Лента новостей

10 августа 2020 - 18:35
437
6

Русская Мекка? Нет, Херсонесская гастроль!

Причем тут Херсонес?
ForPost Мнения: Русская Мекка? Нет, Херсонесская гастроль!
Фестиваль оперы и балета в Херсонесе может расположиться и в другом месте


2 августа 2020 года в Севастополе завершился IV Международный фестиваль оперы и балета «Херсонес». 

Побывав на этом мероприятии и ознакомившись с его программой, я не обнаружила ни признаков фестиваля, ни следов международного состава участников. 

Так что же предложили публике «все причастные к замечательному празднику высокого искусства» – Министерство культуры России, Правительство Севастополя, АНО «Русские сезоны», компания ООО «Вижн медиа центр» и музей-заповедник «Херсонес Таврический»? Нет, не культурный форум, знакомящий со спектром театральных и музыкальных течений; не событие, манифестирующее внятные художественные и коммерческие цели; не спектакли, отражающие концепцию авторитетного интенданта. 

Внимательно изучив обращения к «дорогим гостям, участникам и организаторам фестиваля» , написанные от имени Президента России В. Путина, министра культуры РФ О. Любимовой, главы Республики Крым С. Аксенова и врио губернатора Севастополя М. Развожаева, я поняла, что у «одного из масштабных событий в культурном календаре России и главном музыкальном украшении Крыма» отсутствовал какой-либо фестивальный смысл. Зато набор общих фраз свидетельствовал о полном игнорировании театральных новаций, ради которых и существует фестивальное движение. 

Содержание предстоящего «действа» рассекретило заявление пресс-службы Херсонесского музея: «Учитывая формат выступления open air, теплую летнюю крымскую погоду, в концерте будет исполнена музыка узнаваемая, легкая, радостная, искрящаяся. Также будет представлена вокальная палитра итальянской, французской, немецкой и русской школ».

Глава Севастополя Михаил Развожаевокончательно прояснил ситуацию: «В разгар летнего сезона это знаковое событие привлекает не только жителей города, в Севастополь устремляются ценители театрального танца и сильного голоса со всех уголков нашей необъятной страны». 

Действительно, в течение пяти вечеров на специально возведенной площадке солисты Большого театра России показывали себя в оперном дивертисменте и балетном спектакле «Кармен-сюита». Оркестром руководил маэстро Павел Клиничев.

Надо честно признаться, что в этом году Херсонес принимал не фестиваль, а гастроли прославленного столичного коллектива с типичной – «курортной» – программой, рассчитанной на неискушенного зрителя. Однако участие семи солистов и трех стажеров оперной труппы, трех прима-балерин, двух премьеров, двух ведущих солистов, пяти первых солистов и солисток балетной труппы гарантировало высокое качество исполнения любого, даже заведомо облегченного «музыкального меню». 

Столь звездный состав собрался в Севастополе только благодаря пресловутой пандемии. Никто этого и не скрывал. Например, по словам директора Большого театра Владимира Урина, «открытая площадка фестиваля… позволяет в современной ситуации сохранить наши выступления». Ольга Любимова добавила: «Для всех нас это важное событие, после долгого перерыва мы смотрим уникальный концерт Большого театра не онлайн. Чтобы это стало возможным, проделана серьезная работа с точки зрения безопасности людей, с которой мы впервые столкнулись. Для коллектива, который выступит на фестивале впервые, это долгожданное возвращение после карантина, сопровождаемое новыми правилами репетиций и для балетной труппы, и для музыкантов».

О, вездесущий вирус, короновавший нынешний високосный год, спутавший все планы, отменивший большинство гастролей и обманувший столько творческих ожиданий! Этой невидимой частице бытия город-герой обязан явлением прима-балерины Светланы Захаровой и блистательной примадонны Динары Алиевой. Певица произвела настоящий фурор своей царственной красотой, благородством манер, стильным туалетом (особенно на фоне ее подчас вульгарных коллег, щеголявших в платьях, словно взятых напрокат в свадебных салонах). А о виртуозном прочувствованном исполнении Алиевой арии Адриены Лекуврер «Io son l`umile ancella» Франческо Чилеа еще долго будут вспоминать севастопольские меломаны. Привела в восторг публику и Светлана Захарова, дважды выступившая в роли Кармен. Пожалуй, она одна смогла стать в ряд с великими исполнительницами этой партии – Майей Плисецкой и Алисией Алонсо. Остальные явно проигрывают сравнение. Так ли уж необходим этот спектакль в репертуаре Большого театра? На мой взгляд, постановку Альберто Алонсо правильнее отпустить в небеса театральной легенды, а для современных исполнительниц создать новую хореографическую версию.   

