Фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» оказался «Окаянными днями»

5 октября в Севастополе состоялся допремьерный показ художественного фильма «Солнечный удар» режиссера Никиты Михалкова.
Фильм снят по мотивам произведений «Солнечный удар» и «Окаянные дни» русского писателя Ивана Бунина, на глазах которого проходили тяжелые дни национальной катастрофы – гражданской войны. При всей добротности картины, прекрасной музыке знаменитого композитора Эдуарда Артемьева, кинофильм, скорее всего, вызовет у зрителя неоднозначное впечатление. Но совершенно точно никого не оставит равнодушным.
Многие упрекнут режиссера в несоответствии духу бунинской прозы, другие будут обескуражены значком в начале фильма 12+, кого-то озадачат эпизоды, сведенные игрой актеров до карикатуры или «киноцитаты» из знаменитых фильмов прошлого.
При всей неоднозначности в фильме четко прослеживается замысел режиссера – вызвать эмоциональный отклик у неискушенного зрителя, заставить увидеть причинно-следственные связи и найти ответ на волнующий вопрос, который звучит из уст главного героя – русского офицера разбитой белой гвардии: «Как все это случилось?». На каком этапе произошла эта трагическая гибель великой России, русского мира?
Что можно сказать об одной из основных сценарных линий – любовной? Главный герой, который путешествует на пароходе, часто вынимает из внутреннего кармана кителя портрет своей невесты, оставшейся на берегу. Называя ее нежно по имени, всякий раз он бережно ставит фото на столик, но это не спасает его от наваждения. Молодая замужняя женщина¬-попутчица, чье имя он так и не узнает, становится для него «солнечным ударом». Это не история любви, это история падения, безымянной страсти.
В какой-то момент понимаешь, что главным в фильме являются мелочи. «Окаянные дни» берут верх над «Солнечным ударом». Детали, кажущиеся на первый взгляд неважными, ткут полотно жизни, становятся акцентными, дают характерный срез состояния общества на начало XX столетия, а история «Солнечного удара» в этом полотне - лишь один из типичных отпечатков своего времени.
Фильм связывает героев и зрителей невидимыми нитями и обличает нас, ныне живущих, в пороках, которые сопровождают человечество от самого грехопадения и до нынешних дней. Колеса парохода «Летучий», на котором и вокруг которого сосредоточены основные сцены драмы, своими лопастями не просто погружаются в Волгу и придают ему движение, но словно проникают в каждую душу и, вращаясь, рубят по живому. Ещё они напоминают о движении механизма общечеловеческой истории – неумолимом её ходе, невозможности ему сопротивляться.
Вот как говорит Иван Бунин в своем дневнике «Окаянные дни»: «Народ сам cказал про себя: «из нас, как из древа, — и дубина, и икона», — в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев».
Осознание того, что общество всегда было, есть и будет волнообразно метаться между Богом и обезьяной, дает понимание, что вопрос, заданный обыкновенным, по-детски еще открытым и честным сельским мальчишкой Егорием - «От обезьяны мы или от Бога?» - становится сакраментальным. Если от обезьяны – тогда все можно и все простительно, это снимает с человека всякую ответственность, ибо прообраз позволяет.
Финальная сцена – исповедь белогвардейского офицера, в чьи уста вложены слова о неисполненной миссии всей русской интеллигенции, не оставляет никаких сомнений в его искренности, хотя это раскаяние уже не может изменить хода событий.
Но самое трагичное – это осознание того, что признанная ошибка, к сожалению, не станет уроком для будущих поколений, и на следующих витках истории все повторится снова…
Елена Озаренко
фото автора
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
- 15676 просмотров
А что ж в таком случае делать искушенным! Не смотреть фильмы Михалкова. Думается так.
Елена Озаренко! А фильм то видели? Как фильм?
Чтобы не было «кривотолков»
, сразу скажу, что очень высоко ставлю почти всё сделанное Михалковым в кино – кроме откровенно провальных «Предстояния» и «Цитадели» и конъюнктурной документалистики, – всё, даже «Жмурки»
.
