Особое предназначение выпало одной из крымских лисиц после гибели в капкане браконьера. Туша животного попала на стол таксидермистов зоологического музея Института биохимических технологий, экологии и фармации (ИБТЭФ) КФУ имени В.И. Вернадского. Что произошло со зверем дальше, узнавал ForPost.
Не все годятся в экспонаты
Университетский музей хранит тысячи экспонатов. Глядя на коллекцию, невольно задаешься вопросом: «они, правда, настоящие?», настолько неестественно живыми выглядят чучела. На что директор музея Ирина Грищенко отвечает: вокруг находятся настоящие животные, которые погибли по разным причинам. Но в том-то и заключается мастерство таксидермиста, чтобы максимально точно передать сходство с оригиналом.
При этом список «обитателей» музея постоянно обновляется и расширяется, добавляет доцент кафедры экологии и зоологии ИБТЭФ Александр Стрюков.
Чаще всего сигнал о найденном погибшем животном поступает от любителей отдыха на природе. Люди отправляются в горы или на море, где встречают погибшую чайку или куницу, после чего сразу звонят сотрудникам музея, чтобы сообщить о находке.
Однако не каждое найденное погибшее животное подходит для создания чучела.
«Очень важно, чтобы животное было свежим, неразложившимся», — объясняет Грищенко.
Найденной в Краснолесье (Симферопольский район) лисице в этом плане «повезло»: у неё была перебита зубцами капкана лишь одна лапа, а в остальном никаких изъянов не наблюдалось. Поэтому в музее зверю решили дать вторую жизнь.
В магазине найдётся всё
Первым делом полученную тушу отправили в морозилку. По словам Стрюкова, это позволяет избавиться от блох, которые могут быть переносчиками различных заболеваний, а также остановить процессы разложения.
В это время таксидермисты готовятся к предстоящей работе: закупают материалы и продумывают будущую позу чучела.
«Если раньше для «набивки» использовалась солома, вата, глина, то сейчас в ход идут пенополиуретан, силикон, акрил, монтажная пена — все эти материалы можно найти в обычном строительном магазине. Зато чучело получается более лёгким и долговечным», — объясняет Стрюков.
Также на подготовительном этапе зоологи тщательно делают промеры туши: длину и объём всех частей. Позже, по словам таксидермиста, эти цифры понадобятся при монтаже экспоната.
Подводные камни
Затем начинается самый сложный этап, требующий усидчивости и старательности: после того, как животное извлекли из морозилки, шкуру с него нужно снять и выделать.
«Эта часть работы грязная и непривлекательная», — честно описывает процесс директор музея.
Даже разморозка туши требует особого подхода. Если просто оставить тушу на столе, объясняет таксидермист, то, попав с холода в тепло, кожа будет преть от соприкосновения с поверхностью, мех выпадет, и внешний вид в итоге испортится. Поэтому туша размораживается в подвешенном состоянии.
После сушки таксидермисты приступают к снятию шкуры. По словам Стрюкова, в прежние времена основной разрез делали по брюшной стороне туловища, то теперь оптимальным считается сделать разрез по спинной стороне.
«Это позволит в будущем лучше замаскировать шов под более густой шерстью спины, да и в целом таким образом легче и удобнее монтировать экспонат», — объясняет собеседник.
Сотрудники музея отделяют остатки хрящей от шкуры.
Вода, уксус и соль
Затем таксидермисты переходят к неожиданной процедуре, которую также начали применять лишь недавно: снятую шкуру вручную стирают. По опыту собеседников, лучше всего с загрязнениями справляется отечественный детский шампунь.
«Представляете, что вытаскиваешь из воды? Невзрачную мокрую шкуру. Но потом, когда начинаешь сушить феном, шерсть становится чистой, блестящей и пушистой», — уточняет Александр Стрюков.
Постиранную шкуру сушат феном.
После вычищенный материал проходит несколько видов консервации, продолжает рассказ специалист. Сначала шкуру замачивают в пикеле — растворе уксусной кислоты с солью: благодаря чему кожа дополнительно очищается и размягчается.
«Но если на этом остановиться, то готовое чучело будет реагировать на малейшее изменение влажности в помещении, деформируясь и теряя красоту. Поэтому после пикеля необходимо обработать шкуру квасцами, которые, наоборот, дубят кожу», — добавляет зоолог.
На завершающем этапе работы шкуру протирают бурой — специальной солью, которая в будущем отпугнёт моль и кожеедов.
По следам Пигмалиона
Параллельно идёт не менее важный процесс — создание каркаса будущего чучела. Таксидермист делает его из пенополиуретана, подобно античному ваятелю, отсекая всё лишнее скальпелем и ножницами. «Был бы у нас мрамор, сделали бы из мрамора», — шутит Стрюков.
К пенополиуретановой основе прикрепляют отрезки проволоки, которые выполняют функцию костей и суставов.
Сотрудник музея «ваяет» модель лисы.
На этом этапе у начинающих чучельников нередко выходят ляпы. По неопытности слабо ориентируясь в анатомическом строении своих творений, горе-пигмалионы выгибают конечности в неестественную сторону или создают непропорциональный «скелет».
Чтобы этого избежать, таксидермист должен быть не только художником, но и разбираться в зоологии, подчёркивает Ирина Грищенко.
«Каждому животному надо придать определённую, но естественную позу, понимать, как двигаются лапы, в каком положении может находиться лопатка. Нередки ошибки и другого порядка: к примеру, куропатку могут посадить на дерево, но в природе такого не бывает!» — разводит руками собеседница.
Заключительный этап
Выбрав образ будущего экспоната, сотрудники университета переходят к финальной части: шкуру натягивают на скульптуру, а все образовавшие пустоты заполняют силиконом.
Александр Стрюков выравнивает шкуру на морде лисы.
Чтобы не было лишних складок, а шкура плотно «села» на пластмассовую начинку, тонкие места на время закрепляют иглами, а уши оттягивают нитками. В таком необычном виде почти готовое чучело несколько дней сохнет.
Иглы фиксируют шкуру на морде.
Нитки поддерживают уши в стоячем положении.
На крымской яйле
Спустя два месяца объект готов. Наступило время выбрать достойное место новенькому экспонату. Лису поместили в диораму «Крымский природный заповедник»: здесь грифы клюют погибшего кабана, а лисичка как бы подсматривает за ними из-за сосны.
Чучело лисы заняло своё место на выставке.
Недостаток экспоната — повреждённую правую заднюю лапу — пришлось замаскировать: животное поставили «рабочей» стороной к посетителям музея. В других случаях изъян стараются прикрыть растениями или как-то обыграть в композиции, объясняет Грищенко.
Работа не для всех
Профессия таксидермиста остаётся уделом единиц. По данным собеседников, дисциплина «Основы таксидермии», к сожалению, больше не читается студентам-зоологам.
«Важно, чтобы к этой работе у таксидермиста не было брезгливости, а присутствовали усидчивость, терпение и аккуратность», — перечислила Ирина Грищенко важные для обучающихся качества.
Сейчас, по её словам, наблюдается большой спрос на чучела, который поддерживают краеведческие музеи, стремящиеся обновить или пополнить свои фонды и экспозиции.
Сделанное на совесть чучело, уточнила директор зоологического музея, сохраняется на века.
Пелагея Попова
Фото автора, предоставлено Ириной Грищенко
Обсуждение (2)
Ужас какой! Не то что смотреть, читать неприятно. Извращение какое то это показывать.
И вам не болеть!