Воскресные беспорядки в махачкалинском аэропорту Уйташ — следствие того, что происходит в СМИ и социальных сетях, уверены ряд публицистов, политологов и социологов. Что делать? Смягчать риторику в политических ток-шоу, бороться с вакханалией в соцсетях и выстраивать надконфессиональную идеологию, считают они.
О том, как эти шаги помогут купировать горячие конфликты, — в материале ForPost.
Казнить нельзя помиловать
Беспорядки в аэропорту Махачкалы эксперты, правоохранители, чиновники оценивали по правилу фразы «Казнить нельзя помиловать».
Местные власти поставили запятую после слова «казнить»: глава Дагестана Сергей Меликов заявил, что прощения не будет никому, полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Юрий Чайка подтвердил, что организаторов и участников ждёт «неминуемое уголовное наказание».
Подробнее — в материале «Устроившим погром в аэропорту дали шанс «отмыться от позора» в зоне СВО»
Эксперты из других регионов перенесли знак препинания, но с оговорками.
«Сначала нужно предъявить обвинения всем участникам конфликта в соответствии с действующим законодательством РФ, оценить их степень вины, а затем, возможно, кого-то понять и простить», — сказал ForPost старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров.
Краснодарский социолог Темыр Хагуров тоже считает, что обвинение нужно предъявить всем, так как «стихийные выступления всегда кем-то организованы».
«Есть лидеры, которых нужно вычислить и жёстко наказать. С остальными участниками конфликта необходимо проводить определённую работу. С ними, в частности, должны работать представители духовенства, способные говорить с населением с позиции просвещённого ислама», — сказал ForPost Хагуров.
Он уверен: то, что произошло в Дагестане, — проба пера.
«Кто-то проверял, как работают скрытые структуры. И ситуация в Махачкале показала, что они работают», — считает наш собеседник.
Напомним, поводом для возмущения в Махачкале стал рейс из Тель-Авива. Люди с антиизраильскими плакатами, выкрикивающие лозунги в поддержку Палестины, прорвались на взлётно-посадочную полосу. Протестующие решили осматривать все приземлившиеся самолёты в поисках евреев.
Пассажиров из авиалайнеров не выпускали. Два рейса не могли сесть и кружили в небе. Один из них летел из Москвы, другой — из Нижневартовска, их направили на запасные аэродромы в Минводы и Владикавказ.
Всю ночь с 29 на 30 октября жителей республики просили не поддаваться на провокации деструктивных групп и не создавать в обществе панические настроения. В результате конфликт был погашен, виновные задержаны.
Возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Массовые беспорядки». Дело находится на личном контроле главы Следкома РФ Александра Бастрыкина.
«Новые поводы для возмущений ещё будут задействованы. Поэтому с этой проблемой нужно разбираться», — сказал Хагуров.
Одно из направлений, по которому стоит работать, — СМИ, уверены некоторые эксперты.
Читайте по теме: «Воткнули нож в спины» — главное о беспорядках в аэропорту Махачкалы
Щит от радикализма
Старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Щадров считает, что накачка дагестанцев происходила через западные СМИ, к которым некоторые жители этого северокавказского региона имеют доступ.
Так считает и глава Дагестана Сергей Меликов.
«Экстремистские ресурсы, администрируемые врагами России (!), далёкими от Дагестана и уж тем более от ислама, распространили воинственные призывы, на которые, к сожалению, откликнулись некоторые горячие головы. Этот инцидент никак не красит тех, кто поддался на провокации и позволил собой манипулировать. Из-за распространённых нашими врагами фейков совсем ещё молодые ребята оказались на грани нарушения закона!» — написал Меликов у себя в телеграм-канале.
Российские СМИ, уверен Константин Шадров, должны противостоять этому медийному злу.
«Информационная работа должна состоять в разоблачении и подрыве доверия к западным медиаресурсам. Провокации крайностей, которые маскируют под что-то хорошее (мы поддерживаем мусульман, а мы поддерживаем христиан), в нашем медиапространстве быть не должно. Сейчас необходимо проводить умеренную информационную политику в отношении национального, религиозного вопроса. Нашим СМИ нельзя опускаться на уровень толпы, которая выбегает на взлётно-посадочную полосу и ищет для расправы непонятного кого», — считает эксперт.