Вот только некоторое изумление вызвали рассказы о Никите Сергеевиче как о каком-то необыкновенном мастере – экранизаторе классики.
Список его экранизаций (классики) как режиссёра – до «Солнечного удара», мягко говоря, скуден:
– «Неоконченная пьеса...», 1977 год;
– «Несколько дней из жизни Обломова», 1979 год;
– и... всё!..
Я то за Пугачева....
Елена Озаренко! А фильм то видели? Как фильм?
Видел её в кинотеатре Победа на показе. В зале сидели рядом.
Мы на грабли не наступаем, мы по ним ходим:)
Сейчас начнется - кто за красных, а кто за белых...В газете "Завтра" бурная дискуссия по статье К.Душенова - "Ленин друг Яроша, враг России". Прошлое переосмысливается совершенно по разному. Но Михалков в своем фильме очень тактично предлагает каждому искать истину и свою правду. Да, был и белый террор и красный.Но, как в Ялте предложил Путин :«Считаю, что Крым может быть и сегодня уникальным мерилом, может и сегодня сыграть уникальную объединяющую роль для России, став своего рода историческим, духовным источником, еще одной линией примирения как красных, так и белых».Вот что нам необходимо сегодня. Думаю, назрела необходимость в создании "Памятника примирения белых и красных..."и в Севастополе и в Крыму. И фильм "Солнечный удар" как раз об этом.
Особенно эффектны и эффективны «уникальная объединяющая роль» и «примирение красных и белых» – на фоне торжества подавляющего меньшинства, захватившего и присвоившего советское наследство.
Такое «примирение», если оно состоится, и впрямь будет уникальным – при нашем почти уникальном (для относительно цивилизованных стран) почти 20-кратном (официально) социальном расслоении.
"Зло нужно искать не в войне, а до войны, в самых мирных по внешнему обличию временах. В эти мирные времена совершаются духовные убийства, накопляются злоба и ненависть. В войне же жертвенно искупается содеянное зло. В войне берет на себя человек последствия своего пути, несет ответственность, принимает всё, вплоть до смерти".
Николай Бердяев "Философия неравенства"
to Absolut (Севастополь) (Севастополь) .... линией примирения как красных, так и белых».Вот что нам необходимо сегодня. Думаю, назрела необходимость в создании Памятника примирения белых и красных... и в Севастополе и в Крыму. И фильм Солнечный удар как раз об этом.Прикрыть зад олигарха всея руси от революции 2017 года старается фильм коньюктурщика Михалкова "Какой то там чего то"
to sandalia (Севастополь) Зло нужно искать не в войне, а до войны, ..... Ни одна севастопольская... ээээ.... слов нет.... не поддержала нашу Севастопольскую коммунистку Байдюк в Верховной Раде. Войны бы не было. Была бы автономия Крыма. И уникальная возможность объединения будующих "укропов" с "ватниками".
Я знаю про сослагательное, но и про агитацию алиХархов то же.
to knnk2007 (Севастополь=Ульяновские Дворы)
А вы случайно на Болотной не бывали давеча с Пугачевым? :)
Вот не сказала бы, что Михалков в фильме тактичен и тонок...
Как по мне - так это просто заколачивание гвоздей какое-то... С контрольным. Знаете, наверное, это фильм пока не для нас. Не для севастопольцев, в смысле. У меня было чувство, что мне прямо в открытую рану руку по локоть засунули, медленно и с наслаждением там ковыряются и в глаза заглядывают - ну как тебе, больно?! Да, ёлки-палки, мне больно!!!
Этот фильм... такое своеобразное "Нате!" - оплеуха интеллигенции, которой было не только некогда расслышать и ответить на "детские" вопросы про Бога и Обезьяну, но которой и самой было сладостно отрицать и разрушать - всё, начиная с себя, и разрушителям приветы передавать. Вернётся привет-то...
Справедлив ли упрёк "сами виноваты"? Справедлив. Но мне почему-то в этом случае показался нечестным прямой ответ. Он низводит трагедию в разряд бытовой драмы. Или даже криминальной...
