугой, тогда в силу вступает Статья 16. Пункт 2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. То есть, если вам, к примеру, выписали чек на оплату отопления, но не указали, каким образом вы можете оплатить услугу без комиссии, а в банке или почтовом отделении с вас взяли комиссию, то вы вправе потребовать с поставщика услуг компенсацию причиненных вам убытков. А чтобы у поставщика услуг и в будущем не возникало желание переложить свои расходы, связанные со сбором денег с клиентов за потребленные услуги, можно написать заявление на имя руководства предприятия, поставляющего услуги, с просьбой указать, каким образом можно провести оплату без комиссии, а также попросить поместить эту информацию на своем сайте или информационной доске в офисе. И когда к поставщику услуг выстроится очередь граждан с банковскими чеками об оплате комиссии, чтобы вернуть свои деньги, потраченные не на тепло, тогда директор этого предприятия задумается об организации приёма платежей без комиссии и о размещении информации об этом во всевозможных СМИ и на самом чеке для оплаты за потребленную тепловую энергию. Конечно, наверняка найдутся клиенты, которых не сильно интересует размер комиссии, и они сознательно предпочитают зайти в банк и оплатить сразу все чеки и банковские услуги в придачу. Но это, как говорится, «хозяин барин». Ведь существуют же люди, которые предпочитают заказывать себе горячую пиццу с доставкой на дом, то есть, сознательно приобретают и пиццу, и услугу по её доставке. Однако при этом любой человек может приобрести тот же товар в супермаркете без лишних трат на ненужную ему услугу. Кроме того, было бы, наверное, очень странно, если бы, к примеру, в хлебном магазине вам бы выдали хлеб и вместо того, чтобы взять с вас деньги, выписали чек, чтобы вы оплатили свою покупку в ближайшем отделении коммерческого банка с оплатой комиссии.
Возможно, кто-то сочтет эту проблему малозначимой, не достойной внимания. Многим просто время дороже, чем расходы на оплату комиссионных сборов, этим-то и пользуются банкиры. Однако большинство людей, как правило, предпочитают не платить лишних денег, и это право людей должно быть гарантировано. Потребитель обязан не только своевременно оплачивать потребляемые им услуги, но и вправе оплачивать их в сумме их стоимости, без навязывания дополнительных услуг. Третьи лица (коммерческие банки, платежные системы и др.) не являются стороной этих обязательств. У гражданина нет обязательств перед третьими лицами, и он вправе не исполнять несуществующих обязательств. Кроме того, самыми заинтересованными лицами в своевременной оплате потребляемых услуг являются их поставщики, в первую очередь это коммунальные предприятия. А если это так, тогда и обеспечивать функционирование центров по приему платежей без комиссий должны именно они, причем желательно не одного, а многих. Так, например, в Казани уже создан единый расчётный центр с широкой сетью филиалов, в которых можно быстро и без лишних трат оплатить любые услуги. По-видимому, пришла пора и крымским властям задуматься над решением данной проблемы. Но чтобы это обязательно случилось, нужно, чтобы сами граждане начали требовать от поставщиков услуг (а также своих муниципальных властей) обеспечения своих законных прав. А сэкономленные деньги лучше потратить на гостинцы детям, а не на навязчивого дядю из банка.
P.S. На днях в ходе предпринятой попытки оплатить одну из коммунальных услуг выяснилось, что поставщик услуги не обеспечил возможность её нормальной оплаты. Отделения «Почты России» и банка «Россия» данный вид оплаты не принимали. Поставщик заключил договор о приеме таких платежей только с одним банком «РНКБ», который брал за это комиссию в размере 35 рублей (см. фото). Помимо этого работники банка занимались сбором и обработкой персональных данных плательщиков под предлогом того, что, если платеж по каким-либо причинам не пройдёт, они будут связываться с плательщиком. То есть, банк открыто заявляет, что нет 100%-ной гарантии, что заплаченные деньги попадут адресату. А чтобы клиент впоследствии не мог предъявить претензий, кассир банка просит поставить подпись на дубликате чека. Поставишь подпись – значит, согласен с оплатой комиссии и обработкой банком твоих персональных данных, не поставишь подпись – не сможешь оплатить услугу.
Вывод: пора бы органам, надзирающим за соблюдением российского законодательства, обратить внимание на данную проблему и поспособствовать тому, чтобы власти навели здесь порядок.
20.03.2015 г. НИКОЛАЙ ОРЛОВ, г. Ялта, Республика Крым

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user 4itatel
71

Толковая и убедительная статья, спасибо. Хорошо бы ещё заставить наших коммунальных "благодетелей" исполнять закон.

