Экспедиция установила точное местонахождение на дне у берегов Севастополя русского минного заградителя "Прут", который в годы Первой мировой войны был затоплен, чтобы не сдавать германо-турецкому крейсеру Goeben.
Об этом сообщил старший научный сотрудник Института востоковедения Виктор Лебединский, передаёт РИА Новости.
В ходе Первой мировой войны Турция выступила против России на стороне Германии, немецкие крейсеры Goeben и Breslau под турецким флагом в конце 1914 года подошли к Севастополю и обстреляли город. Тогда же большой немецкий крейсер Goeben столкнулся у Севастополя с русским минным заградителем "Прут", после чего 29 октября 1914 года завязался бой, рассказал участник экспедиции Виктор Лебединский.
"Немецкий крейсер намного превосходил "Прут" размерами, броней и вооружением (150-миллимитровые орудия против 47-миллиметровых пушек на "Пруте"). Это был один из крейсеров-рейдеров, который мог действовать без эскадры. В результате Goeben приказал экипажу "Прута" сдаться, в ответ минный заградитель начал отстреливаться и пытаться уйти к Севастополю", - пояснил Лебединский.
Затопленный корабль "Прут"
Понимая, что уйти от немецкого крейсера и ещё двух турецких миноносцев Samsun и Tashos не удастся, моряки повреждённого в ходе боя корабля открыли кингстоны и взорвали днище, чтобы затопить его и не сдать врагу. Часть экипажа успела высадиться на шлюпки, но около 50 человек погибли, в том числе корабельный священник отец Антоний. Священник уступил своё место в шлюпке матросу и остался на тонущем корабле, отметил Лебединский.
"Силами Севастопольского отделения Русского географического общества и института востоковедения РАН локализовано место гибели минного заградителя "Прут", который за аналогичный подвиг ещё называют "Черноморским Варягом". В мае планируется выход на это место, запланировано обследование корабля глубоководными аппаратами. Кроме того, настоятель храма на братском кладбище отец Георгий отслужит молебен и панихиду по погибшим, будет возложение венков", - добавил Виктор Лебединский.
Затопленный корабль "Прут"
Затонувший корабль находится на глубине 108 метров, экспедиция планирует по возможности поднять экспонаты с корабля для размещения их в музее Черноморского флота в Севастополе, а месту гибели корабля придать статус воинского захоронения с последующей его регистрацией. Выход на место, где находится затопленный "Черноморский Варяг", планируется ко Дню Черноморского флота, который отмечается 13 мая.
Напомним, уникальный подводный музей может появиться в Севастополе. Его планируют создать на базе затонувшего корабля, который лежит на дне Севастопольской бухты, неподалёку от памятника затопленным кораблям.
По словам Виктора Лебединского, корабль был обнаружен летом 2016 года в ходе экспедиции Института востоковедения и Севастопольского государственного университет. Длина большого клепаного судна не меньше тридцати метров, а ширина — восемь метров. По оценке экспертов, оно построено в конце девятнадцатого или в начале двадцатого столетия.
Фото РИА Новости/Виктора Лебединского
Обсуждение (8)
Очень нужная работа проведена.
Пффф... что значит По оценке экспертов, оно построено в конце девятнадцатого или в начале двадцатого столетия.
Есть достоверная информация:Бывший английский пароход «Kinfauns Castle», построенный в 1879 году судостроительной компанией John Elder & Co по заказу судовладельца D. Currie. 21 февраля 1884 года приобретён Добровольным флотом и вступил в строй под названием «Москва». 19 июня 1895 г. признан несоответствующим коммерческим требованиям Доброфлота и продан Морскому ведомству за сумму 380 тыс. рублей. 24 июня 1895 г. зачислен в состав Черноморского флота под названием «Прут» в качестве учебного судна. В 1909 году переоборудован в минный заградитель и перечислен в новый класс 19 ноября 1909 г.
Г-да "експерды"- ну Вы и даете...
За точные координаты- спасибо
Забыл..
Минный заградитель "Прут"
ТТД:
Водоизмещение: 5459 т.
Размеры: длина - 109,7 м, ширина - 13,1 м, осадка - 7,9 м.
Скорость полного хода: 13,5 уз
Дальность плавания: 4370 миль.
Силовая установка: паровая машина, 2628 л.с.
Вооружение: 8х1 47-мм орудия, 2х1 37-мм орудия, 3 пулемёта, 900 мин заграждения.
Экипаж: 11 офицеров, 267 матросов.
История корабля:
Мобилизованный минный заградитель
Бывший почтово-пассажирский пароход "Москва" Добровольного флота и учебное судно. Был построен в 1879 г. в качестве парохода Добровольного флота.