Много пошлого в этой картине. В настоящем смысле, не в том, в котором мы привыкли понимать это слово. Заурядного и банального, выдаваемого за высокое, мистическое и прекрасное. Здесь весь драматический конфликт вот на этой жуткой антиномии и построен - то, что кажется красивым и высоким - на самом деле пошло, низко и тленно. "Воскресение можно не писать."
Может быть, Михалкову удалось разгадать Бунина (немудрено его разгадывать, по правде сказать). Но мне от этой разгадки - как от тщательно рассчитанного разоблачения - гадко на душе. И ещё хочется верить, что это - метод, а не особенность взгляда художника.
to кэт (Севастополь)
Очень соглашусь с подставой, эдакий ларец внешне украшенный алмазами, а внутри тухлятина. Я бы еще добавила, что как это сделано режиссером действительно похоже на метод, а Михалков в данном случае на коновала с шокером. Еще хочу подметить, что так затянуты некоторые сцены, что сложилось впечатление заевшей пластинки, особенно этого факира, который так смахивает на наших бестыжих олигархов, которые живут заграницей, а сами ФАКируют все наше госудрство и народ вместе взятых.
Правильно ли вскрыты гнойники - правильно, только от этого не легче. После фильма ответы на вопросы героев нашлись, хоть и не сразу, но теперь я жую свой извечный вопрос и кто ответит мне на него? Подозреваю, что я знаю ответ, но не решаюсь его принять .
to кэт (Севастополь) ....Может быть, Михалкову удалось разгадать Бунина (немудрено его разгадывать, по правде сказать). ..... Вы знаете, что я Вас недолюбливаю.
Но после "котиков" (их у меня одна на руке, три в ногах. на улице 20) и за Михалкова (Не за Бунина - тут Вы не правы!) давайте уже мир!
Еще Черников на нас заяву написал в ментовку полицию и прокуратуру - на нас - ФорПост и меня....
Давайте уже отбиваться....
to sandalia (Севастополь) to knnk2007 (Севастополь=Ульяновские Дворы) А вы случайно на Болотной не бывали давеча с Пугачевым? :)Не, не был. Я вообще то одиночка.... с ОСН КК "Ульяновские Дворы"
А кто такой Пугачев? Или Вы про Емельянку? Да, я с ним против катьки...
to knnk2007 (Севастополь=Ульяновские Дворы)
Это не благородно, двое мужчин против одной барышни :)
to sandalia (Севастополь)
КЕТ - барышня. Вы себя девушкой не заявляли.
Вроде Вы про Болотную на меня наехали, на вопросы ответьте.
СЪезжаете?
...Кстати, ещё о «примирении» («красных и белых» и т.п.): выбор «Окаянных дней» – плохая основа для примирения.
Да и вообще настоящее – полное, «безоговорочное» – примирение в таких кровавых делах, как наша история, вряд ли возможно; разве что по прошествии нескольких столетий.
Люди из «партии» Михалкова, говоря о примирении, далеки от мысли о равноправии: их «примирение» подразумевает капитуляцию «красных».
Но ограбленные униженные и оскорблённые, хотя и побеждены и покорились, вовсе не «прощают» своих грабителей.
У Бунина, несколько другой посыл чем в фильме Михалкова. Но видимо в этом и состоит талант все препарировать и пронести через себя ,выдать этот посыл другим людям.Михалков преудпреждает от уничтожения развала своей же страны, показывая её мощь и величие, и одновременно ,что-то разрушающее, жрущее её изнутри (или извне), но не предлагает рецептов излечения, а лишь показывает направление, в котором может пойти развитие в наши дни. У нас есть Вера и Любовь, но нужна и Надежда.
Фильм не смотрел. Не спешу с этим. Что-то останавливает. И дело не в Михалкове, к которому отношусь с глубоким уважением, прежде всего за фильм "12"... Думаю, что дело в Бунине. Когда в своё время прочитал его "Окаянные дни" был потрясён... Не вижу смысла расписывать почему - достаточно прочитать, при этом зная хоть немного творчество Бунина. Написанный по горяим следам роман в полной мере передаёт весь ужас , отчаяние и безысходность ситуации, которую переживала Россия... Потрясающий документ того времени, практически - документальный... Надо бы перечитать ещё раз, а потом - Михалков...