Profile picture for user Рыжая кошка
318

Фигню вы пишите полную. Вам не обязаны предоставлять возможность заплатить без комиссии в шаговой доступности от вашего компика, с которым вы физически не можете расстаться. Протрусите жопку до (допустим) Севтеплоэнерго, отстойте очередь в 4-5 часов и заплатите без комиссии. Удобства в комплект не входят. Или заплатите с комиссией по дороге за булочкой к чаю. А и рыбку съесть и и на буй сесть - извините, так не бывает

Profile picture for user admin
62396

Особенно радует, что за услугу - одну и ту же - требуется платить в зависимости от суммы.
Еще лучше было бы дополнительно платить за каждую набранную кассиром цифру и букву, а также за интернет для банка.

Profile picture for user Линьков
32078

Да, проблема есть.
Кроме того,что сказал автор, не хочешь платить комиссию, не плати. И не дай Господь вам оказаться в очереди, например в расчетный отдел ГУП "Севастопольгаз", даже не сомневайтесь.

Profile picture for user Эъ
42

to 4itatel (sevastopol) Толковая и убедительная статья, спасибо. Хорошо бы ещё заставить наших коммунальных благодетелей исполнять закон.

В РФ коммунальное рабство, крепосничество.
Вы имеете единственное право- в "Юрьев день" сменить своего владельца. Раз в год поменять Управляющую Компанию.

В Остальном вы обязаны оплачивать - все что вам выставят. И протестовать не имеете права.

Имеете одно право- писать жалобы Президенту. Которые вернутся на исполнение вашим крепостникам.

Почитайте в интернете- Управляющие Компании в России давно и хорошо изучены народом.

Profile picture for user КРЫМЧАК
15433

Правильная статья.
На дураках возят и будут возить до тех пор, пока везут!!

Profile picture for user NikOll
1762

Статья правильная. И в том что поставщик услуги не имеет право " ОБУСЛАВЛИВАТЬ " - авто прав.
Но на вышеприведенной " платежке " , слева , даже номер отделения банка показан. , т.е. - это чек приложен .На самой платежке принуждения не видно. Могу ошибаться.
И как автор пишет : "Поставщик заключил договор о приеме таких платежей только с одним банком «РНКБ», который брал за это комиссию в размере 35 рублей (см. фото)."
Пусть поставщик с тремя банками заключил бы договор - легче не стало бы. И ничего поставщик не нарушил.
Суть в другом : не увидел я в Законе ОБЯЗАННОСТИ поставщика ПРЕДОСТАВЛЯТЬ информацию О местонахождении и количестве бескомиссионных расчетных центров.

Это можно было бы решить и местным законодателям.

1. Обязать и на платежках указывать местонахождение и ВРЕМЯ работы таких центров.

2. Обязать ( или увязать ) количество центров в зависимости от количества потребителей услуг , и даже определить места нахождения центров , скажем ,по районам.
Например - " Центр должен находится в доступном общественном месте , с с рассчитанным ( законодатели и сами могут рассчитать ) количеством рабочих мест "

Общественные организации вполне могут повлиять на наших законодателей

Profile picture for user NikOll
1762

4itatel (sevastopol) Толковая и убедительная статья, спасибо. Хорошо бы ещё заставить наших коммунальных благодетелей исполнять закон.

Автор привел: "Статья 16.1. Пункт 1. Продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Если поставщик создаст одно окошко на весь город в каком нибудь подвале - для расчетов наличными , в рублях , без комиссии, - ВСЕ!
Есть окошко - есть куча банков - выбирай.
Он четко обеспечил потребителю выбор и исполнил закон.

Profile picture for user За Союз
15634

to NikOll (Севастополь) На самой платежке принуждения не видно. Конечно, если человек поставил подпись на платежке, этим он как бы выразил согласие с тем, что с него взяли банковскую комиссию и записали персональные данные. И банку он уже ничего предъявить не сможет... Он может только отказаться от оплаты через банк и написать заказное письмо поставщику услуг, что не согласен оплачивать навязываемую услугу в виде комиссии и с просьбой предоставить ему возможность исполнить свои обязательства по оплате только за потребленную услугу.

