Мазепа-как символ предательства

Известный полтавский писатель Юрий Погода как-то бросил такую фразу, что современные украинцы должны быть бесконечно благодарны изобретению увеличительного стекла, ведь именно сквозь него мелкие, а то и вовсе ничтожные личности выглядят сегодня монументальными историческими фигурами. От себя добавлю, что стекло это намеренно направляется на сомнительных товарищей, главной заслугой которых перед Украиной признается и официально отстаивается измена и предательство. Этот принцип становится - да куда там, уже стал! - основным в деле отечественного производства героев, которое превратилось в своеобразную некрогероику. Их размахивающие «шаблюками» тени, вместе с сонмом теней других «героических предков», и сейчас стаями носятся над Украиной.
Петлюра, продавший полякам почти всю Западную Украину по Варшавскому договору, уже канонизируется. Почему-то пока забыт клятвоотступник Выговской и предавший монголам на реке Калке русских князей бродник Плоскиня. Теперь вот увеличительное стекло наведено на Ивана Мазепу…
З Шекспіром, Байроном і Гетем рівноправні»
Пантелеймон Кулиш
Что мы видим сквозь стекло?
Собственно, даже не через стекло - Мазепа хитро глядит на своих потомков с покрасневшей (от стыда?) десятигривенной бумажки. Почему авторы денег выбрали именно это изображение, не вполне ясно, ведь как точно выглядел гетман, не могут сказать даже его оголтелые фанаты из числа «неоисследователей». Как сообщил Украине один из ее «первых президентов»: «Маємо, що маємо...»
Нынче для Мазепы выбрали ипостась радетеля народного и борца за незалежность. Его подпись трехсотлетней давности на шведской бумажке собираются назвать чуть ли не священной, а само подписание объявить чуть ли не национальным праздником.
В сравнительно небольшой, но перманентно расширяющейся когорте «новых героев» Иван Степанович Мазепа – личность особая. Некий украинский «культовый» режиссер даже посвятил ему фильм, который остряки назвали «первым порнофильмом незалежного кино».
В современной трактовке все просто - жил себе гетман и тяготился нелегкой судьбой украинцев, чуть ли не сам вкалывал на русской барщине и ел суп из крапивы. Все свои нехитрые сбережения он тратил на меценатство и книги, из которых черпал свободолюбивые идеи.
Вдруг, откуда ни возьмись, появляются «такі собі» борцы с москальским империализмом из Скандинавии. Мазепа воспользовался, было, их предложением освободить неньку-Украйну от москалей, но злобный царь Пэтро, по каким-то необъяснимым причинам, разбил шведов. Причем сделал это не где-нибудь, а именно в центре Украины. Гетман от такого поворота дел захворал и помер.
А если навести резкость?
Оптика - штука точная, и если ей правильно пользоваться, а еще и применять опыт историко-литературного поиска, то изображение может быть четче – Мазепа, оказывается, был героем-любовником, о котором писали европейские авторы. Например, сэр Гордон Байрон. Но писал он о любовнике, а не о герое освободительного движения, в сути которого сам Байрон чуть-чуть понимал.
Известная легенда рассказывает о том, как Мазепа спал с ЧУЖОЙ женой. Это ли не пример для подрастающих поколений украинцев? Но его застукали, причем сделали это не москали, а самый что ни на есть настоящий польский пан Фальбовский. Дальнейшая история гласит, что прелюбодея посадили на коня голой попой вперед и, вываляв в дегте, погнали вон из Речи Посполитой. Так он и попал в Украину.
Кстати, об этой романтической истории в Европе не только много писали, но и рисовали. Изображение голого Мазепы на лошади могло бы вполне украсить нынешние школьные учебники.
Если присмотреться или вчитаться в историю Мазепы, то обнаруживается, что вся его жизнь есть цепь определенных рецидивов, которые дают объяснение главному поступку его жизни.
Мазепа вырос и возмужал вне Украины, в среде, которую большая часть тогдашних украинцев и их предков считала самой ненавистной и проклятой. Он вырос и был воспитан в Польше. Там же он впервые оговорил и подставил своего сослуживца Паска, которого в дальнейшем оправдали и даже компенсировали моральный урон денежной суммой. Об этом, равно как и о других «благочестивых» поступках Ивана Степановича, повествуют многие источники, в том числе и друг Тараса Шевченко, признанный украинский историк Николай Костомаров (Н. Костомаров. Мазепа. М., 1992, С. 20).
