2 августа 2020 года в Севастополе завершился IV Международный фестиваль оперы и балета «Херсонес».
Побывав на этом мероприятии и ознакомившись с его программой, я не обнаружила ни признаков фестиваля, ни следов международного состава участников.
Так что же предложили публике «все причастные к замечательному празднику высокого искусства» – Министерство культуры России, Правительство Севастополя, АНО «Русские сезоны», компания ООО «Вижн медиа центр» и музей-заповедник «Херсонес Таврический»? Нет, не культурный форум, знакомящий со спектром театральных и музыкальных течений; не событие, манифестирующее внятные художественные и коммерческие цели; не спектакли, отражающие концепцию авторитетного интенданта.
Внимательно изучив обращения к «дорогим гостям, участникам и организаторам фестиваля» , написанные от имени Президента России В. Путина, министра культуры РФ О. Любимовой, главы Республики Крым С. Аксенова и врио губернатора Севастополя М. Развожаева, я поняла, что у «одного из масштабных событий в культурном календаре России и главном музыкальном украшении Крыма» отсутствовал какой-либо фестивальный смысл. Зато набор общих фраз свидетельствовал о полном игнорировании театральных новаций, ради которых и существует фестивальное движение.
Содержание предстоящего «действа» рассекретило заявление пресс-службы Херсонесского музея: «Учитывая формат выступления open air, теплую летнюю крымскую погоду, в концерте будет исполнена музыка узнаваемая, легкая, радостная, искрящаяся. Также будет представлена вокальная палитра итальянской, французской, немецкой и русской школ».
Глава Севастополя Михаил Развожаевокончательно прояснил ситуацию: «В разгар летнего сезона это знаковое событие привлекает не только жителей города, в Севастополь устремляются ценители театрального танца и сильного голоса со всех уголков нашей необъятной страны».
Действительно, в течение пяти вечеров на специально возведенной площадке солисты Большого театра России показывали себя в оперном дивертисменте и балетном спектакле «Кармен-сюита». Оркестром руководил маэстро Павел Клиничев.
Надо честно признаться, что в этом году Херсонес принимал не фестиваль, а гастроли прославленного столичного коллектива с типичной – «курортной» – программой, рассчитанной на неискушенного зрителя. Однако участие семи солистов и трех стажеров оперной труппы, трех прима-балерин, двух премьеров, двух ведущих солистов, пяти первых солистов и солисток балетной труппы гарантировало высокое качество исполнения любого, даже заведомо облегченного «музыкального меню».
Столь звездный состав собрался в Севастополе только благодаря пресловутой пандемии. Никто этого и не скрывал. Например, по словам директора Большого театра Владимира Урина, «открытая площадка фестиваля… позволяет в современной ситуации сохранить наши выступления». Ольга Любимова добавила: «Для всех нас это важное событие, после долгого перерыва мы смотрим уникальный концерт Большого театра не онлайн. Чтобы это стало возможным, проделана серьезная работа с точки зрения безопасности людей, с которой мы впервые столкнулись. Для коллектива, который выступит на фестивале впервые, это долгожданное возвращение после карантина, сопровождаемое новыми правилами репетиций и для балетной труппы, и для музыкантов».
О, вездесущий вирус, короновавший нынешний високосный год, спутавший все планы, отменивший большинство гастролей и обманувший столько творческих ожиданий! Этой невидимой частице бытия город-герой обязан явлением прима-балерины Светланы Захаровой и блистательной примадонны Динары Алиевой. Певица произвела настоящий фурор своей царственной красотой, благородством манер, стильным туалетом (особенно на фоне ее подчас вульгарных коллег, щеголявших в платьях, словно взятых напрокат в свадебных салонах). А о виртуозном прочувствованном исполнении Алиевой арии Адриены Лекуврер «Io son l`umile ancella» Франческо Чилеа еще долго будут вспоминать севастопольские меломаны. Привела в восторг публику и Светлана Захарова, дважды выступившая в роли Кармен. Пожалуй, она одна смогла стать в ряд с великими исполнительницами этой партии – Майей Плисецкой и Алисией Алонсо. Остальные явно проигрывают сравнение. Так ли уж необходим этот спектакль в репертуаре Большого театра? На мой взгляд, постановку Альберто Алонсо правильнее отпустить в небеса театральной легенды, а для современных исполнительниц создать новую хореографическую версию.