По ком звонит колокол?
Нет человека, который был бы как Остров,
сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши;
и если Волной снесет в море береговой Утес,
меньше станет Европа,
и также если смоет край Мыса и разрушит
Замок твой и Друга твоего;
смерть каждого Человека умаляет и меня,
ибо я един со всем Человечеством,
а потому не спрашивай никогда,
по ком звонит Колокол;
он звонит и по Тебе.
to Яри (Золотое кольцо)
1.Замечательно, очень доходчиво образно описаны мысли известного русского философа Ильина, думаю и не только его. Так и есть.
2.Сам фильм констатирует ножом по сердцу, но как пишет luka "не предлагает рецептов", вернее рецепт есть, он очевиден и прост, но утопичен.
3.А еще утопична сама идея равенства, как бы нам этого не хотелось.
4.Об идее примирения вообще молчу, предоставляя слово этому миру, который изначально полярен. Сосед с соседом не может примириться... Примирение возможно только если у обоих сторон наступит бесстрастие (это, конечно, крайне идеальный вариант), то есть настоящая свобода, а пока мы рабы своих божков=идей, кумиров, материальных и нематериальных благ и т.д. этому не бывать. Все примирит время = "Все пройдет, пройдет и это" (надпись на кольце у царя Соломона)
to кэт (Севастополь)
Эстетствуете не по детски.
Интересная критика.
Не видел пока фильма, но есть уже интрига ... После таких оценок.
Вы на своём месте?
Фильм - отвратителен только тем, что это "большое полотно лжи, сшитое из кусочков правды". (Это слова Михалкова из "Бесогона" о К.Собчак) И где настоящий Михалков? Тот, который создал "Свой среди чужих..." и "Рабу любви" или всё-таки его последние работки, так уничтожающие нашу историю и русского человека? Обидно, а мы сидим и лопаем и молчим. Всё позволено, вот в чём ужас! Вседозволенность. Да, фильм заставляет задуматься, но только после просмотра хочет всё громить! Художественное произведение должно поднимать человека, пусть болью, потерями, но поднимать. А здесь умышленное унижение, причём в государственном масштабе. Пошлость, возведённое в ранг "правды". Спасибо Лене за статью!
Попытки укусить Михалкова беспочвенны.Те кто его кусает, автоматически попадают в ряды пятой колонны...То есть - в болото, с упырями Макаревичем, Собчак, кентавром Невзоровым и далее по списку...Ненависть к русским также будет объединять их с неистово скачущими в никуда бандерлогами. Русские в красном лагере и белом единоутробны. Вот почему, этот вопрос -"Как это все случилось?" своевременный. Ведь сегодня та же ненависть заставляет русскоговорящих пилотов "Сушек" бомбить русских на Донбассе. Кто начал защиту русских в Славянске? Стрелков, который проникся идеей чести в белом движении. Ведь, по сути - Стрелков - реинкарнация генерала Дроздовского, для которого честь русского офицера, верность присяге - высший смысл жизни. Вполне понятно, что развязанная извне гражданская война была на руку Антанте тогда и сегодня - вопящим об "аннексии" Крыма болотным, мечта о расчленении России которым, кажется уже вполне достижимой. Не стоит искать пошлые смыслы в талантливом фильме, достаточно задуматься, выживет ли Русская цивилизация в тисках снаружи и внутри...И хорошо, что просмотр фильма состоялся в театре, иначе бы запах поп-корна убил бы пульсирующий нерв посыла к зрителям.
К сожалению, Михалков унизил русского офицера. Погоны сдирал. Да и они так не сдавались . Настоящие русские офицеры.
to sandalia (Севастополь)
А я за примирение - высший смысл именно в этом, осознание и примирение
to кэт (Севастополь)
Ой, КЭТ ! Удовольствие доставило читать ваш пост. Молодец, профессионально! Теперь уж точно придётся фильм посмотреть, чтобы сравнить своё мнение с вашим!