Читайте также: Кадыров против Симоньян: кто прав в споре о национальности преступников
Не должно быть беснующихся и праведных
Аналогичного мнения придерживается социолог Темыр Хагуров. Он считает, что беспорядки в Махачкале «наглядно проиллюстрировали отсутствие в России наднациональной, надконфессиональной идеологии».
Иными словами, нашей стране нужна такая идеология, которая «придавливала бы все религиозные, этнические радикальные настроения», подчеркнул эксперт.
По мнению Хагурова, такую идеологию в массовое сознание попытался донести министр национальной политики Чечни Ахмед Дудаев. В своём видеообращении к дагестанцам от 29 октября он заявил:
«<…> жители Чечни на себе ощутили последствия военных конфликтов, когда во всём мире начали вешать клеймо бандитов, террористов на всех [чеченцев]. Нападки будут играть на руку нашим врагам, которые специально будут пытаться расшатать этот межнациональный мир и стабильность в России в контексте палестино-израильского конфликта».
Хагуров положительно оценил эту попытку Дудаева, повторив, что «наднациональная и надконфессиональная идеологии как целостности пока в нашей стране нет».
Он напомнил: когда в обществе образовывается идейный вакуум, его заполняют радикальные религиозные настроения, в том числе исламского типа.
«Если внимательно посмотреть, то ниточки управления радикальными религиозными течениями тянутся за рубеж: где-то люди получали образование салафитского толка на Ближнем Востоке, где-то в регионах работали радикально настроенные проповедники», — отметил Хагуров.
По его данным, с радикализмом в Махачкале пытаются бороться:
«Несколько лет назад коллеги из Дагестана на крупной конференции по безопасности жаловались на закон о защите чувств верующих, который некоторыми в Махачкале трактовался так: если девушка не носит хиджаб, значит, она оскорбляет чувства верующих. Эксперты понимают: эти перегибы в светском государстве рано или поздно выливаются в то, что произошло в Дагестане, и накладываются на общую архаизацию общества. Сам принцип «бьём по национальному признаку» — это архаичное сознание».
Что сделать, чтобы выстроить наднациональную, надконфессиональную идеологию?
«Нужно работать с религиозным просвещением, со светской идеологией, а также со всеми поправками на национальные особенности требовать от жителей некоторых субъектов соблюдения законодательства РФ», — подчеркнул Хагуров.
Читайте также: Как вокруг нас оказалось столько «террористов»?
Зло не в идеологии, а в соцсетях?
Старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров — не сторонник жёсткой цензуры в интернете.
«Просто нужно работать над тем, чтобы все оставались людьми. Говорить, что ведущие мировые религии — это религии добра, а не насилия. Также нужно опубличить личности участников махачкалинских беспорядков. Опубликовать их фотографии, назвать их фамилии. Когда личность человека раскрыта, он возвращается к индивидуальной ответственности и ведёт себя гораздо лучше. Если так сделать, то в другой раз кто-то задумается: стоит ли поддаваться стадному чувству? Персонализация — лучший метод борьбы с радикализмом», — резюмировал Шадров.
Занимаясь профилактикой беспорядков, подобных произошедшим в аэропорту Уйташ, не стоит забывать и о социальных сетях, уверен публицист, глобальный эксперт «Альянса цивилизаций» ООН Анатолий Салуцкий.
По его мнению, корень зла именно в них.
«Социальные сети создали этого монстра. То, что государство допустило там вакханалию, — большая ошибка», — сказал ForPost Салуцкий.
Он напомнил, что в соцсетях «активничают враги России», которые через различные телеграм-каналы, блоги «разгоняют радикальные настроения, взращивают в людях ненависть, толкают их на массовые беспорядки»:
«Полная бесконтрольность в соцсетях к этому привела. Нужно это понимать и немедленно реагировать на возникшую проблему».
Опасения эксперта подтвердили в RT: журналисты выяснили, кто подогревал радикальные настроения в Махачкале.
В числе подстрекателей оказался администратор телеграм-канала «Утро Дагестан» Анвар, который «связан с проукраинскими деятелями через экс-депутата Илью Пономарёва* (иноагент)».
