Гибель подводной лодки Л-24 - неизвестные подробности

admin

В начале июня 2009 года закончился первый этап поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы 2009», заключавшийся в исследовании останков подводной лодки, лежащей на глубине 59 метров у берегов Болгарии. После расчистки носового 100-мм орудия затонувшей ПЛ прочитали маркировку «Б-24» и «06-9», которая соответствовала подводной лодке Л-24, корпус которой  был обнаружен на дне Черного моря в 1988 году экспедицией Института океанологии Болгарии с помощью буксируемого необитаемого подводного аппарата «Релеф – 4000». По сообщению самих болгар, они в 1988 и 1991 годах «частично исследовали» остатки подводной лодки, которые по их данным лежат на глубине около 60 метров курсом 290 градусов и возвышаются над дном на 9.2 метра.

 

   По инициативе  Российской подводной федерации и болгарского дайв – центра, поддержанной Министерством иностранных дел РФ, Госдумой РФ и премьер-министром Болгарии С.Станишевым,  в этом году удалось подготовить экспедицию под руководством К.Богданова, в которую вошли не только российские, но и болгарские дайверы.  2 июня (в первый день погружения) аквалангисты осмотрели лодку и установили, что она лежит на глубине 59.5 метра на ровном киле, все люки задраены, орудия раскреплены по походному. Была обнаружена пробоина по левому борту под носовым 100-мм орудием. Очистив место под орудием подводной лодки, пролежавшей на дне 67 лет, идентифицировали ПЛ, тем самым выполнив цель первого этапа экспедиции.

1

 

 

 

 

 

 

 

   Подводный минный заградитель типа «Ленинец» XIII-бис серии построен на заводе №-198 НКСП (Черноморский судостроительный завод имени Андрэ Марти) в Николаеве. Заложен 20 (по другим данным-23) октября 1940 года.

 

Приемный акт подписан 29 апреля 1942 года, подводная лодка официально вступила в строй  6 мая 1942 года, официально включена в состав Черноморского флота 12 мая 1942 года. За создание подводных лодок XIII-1938 серии в 1943 году почетного звания лауреатов Государственной премии I степени удостоены Н.В.Алексеев, В.И.Васильев, П.З.Голосовский, В.П.Горячев, В.Ф.Критский, Б.М.Малинин, В.П.Фуников. Начало Великой Отечественной войны Л-24 встретила у заводской стенки, где продолжалось строительство подводной лодки. На 1 июля 1941 года степень технической готовности ПЛ оценивалась 75%. 

Тактико-технические данные проекта:

                Водоизмещение: надводное/подводное         -        1108/1099 т

                Скорость:            надводная/подводная          -        18/9(8.5?) узлов

                Дальность плавания:

                                             в надводном положении      -       950(18узл) миль

                                                                                                     5500(10узл) миль

                                             при усиленном запасе топлива    3400(17узл) миль

                                                                                                     10000(10узл) миль

                                             В подводном положении     -       150(2.5узл) миль

                                                                                                     13.5(9узл) миль

                Экипаж:                                                              -       52(54-56?) человек

                Размерения:                                                        -      85.3(83.3?)х7.0х4.1 м

                Вооружение:       533мм НТА                           -      6 шт.

                                             533мм КТА                            -      2 шт.

                                             орудие Б-24-ПЛ 100мм        -     1 шт.

                                             орудие 21-К 45мм                 -     1 шт. 

                Мины:                                                                 -     20 шт.

               Автономность:                                                    -     30(45) суток

               Глубина погружения:                                         - до 100 метров

   В середине августа 1941 года немецкие войска подошли к Николаеву. 12 августа Л-24 срочно начала выходить из завода. На ней отсутствовала аккумуляторная батарея и некоторые вспомогательные механизмы и устройства; ПЛ не могла погружаться. Вместе с экипажем на ПЛ уходила сдаточная команда во главе со строителем М.И.Бычковым и механиком А.А.Змейцыным. Старшим на борту подводной лодки был Герой Советского Союза капитан II ранга И.А.Бурмистров. На выходе ПЛ обстреляла артиллерия немцев, а в районе мыса Тарханкут она попала в сильный шторм и через заклепочные отверстия съемных листов внутрь корпуса начала поступать забортная вода, нарушившая работу ряда механизмов. На пути следования Л-24 выдержала атаку немецкого самолета, но все-таки смогла завершить трудный одиночный переход в Севастополь.

