Пока в Крыму и Севастополе обсуждают, дойдут ли землетрясения до наших мест, в нашем городе умирает уникальная лаборатория, использовать которую можно было бы сразу в нескольких научных целях, в том числе — для прогноза землетрясений.
Как получилось, что планы, включённые в грандиозный проект мирового уровня, споткнулись о нелепое решение почти девятилетней давности?
Что имеем — не храним
Два дня назад, 6 февраля, мир узнал о землетрясении в Турции, равного которому здесь не было с 30-х годов прошлого века. А сегодня, 8 февраля, в России отмечается День науки. Самое время вспомнить, что наука — это не только погоня за чистым знанием. Сбор и анализ фактов, напоминает нам «Википедия», позволяет учёным постигать «наблюдаемые природные или общественные явления» и «указывать на причинно-следственные связи», что, в свою очередь, делает возможным прогнозирование дальнейшего развития событий.
Всё это как нельзя лучше объясняет, почему сейчас, когда жители Крыма обращаются к теме землетрясений не только с сочувствием к пострадавшим, но с некоторым беспокойством, мы вспомнили о прискорбном факте: уже девятый год в Севастополе не действует созданная в 1986 году геофизическая лаборатория.
Об этой проблеме ForPost рассказывал в мае 2021 года. Напомним: лаборатория расположена в штольне на правом командно-дальномерном посту бывшей 35-й береговой батареи. Сверхчувствительные и на момент её создания современные приборы предназначались для фиксации сейсмоактивности. Но после 2014 года, как подчёркивала в 2021 году одна из основателей геофизической лаборатории Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН Ольга Боборыкина, всё это попало «не в те руки». Имущество и коллектив перешли в ведение Института природно-технических систем (ИПТС), где, собственно, всё и закончилось — как сообщалось ещё в 2021 году, лаборатория фактически законсервирована.
Изменилось ли что-то почти за два года и что дало бы наличие такой лаборатории в Севастополе? С этими вопросами мы обратились к заместителю директора Морского гидрофизического института РАН по административно-правовой работе Антону Георга-Копулосу. К сожалению, ничего утешительного замдиректора МГИ сообщить не смог: лаборатория по-прежнему находится «в абсолютно нефункциональном состоянии».
«Мы в течение нескольких лет просили передать её нам, пока находящийся там лазерный интерферометр ещё был в каком-то адекватном состоянии, — рассказал он. — Несколько раз беседовали на эту тему с замгубернатора Игорем Михеевым, который курирует науку и образование. И Валерий Иванович Володин, директор музейно-мемориального комплекса „35-я береговая батарея”, нам активно помогал. Но, к сожалению, этот участок и штольня по-прежнему закреплены за Институтом природно-технических систем. Видимо, есть какие-то причины, по которым расторгнуть договор с Институтом природно-технических систем не удаётся».
При этом проведение исследований на базе лаборатории, подчёркивает Антон Георга-Копулос, было включено даже в планы исследований созданного в 2022 году Научно-образовательного центра Мирового уровня. Учёные МГИ РАН планировали установить в штольне высокоточное современное оборудование — измеритель давления морской среды, результат разработки учёных Тихоокеанского океанологического института им. Ильичёва.
«Один такой прибор мы уже закупили, он будет установлен на нашей океанологической платформе в Кацивели. А второй хотели разместить в штольне на 35-й батарее вместо старого лазерного интерферометра. Эта уникальная сверхточная техника помогала бы решать как наши океанографические задачи, так и некоторые геологические и сейсмические задачи для наших партнёров. Предсказание землетрясений, конечно, не наш профиль, но мы готовы были активно взаимодействовать и с Институтом физики Земли, с которым у нас очень серьёзный уровень сотрудничества по этой теме, и с другими федеральными исследовательскими центрами. Перспективы открывались интереснейшие», — с сожалением говорит замдиректора института.
Такая работа была бы ценна для всего Черноморо-Азовского региона, — подчёркивает он. Тем более что помимо оборудования, которое сейчас, похоже, уже полностью утратило свою пригодность, лаборатория обладала серьёзной базой данных, накопленных почти за 30 лет наблюдений. Это существенно облегчило бы работу, позволило бы проводить многие интересные сравнения и вообще не начинать исследования с нуля. Но сейчас, по признанию собеседника, у заинтересованных в благополучном решении этого вопроса людей уже «опускаются руки».
Уходя, гасите свет
С Институтом природно-технических систем у двух крупных севастопольских научно-исследовательских центров — Института биологии южных морей и Морского гидрофизического института — своя история взаимоотношений. В 2015 году ИПТС пытался превратить их в свои «структурные подразделения». К счастью, эти планы рухнули. Научный потенциал МГИ и ИПТС, подчёркивает Георга-Копулос, несопоставим.