Впрочем, хорошо организованный культурный досуг только усугубил проблему несоответствия «мероприятия» заявленному фестивальному статусу. К сожалению, Херсонес, призванный, по словамПрезидента Путина, стать «русской Меккой», все чаще искушается божками нашего времени – маркетингом и брендом. Но даже эти далекие от искусства и науки идолы рынка не производят должного эффекта. И все потому, что к древнему сакральному пространству Севастополя до сих пор не подобрана культурологическая мерка. Ему явно недостает рефлексии на собственную историю, наполненную событиями мирового значения. Это пространство никак не может найти тематический ключ к сокровищам произведений прошлого и настоящего. Наверно, надо поучиться у таких состоявшихся фестивальных площадок, как, скажем, Термы Каракаллы, Экс-ан-Прованс или Арена ди Верона. Ведь именно естественные «декорации» определяют существо происходящих там театральных событий. Постановка спектакля должна осваивать памятник архитектуры без какого-либо вмешательства в его структуру, войти с ним в общение, чтобы открыть новые черты в хрестоматийных произведениях искусства.

Если организаторы I фестиваля «Опера в Херсонесе» (2017 год) коррелировали программу с развалинами античного городища, и в течение двух августовских вечеров в Античном театре III века до РХ звучали голоса замечательных исполнителей (Агунда Кулаева и Владимир Маторин, Вероника Джиоева и Василий Ладюк, Алексей Татаринцев и Валерио Згарджи), то следующие два года ушли на безрезультатный поиск своего фестивального «лица». Этим летом был поставлен жирный крест на проекте «Опера в Херсонесе» и подменен новым – «Херсонес», не имеющим никакого отношения к понятию «фестиваль». Так, объект культурного наследия ЮНЕСКО – уникальное пространство античного полиса и средневековой Корсуни, где, по легенде, был крещен князь Владимир – превратился в банальную гастрольную площадку. 

Обидно, что «беспрецедентная по размерам и техническому оснащению сцена,  сконструированная специально для масштабной постановки классического балета», стала предметом нескончаемой дискуссии ученых и просто неравнодушных к истории Севастополя людей об «антропогенной нагрузке на херсонесские памятники», причем, однозначный ответ так и не дан. Еще обиднее видеть, как возведенное строение черного цвета, «размерами имитирующее пространство Большого театра России», «заглушает»подлинные «неприкосновенные археологические ценности Херсонеса Таврического»», нивелирует пространственную декорационную среду.

Возникает вопрос: если Херсонес по сути и по духу перестал быть главным героем фестиваля, отрезан от «действа», лишен определяющей роли, то стоит ли терзать его сакральное «тело» гастрольными проектами?

В этом году состоялся не IV Международный фестиваль оперы и балета, а открылась новая гастрольная программа, на которую Министерство культуры России выделяет значительный бюджет. 

Да, приятно в теплый летний вечер занять место, согласно купленному билету за пять тысяч рублей, послушать арии, дуэты и ансамбли из опер Чайковского, Римского-Корсакова и Рахманинова, насладиться мелодиями Оффенбаха, Верди, Легара и Доницетти, потом ощутить радость от причастности к «мероприятию, занимающему знаковое место в культурной жизни Севастополя и Крыма»… 

Но причем тут Херсонес?

Как-то не по-хозяйски использовать громаду имитации Большого театра в течение всего пяти дней. Может быть, лучше смонтировать эту площадку на месте будущего Севастопольского театра оперы и балета – на мысе Хрустальный, у памятника Краснофлотцу и Красноармейцу, чтобы проводить там летние севастопольские сезоны с участием замечательных коллективов и солистов, которыми богата русская культура.

Если уже осваивается бюджет существующего пока только на бумаге оперного театра в Севастополе (директор – Сергей Полунин, заместитель – Андрей Уваров), то почему бы не начать освоение пространства будущего государственного учреждения культуры? «Хрустальный сезон в Севастополе»? А почему бы нет? 

В день открытия гастролей Большого театра одна местная журналистка сказала: «Сегодня нам, севастопольцам, завидует вся Россия». Видимо, россиянам придется надолго запастись этим нехорошим чувством: в следующем году обещает приехать Мариинский театр с самим Валерием Гергиевым.   

Издавна в Херсонесе жила легенда о Белом монахе, дозором обходящем его святыни. Неужели гений места покинул древний город? Навсегда?

​​​​​​​​​Ольга Ковалик, infocus.press

Поделитесь этой новостью с друзьями:

4
Средняя оценка: 3.7 (3 голосов)

Обсуждение (6)

Аватар пользователя curious type
постов:
373
curious type (Севастополь)
- 11/08/2020 в 0:28

Жизнь - театр и ставит пьесы из классиков: "Пир во время чумы коронавируса" ? А еще " Шабаш на лысой горе Гасфорта".

Аватар пользователя Absolut
постов:
2531
Absolut (Севастополь)
- 11/08/2020 в 11:44

Может быть, лучше смонтировать эту площадку на месте будущего Севастопольского театра оперы и балета – на мысе Хрустальный, у памятника Краснофлотцу и Красноармейцу,

Увы, такой декаданс превратится в глумление над доминантой Обороны города-героя и такой когнитивный диссонанс только усугубит сюрреализм происходящего. Спасёт ли опера М. Глинки - "Жизнь за царя" (Иван Сусанин)? - вопрос риторический...