 

   17 августа 1941 года командиром Л-24 назначен капитан-лейтенант Андрей Антонович Косенко. 9 ноября Л-24 перешла в Поти, где продолжила достройку, и ввод корабля в строй. Состояние дисциплины на ПЛ было не на должной высоте и 12 января 1942 года за систематическое пьянство командир ПЛ был арестован и предан суду военного трибунала. Рассмотрев его дело, суд направил бывшего командира Л-24 в штрафную роту.


9 февраля 1942 года командиром Л-24 был назначен капитан III ранга Георгий Петрович Апостолов.7 апреля подводная лодка завершила программу ходовых испытаний. В начале июня 1942 года Л-24 перешла в Новороссийск, откуда приняла участие в снабжении осажденного Севастополя. За четыре транспортных рейса в Севастополь Л-24 доставила защитникам города 217.3 тонны боеприпасов, 95 тонн продовольствия, 98 тонн (по другим данным 82 тонны) бензина, эвакуировала на Кавказ 54 человека.

 

   После четвертого транспортного рейса, когда ПЛ возвращалась в Новороссийск, она пережила три длительных преследования катеров Кригсмарине общей продолжительностью 36 часов. Суммарное количество глубинных бомб, сброшенных на подводную лодку за этот период, составило около трехсот. На ПЛ были выведены из строя ряд электроизмерительных приборов, нарушена герметичность баллонов ВВД. Прибыв в Новороссийск, Л-24 попала под печально известный авиационный налет 2 июля 1942 года, когда 64 немецких бомбардировщика «Ju-88» в сопровождении полутора десятков истребителей сбросили на стоящие в гавани корабли около 170 авиабомб. За четверть часа погибли лидер «Ташкент», эсминец «Бдительный», санитарный транспорт «Украина» и несколько малых судов. Получила повреждения и Л-24. На расстоянии 5-15 метров от корпуса ПЛ разорвались четыре бомбы. Подводная лодка начала отходить от пирса и в этот момент 500-кг бомба попала в первое машинное отделение эсминца “Бдительный», вызвала взрыв его двух торпед в торпедном аппарате №-1. В результате бомбежки и детонации торпед «Бдительного» подводной лодке были нанесены многочисленные повреждения легкого корпуса и обшивки цистерн, были заклинены волнорезные щитки торпедных аппаратов. Семь членов экипажа Л-24 получили ранения и ожоги. В этот же день ПЛ ушла в Поти, где простояла в ремонте до 12 августа, а через два дня после вступления в строй, Л-24 направляется к Босфору, где безрезультатно патрулирует район до вечера 31 августа. При  возвращении подводной лодки в районе Самсуна несколько самолетов противника без особого успеха сбросили 48 бомб на Л-24.

 

   1 октября 1942 года Л-24 вышла в море. Выставив 4 октября двадцать мин у Ялты, ПЛ двинулась в назначенный район к Босфору, куда прибыла 6 октября. На следующий день Л-24 обнаружила конвой противника и атаковала тремя торпедами танкер из его состава. Охранявшие конвой тральщики «R-165» и «R-166» сбросили на подводную лодку 9 глубинных бомб, от разрывов которых подводная лодка получила незначительные повреждения. Через полторы минуты после пуска торпед на ПЛ зафиксировали взрыв одной из них. Объектом атаки Л-24 стал итальянский танкер «Arca» (1883г., 2.238брт). Было ли судно повреждено неизвестно. «Arca» была потоплена британской подводной лодкой «Taku» 26 октября 1942 года в районе Хиоса. Л-24 оставалась на позиции до вечера 17 октября, но больше, кроме турецких шхун, никого не встретила.