И МГИ, и ИнБЮМ — федеральные исследовательские центры первой категории, ИПТС — третьей. Соответственно разнятся и возможности приобретать новое оборудование и вести научные исследования. Одним словом, у МГИ есть потенциал, но нет штольни, у ИПТС есть штольня, но нет потенциала. Да и желания продолжать работу, похоже, тоже.
Есть, по словам наших собеседников, и ещё одна проблема: в годы работы лаборатории вокруг неё существовала довольно большая «зона отчуждения». Она необходима для того, чтобы шумовое загрязнение не мешало работать сверхточному оборудованию.
«Никаких шумовых и вибрационных загрязнений там быть не должно. И преимущество этой штольни было именно в большой зоне отчуждения. Где у нас в Севастополе ещё есть такое место, я не представляю», — говорит Антон Георга-Копулос.
Сейчас же территория вокруг 35-й батареи плотно обросла постройками. Соответствует ли штольня потребностям лаборатории по-прежнему, неизвестно. Да и кто это будет проверять, если сама лаборатория владельцам не нужна?
Валерий Володин тоже глубоко сожалеет о том, что вопрос об использовании лаборатории, по сути, заглох. Во-первых, утрачена уникальная возможность проведения научных исследований. А во-вторых, заброшенная штольня просто небезопасна.
«Они [ИПТС] давно уже не платят за свет, закрыли всё это на замок, охраны нет. А это паттерна глубиной 450 метров. Она является частью объекта культурного наследия „35-я батарея”. И мне не всё равно, что там происходит и могут ли туда проникнуть, сорвав навесной замок, мальчишки. А может быть, и более серьёзные люди, которым захочется что-то туда подложить», — говорит Валерий Иванович.
В том числе и по его инициативе этим вопросом в свою бытность сенатором занималась Ольга Тимофеева. Было проведено рабочее совещание с участием всех заинтересованных сторон. На нём директор МГИ ещё раз подтвердил, что институту лаборатория нужна. Но никаких реальных сдвигов не произошло. Нужно ли нам уникальное оборудование, которое позволило бы вести сейсмические исследования? Учёные отвечают на этот вопрос однозначным «да». Появится ли у них такая возможность? Ответ на этот вопрос ни нам, ни учёным не известен.
Прояснить его мы надеемся, направив официальный запрос в правительство Севастополя.
Ольга Смирнова
Обсуждение (22)
Мощный сейсмометр, раньше стоял в Черноречье там и сейсмостанция была. Межгорская улица, 1А
Надеюсь, ответ правительства будет обнародован.
Кому нужна старая ламповая станция которая не может предсказать колебания
Сейсмопрогнозов не существует. А так-то сейсмостанция нужна конечно.
На 35 ББ: Лазерный интерферометр установлен был сотрудниками ИФЗ под руководством академика Адушкина В.В. Не стоит путать с сейсмометрами.
А почему про Сейсмическую станцию в Черноречье не пишете? ну да, от моря далеко...
Там домик хороший, наверно уже выкупили в частную собственность.
Сейсмология,она ж прибыли в прямую не приносит, с точки зрения прогнозов кпд тоже на высок,
хотя мелкая активность" до" наверняка фиксируется,но её прогностистическая ценность сомнительна в свете современных достижений.
Но как по мне, оба упоминаемых объекта должны фунционировать
Научные институты в 2015 отжать не удалось,а штольню с уникальным оборудованием отжали.В сейсмически опасном районе 8-9 баллов.Это ли не диверсия ? Учитывая также ненадлежащее отношение к ОКН,объект нуждается в возвращении и передаче под юрисдикуцию севастопольского Морского Гидрофизического института..Есть,чем заняться нашим сенаторам и депутатам.Экс-сенатору О.Тимофеевой удалось отбить два института,Кто отобьет штольню? Колбин,Алтабаева,Лобач,Белик ? Или им это не интересно?К городскому правительству обращаться бесполезно.Развожаева интересует исключительно коммерция. А что возьмешь от штольни?
Уж коли зло пресечь, Забрать все книги бы да сжечь
Цитата из комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" (1824), д. 3, явл. 21, слова Фамусова.
Сейсмостанции объединенные в сеть, могут давать прогноз, чем меньше элементов сети, тем хуже прогноз, сеть должна быть международной.
несведущие и малообразованные личности могут позволить себе рассуждать о прогнозе по одной станции.
Севастопольцев не интересует ваши журналистские опусы.