Profile picture for user За Союз
15634

to NikOll (Севастополь) не увидел я в Законе ОБЯЗАННОСТИ поставщика ПРЕДОСТАВЛЯТЬ информацию О местонахождении и количестве бескомиссионных расчетных центров. А что, по Вашему мнению, должно представлять из себя обеспечение возможности оплаты товаров и услуг? По-видимому, это либо создание кассы по приему платежей, либо договор с организацией, которая сможет их принять, и размещение информации об этом в открытых источниках, не так ли?

Profile picture for user NikOll
1762

За Союз (Крым)

Здравствуйте .

"А что, по Вашему мнению, должно представлять из себя обеспечение возможности оплаты товаров и услуг?"

Вы меня спрашиваете , но ведь автор ссылку дал - что является.

Кратко разъясню.

Совершенно правильно и мотивированно автор возмутился в первой части материала. И ссылку на Казань дал - как там поднятый им вопрос решили.

В Казани есть Госсовет , у которого есть законодательные функции - такие же , как и у Законодательного собрания Севастополя.И исполнительный орган есть Совет Министрвов , а у нас - Правительство Севастополя.И в Крыму есть.

В Казани норму закона ( на которую автор указал ) плодотворно использовали. Может , и не только эту норму.
Что бы все поставщики услуг стали понятливыми и добрыми.

Я подумал - и привел всем ( и Вам ) свое предложение - для наших законодателей и нашего Правительства.

Почитайте чуть повыше - особенно № 2.

И рекомендацию дал - кто или что может побеспокоить наших законодателей и Правительство.

Вы тоже можете что то предложить и рекомендовать - как и все мы.

А у автора - одни правильные и мотивированные возмущения и пример -

без предложений и рекомендаций.

Profile picture for user NikOll
1762

Во второй части ( условно ) материала автор столько тумана напустил, что и разобрать трудно.

Кто не хочет , может не читать

" поставщик услуги не обеспечил возможность её нормальной оплаты. Отделения «Почты России» и банка «Россия» данный вид оплаты не принимали."

Можно подумать , что ему на почте и в банке , пусть и "Россия " , без комиссионных оплатили бы.

И насчет бумаги , которую автор в заключении обнародовал да еще и красным подчеркнул, и знак большой красный поставил !
Там ему и на электронные каналы связи указали.Они тоже красным подчеркнуты.
И адрес автор электронный дал, того же банка РНКБ , только он там Интернет банком именуется. Так в Итернет -банке тоже персональные данные нужны.У какого то Иванова - даже с отчеством фамилией , и копейки не примут!

И совершенно не понятно , то ли он нас , ВСЕХ - не очень умными считает , то ли Себя.
И высказал это большими черными буквами в самом конце.

Зачем ради такого тумана столько букв лишних печатаь - в очереди времени больше осталось , что бы ту, короткую первую часть материла - совершенно справедливую - обсудить.

Profile picture for user Николай Орлов
2699

to NikOll (Севастополь)

Добрый вечер! Ваш вопрос вызвал у меня недоумение. Я представил чек, выданный банком РНКБ. Что Вам непонятно? Поставщик выписал квитанцию, в которой указал только реквизиты получателя платежа и сумму стоимости услуги. Никакой информации, где можно совершить платеж, и тем более, без комиссии, представлено не было. Поэтому действовать пришлось наугад : отделение "Почты России" - отделение банка "Россия" - отделение РНКБ. Платеж приняли только в РНКБ, потому что договор поставщиком услуги был заключен только с этим банком.

И совершенно не понятно , то ли он нас , ВСЕХ - не очень умными считает , то ли Себя.
И высказал это большими черными буквами в самом конце.
Про какие черные буквы речь? Про те, что банк РНКБ на своем чеке внизу написал? Так какое я к этому имею отношение?