Впрочем, хорошо организованный культурный досуг только усугубил проблему несоответствия «мероприятия» заявленному фестивальному статусу. К сожалению, Херсонес, призванный, по словамПрезидента Путина, стать «русской Меккой», все чаще искушается божками нашего времени – маркетингом и брендом. Но даже эти далекие от искусства и науки идолы рынка не производят должного эффекта. И все потому, что к древнему сакральному пространству Севастополя до сих пор не подобрана культурологическая мерка. Ему явно недостает рефлексии на собственную историю, наполненную событиями мирового значения. Это пространство никак не может найти тематический ключ к сокровищам произведений прошлого и настоящего. Наверно, надо поучиться у таких состоявшихся фестивальных площадок, как, скажем, Термы Каракаллы, Экс-ан-Прованс или Арена ди Верона. Ведь именно естественные «декорации» определяют существо происходящих там театральных событий. Постановка спектакля должна осваивать памятник архитектуры без какого-либо вмешательства в его структуру, войти с ним в общение, чтобы открыть новые черты в хрестоматийных произведениях искусства.
Если организаторы I фестиваля «Опера в Херсонесе» (2017 год) коррелировали программу с развалинами античного городища, и в течение двух августовских вечеров в Античном театре III века до РХ звучали голоса замечательных исполнителей (Агунда Кулаева и Владимир Маторин, Вероника Джиоева и Василий Ладюк, Алексей Татаринцев и Валерио Згарджи), то следующие два года ушли на безрезультатный поиск своего фестивального «лица». Этим летом был поставлен жирный крест на проекте «Опера в Херсонесе» и подменен новым – «Херсонес», не имеющим никакого отношения к понятию «фестиваль». Так, объект культурного наследия ЮНЕСКО – уникальное пространство античного полиса и средневековой Корсуни, где, по легенде, был крещен князь Владимир – превратился в банальную гастрольную площадку.
Обидно, что «беспрецедентная по размерам и техническому оснащению сцена, сконструированная специально для масштабной постановки классического балета», стала предметом нескончаемой дискуссии ученых и просто неравнодушных к истории Севастополя людей об «антропогенной нагрузке на херсонесские памятники», причем, однозначный ответ так и не дан. Еще обиднее видеть, как возведенное строение черного цвета, «размерами имитирующее пространство Большого театра России», «заглушает»подлинные «неприкосновенные археологические ценности Херсонеса Таврического»», нивелирует пространственную декорационную среду.
Возникает вопрос: если Херсонес по сути и по духу перестал быть главным героем фестиваля, отрезан от «действа», лишен определяющей роли, то стоит ли терзать его сакральное «тело» гастрольными проектами?
В этом году состоялся не IV Международный фестиваль оперы и балета, а открылась новая гастрольная программа, на которую Министерство культуры России выделяет значительный бюджет.
Да, приятно в теплый летний вечер занять место, согласно купленному билету за пять тысяч рублей, послушать арии, дуэты и ансамбли из опер Чайковского, Римского-Корсакова и Рахманинова, насладиться мелодиями Оффенбаха, Верди, Легара и Доницетти, потом ощутить радость от причастности к «мероприятию, занимающему знаковое место в культурной жизни Севастополя и Крыма»…
Но причем тут Херсонес?
Как-то не по-хозяйски использовать громаду имитации Большого театра в течение всего пяти дней. Может быть, лучше смонтировать эту площадку на месте будущего Севастопольского театра оперы и балета – на мысе Хрустальный, у памятника Краснофлотцу и Красноармейцу, чтобы проводить там летние севастопольские сезоны с участием замечательных коллективов и солистов, которыми богата русская культура.
Если уже осваивается бюджет существующего пока только на бумаге оперного театра в Севастополе (директор – Сергей Полунин, заместитель – Андрей Уваров), то почему бы не начать освоение пространства будущего государственного учреждения культуры? «Хрустальный сезон в Севастополе»? А почему бы нет?