 

   15 ноября Л-24 вышла в море с задачей минной постановки юго-восточнее мыса Калиакра (Болгария). 19 ноября,  выставив 20 мин, подводная лодка 23 ноября 1942 года благополучно завершила боевой поход прибыв в Поти. 

    Следующий выход в море стал для Л-24 последним. 12 декабря 1942 года подводная лодка вышла на минную постановку в район мыса Калиакра, после чего должна была вести патрулирование в этом районе и вернуться в базу утром 1 января 1943 года. До начала патрулирования на отведенной ему позиции командир Л-24 капитан III ранга Г.П.Апостолов должен был после соответствующей доразведки прибрежных коммуникаций противника выставить на них в 8 милях восточнее мыса Калиакра весь минный запас своего корабля – 20 лодочных противокорабельных якорных контактных мин типа ПЛТ. 

   12 декабря 1942 года в 22.47 в «Журнале боевых действий Штаба 1-й Бригады подводных лодок Черноморского флота» была зафиксирована радиограмма, данная Г.П.Апостоловым в 22.30 в адрес оперативного дежурного главной военно-морской базы ЧФ: «На период с 00 часов до 05 часов прошу включить радиомаяки Поти, Батуми и Сухуми». Это была единственная радиограмма, полученная с борта Л-24. 31 декабря 1942 года в «рабочем журнале оперативного дежурного Флагманского командного пункта ЧФ» появилась запись радиограммы, отправленной командованием Бригады ПЛ ЧФ в 09.40: «С рассветом 1 января ожидается приход с Westa в Поти по плану пл Л-24. Подлодка возвращается без радиосвязи».

Надежду на ее благополучное возвращение в базу дало донесение воздушной разведки, которая в 10.35 1 января доложила о том, что в «квадрате №-2992 обнаружена подлодка курс 80 градусов, скорость 10 узлов. Предположительно это пл Л-24», однако это донесение оказалось ошибочным. В тот же день, в 13.15 из Поти для встречи Л-24 вышел сторожевой катер №-039, безрезультатно прождавший в море 6.5 часов и в 19.40 в одиночку вернувшийся на базу. В 18.00 для самостоятельного входа в Поти на целый час были включены маяк и створные огни порта (в военное время это исключительный случай), затем их работа была продлена до 20.25, однако в назначенный срок Л-24 на базу не вернулась.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На следующий день, 2 января в «Историческом журнале Черноморского флота №-20» появилась запись о том, что «ПЛ Л-24 опаздывает с возвращением с позиции №-50 на одни сутки. Связи с подлодкой нет». Через 9 дней, 11 января в том же документе была сделана следующая итоговая запись:«ПЛ Л-24 не возвратилась с позиции №-50.Срок возвращения ПЛ по плану истек 01.01.43г. С 11.01.43г. ПЛ Л-24 считать погибшей при выполнении боевого задания. Причина, время и место гибели ПЛ не установлены. Связи с ПЛ с момента выхода из базы 12.12.42г. не было». 


   Никаких подробностей последнего боевого похода подводного минного заградителя Л-24 никому из исследователей установить не удавалось, и поэтому большинство из них сошлось на том, что Л-24 погибла в период между 15 и 29 декабря 1942 года в районе мыса Шабла (Шаблер) на мине румынского заграждения S-15. Обнаружение корпуса Л-24 в точке 43гр19.4мин с.ш./28гр41.5мин в.д. говорит о том, что лодка погибла не на самом заграждении S-15 (Sperre 15), выставленном 7 декабря 1941 года румынским минным заградителем «Admiral Murgescu» под командованием капитана III ранга Овидиу Мэрджиняну, а на одной из 100 составляющих его немецких противолодочных мин типа UMA, сорванной с него декабрьскими штормами и отнесенной на 12 миль к югу от него, где находится на сегодняшний день Л-24. По сообщениям советских официальных источников, командование Черноморского флота не знало об этом заграждении и поэтому не могло информировать о нем выходящего на позицию А.Г.Апостолова, который «по-видимому,  считал этот район безопасным от мин».