Profile picture for user NikOll
1762

Николай Орлов (Ялта)

Здравствуйте!
Я привел и прокомменитровал:

"

Автор привел: "Статья 16.1. Пункт 1. Продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Если поставщик создаст одно окошко на весь город в каком нибудь подвале - для расчетов наличными , в рублях , без комиссии, - ВСЕ!
Есть окошко - есть куча банков - выбирай.
Он четко обеспечил потребителю выбор и исполнил закон.
Статья закона - очень " скользкая " не конкретизирована.Этим и пользуются поставщики. И там не указано , что поставщик
обязан дать Вам местонахождение пункта расчета .
И вторую статью закона поставщик не нарушил
Пусть этот поставщик мелкий , имеет один тесный офис , но если в нем сидит девушка , принимающая платежи наличными , в рублях и без комиссии - он вправе заключить договор в любом уполномоченном банке ( или нескольких ) что Ваш поставщик и сделал!

Вы " катили бочку" на поставщиков - а их хитрость - совершенно законна.
На законодателей надо " бочку катить " и давить - как я и советовал. Причем , на МЕСТНЫХ.
Этого вы не " обозначили" - никак.

Profile picture for user Николай Орлов
2699

to NikOll (Севастополь) Вы " катили бочку" на поставщиков - а их хитрость - совершенно законна.
На законодателей надо " бочку катить " и давить - как я и советовал.
Выражение "катить бочку", подразумевает необоснованные обвинения. В данном случае обвинения вполне обоснованы. Если поставщик услуг открыл "окошко" для приёма платежей без комиссии, он должен поставить об этом в известность потребителя. Но даже если у поставщика услуг возникнет желание прикинуться "валенком", я предложил читателям написать заказное письмо с просьбой указать адрес этого заветного "окошка".
По поводу законодателей скажу так, нужно исходить из действующего на сегодняшний день закона, а он в данном случае нарушен. И претензии нужно предъявлять именно к поставщику услуг, а не к законодателю или к банку, который не даром просит подписать чек.

Profile picture for user NikOll
1762

Николай Орлов (Ялта)

Меня , видимо , черный текст банят . Хочу что то выделить - а получается темным весь текст .

Profile picture for user NikOll
1762

Отправилось!
Вторая часть моя не поступила ,сейчас пишу.

"Катить бочку - означает , что не обвиняют , а возмущаются " Когда бочка

треснет , или еще хуже - тогда звучит- вплоть до " Кранты!"

Вы говорите :"Если поставщик услуг открыл "окошко" для приёма платежей

без комиссии,

он должен поставить об этом в известность потребителя."

Найдите хоть строчку в законе , и где это говорится .

В Казани , где все хорошо - ни звука о штрафах поставщиков ,посадках ,

действиях прокуратуры , СК ,и т .п. Так что и искать не надо. Не наивные

там сидят.

В " Правилах предоставления коммунальных услуг в РФ " все четко написано

. Вам об этом - неизвестно.

Другим можно дальше не читать .Если наивными хотят быть.

Что должен быть договор с поставщиком , в котором тот все и указывает ,

персональные данные - вплоть до ваших телефонов или других особенностей

связи с Вами.

Какое то время ( и длительное ) , при определенных условиях - можно без

договора - НО! с взаимным согласием , подтвержденным Вашим молчанием. До

заключения следующего договора - если Вас что то не устраивает.

Не жотоелось бы писать - но Вы сами себя в лужу и посадили , своим

незнанием.

Квитанцию Вам поставщик с реквизитами РНКБ выписал из за услужливости

.Какой он закон нарушил , если Вы простых вещей не знаете. Как он мог

Вами связаться ?

Телефоны новые , Договора тоже новые - должны быть!
Вы пользовались и молчали. Договор не перезаключали . Если бы

перезаключали - могли и отказаться , и жалобы и прочее - куда хотели бы!
Скажите спасибо , что хоть что то вам поставщик указал.По закону- мог

вообще ничего не указывать.
А по Правилам , которые и Вы должны соблюдать - обязан.Но в Договоре!Но

Вы Правила - не соблюли.И кто виноват ?
Свет отключили бы - быстро бы поняли. Чего и сейчас желаю.

Вы совершенно не обратили внимания - А ПОЧЕМУ В КАЗАНИ - ХОРОШО ?
Казань - это наш Симферополь и Севастополь - по возможностям сделать

хорошо.
Я обратил внимание , подумал - и людям посоветовал , и рекомендацию дал.
Так что " бочку катите " Вы в неизвестном для Вас направлении.