Все фильмы Михалкова они за умные нудные просто уснуть.Да ещё нудные .Просто тупо можно за это время сьездить из Севастополя Симферополя мой мозг не выдержит . Михалков хотя дельный монархист ярый поклоник царей Романовечей Путина как личность уважаю..А его фильмы я не могу его долго смотреть...
Пацан, который с детства пальцы веером крутит, а как режиссер - слабак, на понтах выезжает.
Все фильмы Михалкова они за умные нудные просто уснуть.Да ещё нудные .Просто тупо можно за это время сьездить из Севастополя Симферополя мой мозг не выдержит . Михалков хотя дельный монархист ярый поклоник царей Романовечей Путина как личность уважаю..А его фильмы я не могу его долго смотреть...
Спите спокойно, берегите свой мозг...Зачем напрягаться? Жизнь так коротка и прекрасна...А сон - это просто "черный квадрат Малевича" и тишина..., а еще есть пиво "Балтика".
Михалков большой мастер и художник, картина выстроена ювелирно по сюжету, по созданию атмосферы. НО... почему-то любовь не вызывает ТРЕПЕТА, не хватило ньюансов, взглядов, реакций... У главного героя, когда он вглядывается в письмо, почему-то представляется мобильник в руках... Голубой газовый шарф ассоциируется со словом "капрон", т.е. синтетика... Наверное, лучше бы шелк...Товарищ Землячка - решена лишь в карикатурных красках... Ни одной положительной черты! Бывает ли так в жизни? Но все же, фильм - ЯВЛЕНИЕ в нашем киноматографе. Заставляет ДУМАТЬ, заставляет проводить аналогии... Нужный фильм, своевременный. Хотя ОЧЕНЬ монархический. Такая ностальгия по разрушенному раю богачей!
Фильм потрясающий. Главное - сделать правильные выводы. Спасибо, Михалков !
to Легионер
Снимите розовые очки или Вы уже привыкли к проамериканскому стилю "режиссирования".
to Легионер - Статский советник
Это где Михалков князя Пожарского играл? Так режиссер - Филипп Янковский. Ходили слухи, что Михалков руку приложил... Но ничем не подтвердились.
Тема достойная, но ломает смотреть. Во всех последних фильмах Михалкова слишком много Никиты Михалкова.
Не смотрел, не осуждаю...
Да, я с ним против катьки...
О какой "катьке" ведешь речь? Если о своей супруге или подруге - это дело личное, никого не касается то, что у вас в обиходе принято. Если о Кэт с "Форпоста" - извинись незамедлительно! Если, упаси Боже, об императрице Екатерине Великой - тогда ты вообще...
Посмотреть - убить время. Ни для ума, ни для души. Хотел задать вопрос "как это был", не связав с "как это есть". Пока кинематграф пустой
Вообще, тягомотина какая-то. Все фильмы такие у него: "От белых отбился и к красным не пристал". Предлагает думать как он, а зачем - не знаю. Похоже, наследственность.
Всё-таки, художественный фильм для просмотра и для души, а не для рыданий. А то нет времени поливать попкорн слезами...
Фильма не видел. Но очень хочу посмотреть. Михалков - глыба кинематографа. Документальный фильм о наших поляках Янковских чего стоит. Моськи, не стоит лаять на слона. Бесполезно. Да монархист, антисионист и хозяйственник.
to Легионер Хорошо, поправлю. Фильмы с Михалковым - так будет корректнее относительно моего поста, на который Вы отвечаете?
Это был не ответ, ремарка. Все перечисленные вами фильмы - совершенно замечательные. Это я автоматически, из любви к искусству, четкости выражения мыслей и точности.
to Лисавета (г. Севастополь)
- У́рга — территория любви
- Сибирский цирюльник
- Статский советник
- эти минимум спорные, перебрехивают историю по-михалкову.
А дальше то что стыдно совсем?