А еще были украинские невольники, которых Мазепа вез в подарок турецким друзьям гетмана Дорошенко, чьим вассалом он стал к тому времени. Был преданный им благодетель – гетман Иван Самойлович. Широко известна и сумма, за которую Мазепа купил себе гетманскую булаву – 10 тысяч червонцев, переданных князю Голицыну, которого будущий «шведский воздыхатель» сдал сразу же после поражения царевны Софьи.
«В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни». Это опять слова Николая Костомарова, которые подтверждают, что «невесть с кем» Тарас Шевченко не водился…
Однако в большинстве своем неомазепинцы стараются удержать хрупкую тростинку сомнительной героики. Нынче украинский герой – это обязательно «загнобленный» москалями субъект. При этом ученые умники вдруг забывают о Московских статьях 1687 года, забывают настолько, что их нет ни в школьных, ни в вузовских учебниках.
А тем временем «кат украинского народа» Петр вручил украинскому гетману «золотой кафтан на соболях, золотой кубок, шитые золотом материи – объяр, байберек, бархат и соболей». А еще по указу, данному воеводе севскому И. Ю. Леонтьеву, царские войска на территории Гетманщины передавались в фактическое прямое распоряжение Мазепы. Это что за оккупация такая? Может, коварные москали просто так бдительность Мазепы усыпляли, ради этого даже второй в империи орден Святого Андрея Первозванного вручили…
«Отец всех украинцев» и его современное потомство
Присмотревшись к Ивану Степановичу, невольно ловишь себя на том, насколько он похож на нынешних «национал-акынов», отцов и матерей нации. Наши современники за свою у кого долгую, у кого еще не очень жизнь успели побывать в членах партии (и не просто рядовыми членами!) самого тоталитарного режима, а после сменить еще несколько партий. Они также не жалели и не жалеют ни сил, ни совести для «блага народного». Так и Мазепа старался для народа.
Вот, по Московским статьям гетману дали ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ право земельных пожалований на Украине и восстанавливали «аренды», отмененные Голицыным, которые давали основной доход, за счет которого Мазепа и прослыл «благодетелем» и воспеваем сегодняшними мазепинцами как меценат и благотворитель. Оказывается, что «благотворитель» получал с «аренды» ежегодно 180 тысяч золотых! (Возняк М. Бендерська комісія по смерті Мазепи // Мазепа. Збірник. Т.1. Варшава. 1938, С.121). На то время это покруче нынешнего Абрамовича было, так почему бы не заняться благотворительностью? Между прочим, если учесть, что в те времена СМИ не существовали по определению, то функция формирования общественного мышления, если хотите, PR-функции, выполняла церковь. К гетману обращались с просьбой дать деньжат, он давал, ибо знал, что прославят его на проповеди. А что, нынешний президент из других побуждений финансирует подобные проекты?
Среди сегодняшних интеллектуалов уже слышны возгласы: «Да, Мазепа был феодалом, как были феодалами все представители европейской элиты». Замечательно, тогда при чем здесь москали, «гнобившие несчастный украинский народ»? Москальских помещиков в те годы в Украине не было. А главным хозяином земли был Мазепа, названный выдающимся украинским историком Михаилом Брайчевским «убежденным репрезентантом феодальных тенденций, как никто другой реально служивший реставрации феодальных порядков в крае» (журнал Украина, 1990, №6).
Как гетман относился к народу, свидетельствует еще один признанный украинский историк казачества Дмитро Яворницкий, отметивший: «Его натуре противны были все простонародные стремления и традиции малороссиян» (История запорожских казаков. К., 1993.Т.3. С. 29-30). И, наконец, об «особой» любви Мазепы к народу пишет и столь почитаемый сегодня Орест Субтельный.
Словом, пример отеческой заботы о народе выбран нынешними радетелями вполне им соответствующий…
Измененный праздник или праздник измены?
Сегодня некто известный, претендующий на роль расстановщика всех точек над «i», предлагает отметить юбилей не «славной Полтавской виктории», а получается «славной измены». При этом автор не забывает апеллировать к «пеплу предков, стучащего в наших сердцах». Но предки целых 300 лет не отмечали, они праздновали ПОБЕДУ. Торжественно отмечать измену мы будем, пожалуй, первыми в мире.