В день открытия гастролей Большого театра одна местная журналистка сказала: «Сегодня нам, севастопольцам, завидует вся Россия». Видимо, россиянам придется надолго запастись этим нехорошим чувством: в следующем году обещает приехать Мариинский театр с самим Валерием Гергиевым.
Издавна в Херсонесе жила легенда о Белом монахе, дозором обходящем его святыни. Неужели гений места покинул древний город? Навсегда?
Ольга Ковалик, infocus.press
Жизнь - театр и ставит пьесы из классиков: "Пир во время чумы коронавируса" ? А еще " Шабаш на лысой горе Гасфорта".
Увы, такой декаданс превратится в глумление над доминантой Обороны города-героя и такой когнитивный диссонанс только усугубит сюрреализм происходящего. Спасёт ли опера М. Глинки - "Жизнь за царя" (Иван Сусанин)? - вопрос риторический...
На следующем мероприятии будут стоять ложи в которых будут возлегать патриции, а между ними будут бегать половые с подносами.
В день открытия гастролей Большого театра одна местная журналистка сказала: «Сегодня нам, севастопольцам, завидует вся Россия». Видимо, россиянам придется надолго запастись этим нехорошим чувством: в следующем году обещает приехать Мариинский театр с самим Валерием Гергиевым.
Я не очень понимаю, чему завидовать: в Большой лучше не ходить - мало того, что потеряешь большие деньги, так и настроение испоганенное минимум на месяц обеспечено. А что касается Мариинки - то по меньшей мере ленинграцам и жителям Владивостока завидовать нечему - у них есть потрясающая возможность посещать сей уважаемые театр за очень вменяемые деньги (не говоря уже о традиции распространения билетов в вузах и на предприятиях за 50% от вменяемой номинальной цены) и слушать и видеть постановки в гораздо более комфортных для восприятия условиях. Да и москвичи часто посещают этот театр - так как стоимость проезда Москва-Ленинград Москва+стоимость билета зачастную ниже стоимости билета в Большой. Кстати, у питерских еще и Михайловский театр есть.
Что же касается Севастополя - то понятно, почему МЕСТНЫЕ журналисты устраивают танцы с бубнами вокруг гастролей Большого, но совершенно непонятно, почему они поют дифирамбы тетар Луначарского с мАсковским вычурным режиссером, и оставляют в тени театр Лавренева : - всех- и питерцев, и москвичей, приезжающих в Севастополь ведем сначала в театр Луначарского - после которого наши гости ВЕЖЛИВО говорят - ну да, понравилось, а вот после театра Лавренева реакция другая - просто скупаются билеты на последующие спектакли. Особо, конечно смотрятся спектакли театра Лавренева в стенах древнего Херсонеса по мотивам греческих пьес - ничего более органичного придумать невозможно. А вот вписывается ли Большой в эти декорации - весьма сомнительно.
Хорошо сказано: терзать сакральное тело.
Несчастный Херсонес уже весь истерзали звуком, кабелями, настилами, деревянными будками, мониторами, бетоном и офисным режимом доступа к морю, степи и воздуху.
Место оперы и балета в театре.
Почему-то в театрах не устраивают передвижные выставки из экспозиции Херсонеса. А почему? Как было бы креативно разместить развалины в фойе, амфоры....Если местные жители перестали посещать Херсонес, то можно бы Херсонесу через театр приобщить народ к археологическим ценностям.
Почему бы не вывезти амфоры в сам Большой театр? Пусть бы жители столицы попродили среди них в прекрасных залах Большого.
Идиотизм? Если опера в древнегреческом Херсонесе не идиотизм, то и предметы и камни Херсонеса в оперном театре тогда тоже в духе времени.
Эти сцены надо устанавливать в депрессивных районах для их развития. На Корабельной стороне или на Северной, например. А не впихивать в самодостаточный Херсонес невпихуемое.
Закрывая посещение куцого херсонесского пляжа, с измолотым за 2000 лет грунтом и дном, руководство музея, почему-то, не противится проведению массовых мероприятий на еще не вскрытой территории. И ЮНЕСКО молчит, а директор Херсонеса не собирается в ЮНЕСКу жаловаться?