Приобретен Российским флотом в 1895 г. Использовался в качестве учебного судна. В 1909 году переоборудован в минный заградитель и получил имя "Прут".
19.06.1905 г. на "Пруте" вспыхнуло восстание матросов во главе с матросом-большевиком А. М. Петровым. "Прут" пошел в Одессу, чтобы присоединиться к броненосцу "Потёмкину", но не застал там его. Под красным флагом судно направилось в Севастополь, чтобы попытаться поднять восстание на других кораблях эскадры, но было встречено двумя миноносцами и отконвоировано в базу, где 42 человека были арестованы. После подавления восстания "Прут" некоторое время использовался в качестве плавучей тюрьмы в Севастополе.
29.10.1914 г. "Прут" около 7 часов утра, возвращаясь с задания, в 14 милях от мыса Херсонес встретил в море германский линейный крейсер "Гёбен". Крейсер поднял сигнал с предложением сдаться. Командир "Прута" капитан 2-го ранга Г. А. Быков приказал готовить корабль к затоплению.
"Гёбен" обстрелял "Прут" из своих орудий и поджёг его. Команда открыла кингстоны и начала высаживаться на шлюпки. Когда судно стало погружаться, судовый священник иеромонах Антоний (Смирнов) уступил своё место на шлюпке матросу, а сам с тонущего корабля благословлял отплывающих матросов и погиб вместе с кораблём. За этот подвиг иеромонах Антоний был посмертно награждён орденом св. Георгия 4-й степени.
Примерно в 08 ч. 40 м. "Прут" встал почти вертикально и, с развевающимися на мачтах флагами, затонул в 10 милях к западу от мыса Фиолент.
Личный состав корабля пытался спастись на шлюпках, койках и спасательных поясах. Но часть его (3 офицера, в т. ч. командир, корабельный врач, 2 кондуктора и 69 матросов) была снята со шлюпки и поднята из воды турецкими миноносцами и взята в плен. Остальные (3 офицера и 199 матросов) были подняты на борт вышедшей из Балаклавы подводной лодки "Судак" и затем переданы на борт госпитального судна "Колхида", которое доставило их в Севастополь.
В бою погибли лейтенант Рогусский, мичман Смирнов, иеромонах Антоний, боцман Колюжный и 25 матросов.
Ув. редакция, пожалуйста вчитывайтесь в информацию которую Вы печатаете.
С уважением, Ваш постоянный читатель и редкий писатель
а почему бы не попытаться поднять его? его затопили, явно открыв кингстоны, следовательно корпус наверняка в хорошем состоянии, тем более что черноморская вода и ее особенность плюс глубина залегания позволяют это сделать (если еще имеется в ЧФ понтонное хозяйство и водолазы) Хочется верить, что корпус не сильно присосало ко дну. а в случае подъема это судно стало бы прекрасным экспонатом
Невзоров (Севастополь)
А платить, уважаемый, кто будет за судоподъем??
И слишком много Но, чтобы затеять это.
to sevastopol-kiev-sevastopol (город-герой севастополь)
Эко вы, уважаемый, мелочный. Как достояние народа, кучке жмотов так подарим, а память народа утопим? Коль так все хреново, можно и шапку по миру пустить.
а почему бы не попытаться поднять его? его затопили, явно открыв кингстоны, следовательно корпус наверняка в хорошем состояниим
Вспомните, как мучались с "Курском" на такой же глубине. Да ещё спец-судно пришлось строить. А возраст - 150 лет? Да после подъёма нужно быстро проводить весьма неслабую обработку металла корпуса от коррозии и прочая прочая... Вон, шведскую "Вазу" после подъёма в 1961-м открыли для показа только в 1990-м. - всё это время её вымачивали в особых растворах... Под Балаклавой английский парусник лежит в приличном состоянии - однако попробуй, подними....
"Немецкий крейсер намного превосходил "Прут" размерами, броней и вооружением (150-миллимитровые орудия против 47-миллиметровых пушек на "Пруте"). Это был один из крейсеров-рейдеров, который мог действовать без эскадры. В результате Goeben приказал экипажу "Прута" сдаться, в ответ минный заградитель начал отстреливаться и пытаться уйти к Севастополю", - пояснил Лебединский.
Главный калибр Гебена 280мм а не 150мм. Именно поэтому решение командира Прута оправданно. Одного снаряда с Гебена было достаточно, чтобы разнести Прут. Пушки Прута даже в упор не могли нанести никакого ущерба 270мм броневому поясу Гебена.