   Найти день гибели Л-24 позволяет анализ первой части боевого задания подводной лодки в ее последнем боевом походе – запланированная постановка минного заграждения у мыса Калиакра. Эта задача могла быть выполнена предположительно в полном объеме (20 мин) в 8 милях восточнее мыса Калиакра в период между 17 и 26 декабря. Имеющиеся данные противника говорят о том, что в данном районе не было зафиксировано не только никаких подрывов на минах, но и самих советских лодочных мин, что однозначно свидетельствует о том, что Л-24 так и не произвела никакой минной постановки. Л-24 не успела это сделать до своей гибели, которая, очевидно, последовала сразу после прибытия подводной лодки на позицию, в процессе до разведки прибрежных коммуникаций противника перед фактической постановкой мин в ночь с 15 на 16 декабря, то есть лодка погибла 15 декабря 1942 года.

   Таким образом, возможно, предположить, что подводный минный заградитель Л-24 погиб 15 декабря 1942 года в районе мыса Калиакра (Болгария), в точке с координатами 43гр26.72мин с.ш./28гр56.14мин в.д. на дрейфующей мине, сорванной с заграждения S-15, выставленного румынским минным заградителем «Admiral  Murgescu». 

   Участвуя в Великой Отечественной войне, Л-24 совершила 8 боевых походов:
05.06.1942-09.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь
11.06.1942-15.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь
16.06.1942-20.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь
22.06.1942-29.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь
14.08.1942-03.09.1942 Боевой поход
01.10.1942-21.10.1942 Минная постановка
15.11.1942-23.11.1942 Минная постановка
12.12.1942- +

   Численность личного состава по штату Л-24 составляла 50 человек, но в последнем боевом походе на борту ПЛ находились и погибли вместе с ней 57 черноморских подводников:

1. Апостолов Георгий Петрович (1910-1942)-капитан III ранга, командир ПЛ.
2. Мамутов Абидин (1903-1942)-капитан-лейтенант, заместитель командира корабля по политической части.
3. Иванов Николай Данилович (1913-1942)-капитан-лейтенант, помощник командира ПЛ.
4. Катков Алексей Матвеевич (1912-1942)-инженер-капитан-лейтенант, командир БЧ-5.
5. Кузнецов Николай Михайлович (1916-1942)-старший лейтенант, командир БЧ-1.
6. Воронов Лев Семенович (1916-1942)-старший лейтенант, командир рулевой группы.
7. Потемкин Виктор Пантелеймонович (1919-1942)-старший лейтенант, командир БЧ-3.
8. Марченко Петр Севастьянович (1918-1942)-старший лейтенант, командир минно-торпедной группы.
9. Борзов Николай Абрамович (1918-1942)-лейтенант, дублер командира БЧ-3.
10. Чаплыгин Евгений Яковлевич (1919-1942)-инженер-лейтенант, командир группы движения (моторной группы).
11. Литвиненко Михаил Назарович (1920-1942)-старший военфельдшер, начальник санитарной службы.
12. Левкович Петр Васильевич (1911-1942)-мичман, боцман.
13. Вербенко Гавриил Иванович (1911-1942)-мичман, старшина группы электриков.
14. Ермаков Михаил Федорович (1908-1942)-мичман, старшина группы трюмных.
15. Карпов Иван Андреевич (1908-1942)-мичман, старшина группы мотористов.
16. Любимов Валентин Порфирьевич (1912-1942)-главный старшина, старшина группы торпедистов.
17. Подольский Николай Николаевич (1917-1942)-старшина I статьи, старшина радистов.
18. Зарубин Дмитрий Федорович (1919-1942)-старшина I статьи, командир отделения комендоров.
19. Шишкин Тихон Петрович (1914-1942)-старшина I статьи, командир отделения трюмных.
20. Василенко Иван Пантелеевич (1916-1942)-старшина II статьи, командир отделения радистов.
21. Глазунов Николай Васильевич (1921-1942)-старшина II статьи, командир отделения рулевых.
22. Горбань Андрей Моисеевич (1919-1942)-старшина II статьи, командир отделения электронавигационных приборов (штурманских электриков).
23. Ткаченко Виктор Федорович (1921-1942)-старшина II статьи, командир отделения скрытой связи.
24. Хабаров Александр Семенович (1915-1942)-старшина II статьи, командир отделения торпедистов.
25. Чукурна Александр Лазаревич (1915-1942)-старшина II статьи, командир отделения торпедистов.
26. Щербаков Василий Григорьевич (1917-1942)-старшина II статьи, командир отделения электриков.
27. Кононец Павел Романович (1913-1942)-старший краснофлотец, командир отделения мотористов. 
28. Волков Григорий Кириллович (1919-1942)-старший краснофлотец, старший моторист.
29. Домоводов Николай Павлович (1920-1942)-старший краснофлотец, старший моторист.
30. Таран Иван Васильевич (1921-1942)-старший краснофлотец, старший моторист.
31. Шакиров Зуфар Шакирович (1919-1942)-старший краснофлотец, старший моторист.
32. Беляев Евгений Георгиевич (1921-1942)-старший краснофлотец, старший электрик.
33. Коробкин Иван Григорьевич (1921-1942)-старший краснофлотец, старший электрик.
34. Гусев Андрей Сергеевич (1920-1942)-старший краснофлотец, старший рулевой.
35. Мужиковский Давид Зусимович (1918-1942)-старший краснофлотец, старший рулевой.
36. Лапкин Николай Тарасович (1920-1942)-старший краснофлотец, старший трюмный.
37. Светличный Илья Степанович (1921-1942)-старший краснофлотец, старший трюмный.
38. Литвин Петр Степанович (1920-1942)-старший краснофлотец, старший комендор.
39. Петров Владимир Георгиевич (1921-1942)-краснофлотец, старший моторист.
40. Глухов Василий Николаевич (1920-1942)-краснофлотец, моторист.
41. Шарников Михаил Михайлович (1921-1942)-краснофлотец, моторист.
42. Шкуратов Николай Власович (1920-1942)-краснофлотец, моторист.
43. Баландин Виктор Иванович (1921-1942)-краснофлотец, торпедист.
44. Гайворонский Николай Максимович (1920-1942)-краснофлотец, торпедист.
45. Божко Иван Иванович (1921-1942)-краснофлотец, трюмный.
46. Суприн Иван Кириллович (1921-1942)-краснофлотец, трюмный.
47. Васильев Гавриил Алексеевич (1921-1942)-краснофлотец, рулевой.
48. Копцов Виктор Дементьевич (1922-1942)-краснофлотец, рулевой.
49. Кабицкий Валентин Васильевич (1921-1942)-краснофлотец, минер. 
50. Куцирин Сергей Алексеевич (1921-1942)-краснофлотец, минер.
51. Коваленко Павел Спиридонович (1921-1942)-краснофлотец, электрик.
52. Комаровский Иван Лаврентьевич (1920-1942)-краснофлотец, кок.
53. Кудрявцев Иван Михайлович (1924-1942)-краснофлотец, электрик.
 
54. Попов Михаил Иванович (1921-1942)-краснофлотец, электрик.
55. Савоев Анатолий Федорович (1921-1942)-краснофлотец, радист.
56. Тиняков Николай Александрович (1922-1942)-краснофлотец, старший гидроакустик.
57. Усенко Иван Дмитриевич (1923-1942)-краснофлотец, строевой.

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гибель минного заградителя Л-24 сопровождалась наибольшим количеством погибших подводников в истории черноморского Подплава. 

Вечная память!

 

 

 

Владимир Бойко
капитан I ранга запаса
ветеран-подводник ВМФ
Морское Собрание г.Севастополя

Profile picture for user карабас
1348

...Ждите нас-мы снова всплывем,

Но уже с кораблями вместе.

Мы были когда-то,нас нет.

Мы были,мы будем...МЫ ЕСТЬ!

Вечная память рыцарям глубин!