Кстати, в соседней Польше, в годы Северной войны общество также раскололось на две части, причем раскол был куда глубже. За Станиславом Лещинским и шведским королем пошло гораздо больше Мазепы и группы «примкнувших товарищей». Любопытно, в Польше уже готовят торжества по случаю их союза со шведами? Как мне известно, нет. Напротив, к шведам у поляков отношение специфическое. Война с ними даже попала в польский национальный гимн. Еще в XVI веке Ян Дымитр Соликовский писал, что «в Швеции масло есть, но вонючее, равно как и люди». Почитаемый в Украине Вильгельм Боплан отмечал, что поляки к «шведам питают такое отвращение, что их не просто не любят, их ненавидят». Шведско-протестантский беспредел, который царил в Польше в годы Тридцатилетней войны, поляки называют нарицательно «Потопом» (схоже с украинской «Руиной»). В конце концов, можно вспомнить хотя бы любимого героя Генрика Сенкевича пана Заглобу, который рассказывал байку о шведе, которого бросили в одну прорубь, а он выплыл из другой, сжимая в зубах селедку. По аналогии с «макаронниками» и «лягушатниками», поляки знают и «селедочников»…
Но нам поляки в этом отношении почему-то не указ. Как Горбачев стал когда-то «лучшим немцем», так и Мазепу делают «лучшим шведом». Патриотизм и измена брошены на одну чашу весов. Мазепа целовал крест и Евангелие, клянясь в верности, но верности не вышло… Почему же подобные сомнительные поступки преподносятся примером для подражания поколениям? Почему земля, давшая миру Сковороду и Паскевича, Патона и Прокоповича, останавливается на таких личностях? Мы цинично глумимся над Павликом Морозовым, не замечая, что поступки гетмана куда «превосходнее и осмысленнее» поступка несмышленого пацана.
Лучшим тестом жизни Ивана Степановича, да простит меня Господь Бог, есть известные каждому верующему (и даже президенту) 10 Заповедей. Как соотнести их и деяния гетмана-героя?
А может, именно с этими заповедями сравнивали поступки гетмана тогдашние украинцы, не поддержавшие Мазепу? Может, они уже перестали жить в «казацком мифе», а считали себя жителями и строителями империи, может, они вышли на иной уровень самоидентификации? Может, с этими заповедями сравнивал поступки гетмана Пантелеймон Кулиш, написавший в своем «Листі до Мазепи»: «Твої інстинкти злі повсюдно пантрували, де пахло ницістю та хижим дармоїдством».
Но это были те украинцы. А сегодня «новая информация» и «новые инициативы» рубят невинные головы своих сограждан, и голов этих уже собралось гораздо больше, чем на картине Верещагина «Апофеоз войны»…
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
- 3007 просмотров
Каковы культовые личности, такова и страна.
Кумовство, воровство, предательство везде и всюду.
Украинцам Ющ активно навязывает национальную идею - нация пораженцев и предателей. В ряд с Мазепой можно поставить Бандеру, вояк УПА, "героя" Шухевича. Ряд можно продолжить
Во время Мазепы, после московского погрома, построено 80% ныне действующих православных храмов. Витя и Вася из города достойного поклонения, не позорьте СЛАВНЫЙ город, ходите узкими тропами, как учил ... . Ваше мнение до одного места. И нам никто ничего не навязывает. Учиться, учиться и ... .
Культ предательства своего народа навязывается нашими правителями. Восхваление предателей ССавцев, Петлюравцев, Мазепы, попытки раскола Православной церкви, обман народа с пересмотрам истории и ценостей, всё это заказ нашым мареонеточным правителям от их хозяев из за океана. Развалить страну посеять национальную вражду между Русскими и Украинцами и возможно силой навести свой порядок в стремлении объеденения Украины. Такие задачи у померанжевой шоблы.
Я помню недавнюю эйфорию избавления от красных ,
а теперь без паузы навязывают
оранжевых .
Договаривались о Свободе !
to Вован (Донецк) Строил церкви Мазепа? Он что строитель? Если быть точным и справедливым, Мазепа патронировал строительство некоторых храмов. В частности храма, в Киево-Печерской лавре. Однако, это еще не значит, что храм был построен на его личные сбережения. Он конечно был состоятельным магнатом, но то что 80% храмов в Украине им построены, это ВЫ уж загнули.