Здесь плохо - там хорошо. Все !

Извините , что буквы внизу счета ( квитанции ) РНКБ за часть статьи

принял.
И поинтересуйтесь - в Казани квитанции присылают с адресами расчетных

центров или нет. Может и предложите что то.

Profile picture for user NikOll
1762

Извините - здесь правит нельзя - верхний коммент.

Есть Закон , и есть Правила. В Казани это увязали .
И что бы комиссионных не платить , и хорошо было - можете подумать и написать - в следующем материале.
С уважением.

Profile picture for user NikOll
1762

" Поставщик выписал квитанцию, в которой указал только реквизиты получателя платежа и сумму стоимости услуги."

И зачем Вас в РНКБ понесло? Обо всех этих законах , правилах и прочей лабуде - сообщают в Официальных изданиях.В "Российской газете" , например.Тут я- честно - в тупике. Человек выше пишет : " На дураках воду возят и будут возить " А на мне
- не возят.
Тут я вообще - затупил..... как и Вы - с квитанцией.

Profile picture for user Николай Орлов
2699

to NikOll (Севастополь)

Вы так много пишите, но всё не по делу.

"...должен поставить об этом в известность потребителя."
Найдите хоть строчку в законе , и где это говорится.
А вы считаете, что в законах должно быть всё подробно расписано, вплоть до площади "окошка" и расстояния от уровня пола?.. Если Вы откроете пункт по приёму платежей в своём гараже или сарае и никому об этом не скажете, это не значит, что Вы обеспечили возможность оплаты услуги.
Что должен быть договор с поставщиком , в котором тот все и указывает, персональные данные - вплоть до ваших телефонов или других особенностей связи с Вами. Договор с поставщиком услуг подписывается, поскольку я вступаю в договорные отношения с поставщиком и в нём прописан пункт о не разглашении информации. А вот перед банком (третьим лицом) у меня нет обязательств, в договорные отношения с ним я не вступаю. Следовательно я могу отказаться от проведения операции оплаты через банк и предоставления ему своих персональных данных. В этом случае нужно написать письмо с претензией к поставщику с просьбой указать то заветное "окошко", в котором не будут собирать персональные данные и комиссию (оплату навязанной услуги)?
Квитанцию Вам поставщик с реквизитами РНКБ выписал из за услужливости
Вы невнимательно прочли текст. Квитанцию выписал поставщик, в ней была только информация о реквизитах получателя денег (поставщика услуги). Фотокопию этой бумаги я не привел. И никакой информации, где нужно проводить оплату там не было указано. Про это же ясно в тексте написано. Кассир в банке РНКБ просто списала реквизиты с этой квитанции и оформила чек своего банка в 2-х экземплярах. Фотокопию его я приложил. А квитанцию от поставщика мне просто вернули без каких-либо отметок. Но поскольку я не согласен с оплатой комиссии и тем более сбором банком конфиденциальной информации, придётся писать заявление на имя поставщика услуги с просьбой указать конкретно, как я могу исполнить свои обязательства без лишних трат.
По-моему я изложил всё предельно подробно...

Profile picture for user NikOll
1762

Николай Орлов (Ялта)

Коротко.
Извините , я просто не заметил предложенный Вам метод выхода из тяжелой ситуации. А вы его все время мне ( и всем) указывали и указываете :
"нужно написать письмо с претензией к поставщику с просьбой указать "....- на все , что Вам и нам хочется.

Главное - что бы претензия в письмо поместилась , и поставщик не грубияном быль - на просьбу ответил.
Мы все с нетерпением подождем - Вы же поделитесь с если - как проблему решили.
В Казани люди так делали , наверное.

Profile picture for user NikOll
1762

Николай Орлов (Ялта)
Коротко.
Извините , я просто не заметил предложенный Вам метод выхода из тяжелой ситуации. А вы его все время мне ( и всем) указывали и указываете :
" нужно написать письмо с претензией к поставщику с просьбой указать " ....- на все , что Вам и нам хочется.

Главное - что бы претензия в письмо поместилась , и поставщик не грубияном быль - на просьбу ответил. Мы все с нетерпением подождем - Вы же поделитесь с нами - как проблему решили.
В Казани люди так и делали , наверное.