Телеграм-канал, как узнали журналисты, завёл два криптокошелька. 30 октября на один из них пришло 100 долларов, а в сентябре-октябре — 200 долларов. То есть за последнее время администрация канала получила эквивалент 30 тысяч рублей.
«С учётом сотрудничества Пономарёва* с ЦИПсО (Центр информационно-психологических операций Украины — прим.) и его идей расшатывания политической обстановки внутри РФ создание telegram-канала «Утро Дагестан» видится реализацией задач, которые ставят перед Пономарёвым* его кураторы. Но на вопрос корра RT Пономарёв* подтвердил, что «Утро Дагестан» создавался на его деньги», — сказано в сообщении RT.
В свою очередь депутат Госдумы от Дагестана Султан Хамзаев уверен, что дело не только в Telegram: он потребовал отключить в РФ все возможности применения VPN и полностью блокировать уже запрещённые соцсети из-за активизации проукраинских ботов.
По мнению депутата, через эти соцсети ЦИПсО разжигает межнациональную рознь и стремится повлиять на тех, кто вчера пытался успокоить протестующих.
«Основная площадка распространения фейков далеко не только Telegram. Посмотрите, что смотрят люди в Instagram**. Пора отключить все VPN и поставить реальный запрет на пользование этой соцсетью», — приводит его слова РИА Новости.
Точку в разговорах об участии в беспорядках мессенджера Telegram поставил его создатель Павел Дуров.
Вечером 30 октября он разместил в своём канале скриншот одного из постов «Утро Дагестан», где шла речь о ненависти к еврейскому народу, и написал:
«Каналы, призывающие к насилию (как на скриншоте выше) будут заблокированы за нарушение правил Telegram, Google, Apple и всего цивилизованного мира».
После этого в онлайн-версии канала появились теги noindex, nofollow. Noindex запрещает индексацию на уровне страницы (весь контент, который на ней есть), но не запрещает поисковым роботам посещать её и переходить по ссылкам, которые используются в контенте. Тег Nofollow запрещает поисковым роботам переходить по ссылкам на уровне страницы (и по внешним, и по внутренним).
Последнее видео, опубликованное в телеграм-канале в 19.55, просмотрено всего один раз. Своё обещание Павел Дуров выполнил.
Читайте по теме: Готовы ли россияне к возрождению сталинской контрразведки «Смерш»
Роберт Вочовский
*Включён Минюстом в реестр иноагентов и в перечень экстремистов и террористов Росфинмониторинга
**Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская
Обсуждение (5)
Из статьи не ясно что же сделал Дуров: "расправился" или "написал что будут заблокированы каналы"? Кстати каналы уже заблокированы или они за очередные 300 долларов устроят очередной перформанс? И да, а нам то что теперь делать, надеяться на Дурова, или может быть власти сами чего то смогут? Если честно, то при всем моем скорее негативном отношении к Дурову, в способности современных российских властей глобально решить эту проблему я верю еще меньше.
Так это, не нравятся российские власти, гоу хом укрейн. Чего уж ту перфомансы разводить....
to Юрий Коротенко: Я таки предпочитаю что бы было хорошо у нас, а вы значит в угоду сохранения недостатков и потому что вам власть нравится, вам при ней тепло и сытно, готовы всех вытолкнуть в свой исторический "хоум" пан КоротенКО ?
Дуров оперативно и адекватно среагировал. заслуживает уважения.
Надо искать и наказывать распространителей информации, призывающей к экстремизму, насилию и пр. (перечислять все не буду), а не охотиться за VPN и закрывать их и прочие интернет-сервисы и Ютубы.
От этого "нехороших" людей не станет меньше и они изощренно найдут себе другие лазейки для своей деятельности.
Эти "нехорошие люди" ездят в городском транспорте и ходят в городские магазины.
Значит, следуя существующей логике вещей, давайте запретим транспорт (частный тоже) и позакрываем все магазины, чтобы они туда не ходили и не ездили?
Или может лучше, чтобы все работало для всех, а ловить"нехороших людей" и пресекать их деятельность наказанием по заслугам?
Армия "ловителей" - это силовые структуры правопорядка и законности во многом превосходят по своей численности боевую армию МО.
Вот пусть и ловят, а не могут заниматься своим делом, пусть вливаются в армию МО и едут помогать на фронт на Украину.