Аватар пользователя Просто врач
постов:
7202
Просто врач (Севастополь)
- 12/08/2020 в 6:35

На следующем мероприятии будут стоять ложи в которых будут возлегать патриции, а между ними будут бегать половые с подносами.

Аватар пользователя Tatiana Erodska
постов:
1199
Tatiana Erodska (Москва_Ленинград_Севастополь)
- 13/08/2020 в 10:30

В день открытия гастролей Большого театра одна местная журналистка сказала: «Сегодня нам, севастопольцам, завидует вся Россия». Видимо, россиянам придется надолго запастись этим нехорошим чувством: в следующем году обещает приехать Мариинский театр с самим Валерием Гергиевым.   

Я не очень понимаю, чему завидовать: в Большой лучше не ходить - мало того, что потеряешь большие деньги, так и настроение испоганенное минимум на месяц обеспечено. А что касается Мариинки - то по меньшей мере ленинграцам и жителям Владивостока завидовать нечему - у них есть потрясающая возможность посещать сей уважаемые театр за очень вменяемые деньги (не говоря уже о традиции распространения билетов в вузах и на предприятиях за 50% от вменяемой номинальной цены) и слушать и видеть постановки в гораздо более комфортных для восприятия условиях. Да и москвичи часто посещают этот театр - так как стоимость проезда Москва-Ленинград Москва+стоимость билета зачастную ниже стоимости билета в Большой. Кстати, у питерских еще и Михайловский театр есть.

Что же касается Севастополя - то понятно, почему МЕСТНЫЕ журналисты устраивают танцы с бубнами вокруг гастролей Большого, но совершенно непонятно, почему они поют дифирамбы тетар Луначарского с мАсковским вычурным режиссером, и оставляют в тени театр Лавренева : - всех- и питерцев, и москвичей, приезжающих в Севастополь ведем сначала в театр Луначарского - после которого наши гости ВЕЖЛИВО говорят - ну да, понравилось, а вот после театра Лавренева реакция другая - просто скупаются билеты на последующие спектакли. Особо, конечно смотрятся спектакли театра Лавренева в стенах древнего Херсонеса по мотивам греческих пьес - ничего более органичного придумать невозможно. А вот вписывается ли Большой в эти декорации - весьма сомнительно.

Аватар пользователя Elena-S
постов:
300
Elena-S (Севастополь)
- 16/08/2020 в 9:31

Хорошо сказано: терзать сакральное тело. 
Несчастный Херсонес уже  весь истерзали звуком, кабелями, настилами, деревянными будками, мониторами, бетоном и офисным режимом доступа к морю, степи и воздуху.
Место оперы и балета в театре.
Почему-то в театрах не устраивают передвижные выставки из экспозиции Херсонеса. А почему? Как было бы креативно разместить развалины в фойе, амфоры....Если местные жители перестали посещать Херсонес, то можно бы Херсонесу через театр приобщить народ к археологическим ценностям.
Почему бы не вывезти амфоры в сам Большой театр? Пусть бы жители столицы попродили среди них в прекрасных залах Большого. 
Идиотизм? Если опера в древнегреческом Херсонесе не идиотизм, то и предметы и камни Херсонеса в оперном театре тогда тоже  в духе времени.
Эти сцены надо устанавливать в депрессивных районах для их развития. На Корабельной стороне или на Северной, например. А не впихивать в самодостаточный Херсонес невпихуемое. 
 

Аватар пользователя Просто врач
постов:
7202
Просто врач (Севастополь)
- 16/08/2020 в 10:04

Возникает вопрос: если Херсонес по сути и по духу перестал быть главным героем фестиваля, отрезан от «действа», лишен определяющей роли, то стоит ли терзать его сакральное «тело» гастрольными проектами?

В этом году состоялся не IV Международный фестиваль оперы и балета, а открылась новая гастрольная программа, на которую Министерство культуры России выделяет значительный бюджет. 

Закрывая посещение куцого херсонесского пляжа, с измолотым за 2000 лет грунтом и дном, руководство музея, почему-то, не противится проведению массовых мероприятий на еще не вскрытой территории.  И ЮНЕСКО молчит, а директор Херсонеса не собирается в ЮНЕСКу жаловаться?

 

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

Главное за день

Новые кованные ворота на музее им. Крошицкого создали севастопольские кузнецы

Предложенный эскиз оказался не для металла, сделали свой.
09:01
1985
24

Над руинами севастопольского храма построили эстакаду для бурения

Временная конструкция должна защитить храм Иоанна Воина на мысе Хрустальном.
19:01
3726
32

Ялтинская конференция 2.0: есть ли у Крыма шанс снова остановить кровопролитие

Для проведения переговоров нужны предпосылки и мудрость.
18:20
1299
5

ТОП 5