Нас интересует конкретика:
- какие были лаборатории, сколько их было;
- какое было предусмотрено финансирование и какое фактически было финансирование данных объектов;
- кто отвечает за принятые решения по урезанию финансирования;
- в каком сейчас виде находятся станции;
- почему вы, журналисты, вспомнили о них только сейчас, когда природа в очередной раз показала свою мощь, а раньше молчали как партизаны на допросе;
- кто будет отвечать за то, что не велись работы в должном объеме по сбору статистики???
А можно поподробнее про "серьезных людей,которым захочется туда что-то подложить"?
А еще была в советские годы сейсмостанция на территории дальнего инкерманского маяка. Там есть глубокая штольня, в которой были установлены приборы. Какая судьба этой лаборатории?
to strelec: 30 лет назад волнами перестройки была уничтожена организация, которая занималась разработкой хемотронных датчиков регистрации низкочастотных колебаний в том числе и земной коры. Аналогов этим разработкам не было.
Типичная ситуация: при Украине лаборатория работала, а при России нет. Пока в Севастополе не закончится хозяйничанье понаехавших жуликов, городское хозяйство продолжит деградировать
to avaron:
Спасибо за видео!
Сколько сейчас повылазило "вангователей" , предрекающих землетрясение в Крыму по типу нынешнего турецкого! Вот этим паникёрам кто-нибудь рты бы позатыкал. А то на дилетантов , мнящих себя нынче сейсмологами, управы пока нет.
to strelec (Севастополь)
Научные институты в 2015 отжать не удалось,а штольню с уникальным оборудованием отжали.В сейсмически опасном районе 8-9 баллов. Это ли не диверсия? Учитывая также ненадлежащее отношение к ОКН,объект нуждается в возвращении и передаче под юрисдикуцию севастопольского Морского Гидрофизического института..Есть,чем заняться нашим сенаторам и депутатам.Экс-сенатору О.Тимофеевой удалось отбить два института,Кто отобьет штольню? Колбин,Алтабаева,Лобач,Белик ? Или им это не интересно?К городскому правительству обращаться бесполезно.Развожаева интересует исключительно коммерция. А что возьмешь от штольни?
Это ли не диверсия?
Лучше и не скажешь, дорогая соратница!
Председатель региональной общественной организации "Легендарный Севастополь" капитан 2 ранга в отставке (но не в запасе) Александр Данченко
Как говорится, пока жаренный петух не клюнет. И гром не прогремит, мужик не перекрестится. Тем более Крым сейсмоопасная территория.
Господа, ну зачем же писать заведомую неправду?В последние годы мы видим, насколько ложь, зло и русофобия присущи Украинской политике с подачи Запада!Но зачем же в Севастополе плодить ложь, зло и ИПТСо-фобию, а главное, во имя чего?
Мало того, еще правительство и сенаторов хотите втянуть в свою непорядочную игру!
Зачем вы обманываете севастопольцев, что в 2015 году ИПТС у кого-то «отжимал» штольню? Ведь МГИ в то время вообще не проявлял к ней никакого интереса.
При этом, пишете об оставшемся в ней, так называемом, уникальном оборудовании, которое еще при Украине вышло из строя, а к моменту передачи штольни уже представляло собой груду ржавого металла, что зафиксировано документально.
В то же время, почему-то вы не пишете, что в 2021г. на высказанное желание МГИ заниматься исследованием сейсмоактивности с привлечением коллег из других организаций, ИПТС в устной и письменной форме предложил разместить их оборудование в той же штольне (места там вполне достаточно для всех) и организовать свои регулярные наблюдения. И, наверное потому же, не пишете, что у ИПТС сам создает измерительную аппаратуру и давно заключил договоры о сотрудничестве не только с Институтом физики Земли им.Шмидта, но и с рядом других научных организаций и университетов.
Неужели из-за желания МГИ непременно быть собственником штольни, и на фоне горя Турции и Сирии отжать этот объект? А наука там просто мимо проходила? Иначе непонятно, почему господину Георго-Копулосу так важно подогревать у севастопольцев искусственно созданную давнюю «историю взаимоотношений» между институтами?
Ведь научные интересы, если они есть, обычно объединяют ученых, а не наоборот!
Возможно, за теми словами прячутся интересы, выходящие за пределы науки?
И кстати, обычно по-настоящему сильные, самодостаточные личности великодушны, а в данном случае, наоборот.
Так что, хотите заниматься исследованиями, занимайтесь делом, а не разводите склоку в городе и за его пределами!
to Сергей92: Добрый день, только сейчас увидела ваш комментарий, могли бы вы оставить почту, по которой можно с вами связаться?