В ряде регионов России отмечается тенденция к массовому отказу водителей от оформления полисов ОСАГО, которые, напомним, являются обязательными, пишут «Известия». Однако несмотря на обязательность страхования, в южных регионах РФ число автомобилистов, игнорирующих это требование, достигает 70% и более.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), больше всего «отказников» приходится на Ингушетию — почти 78%. В Чечне без полисов ездит почти 61% водителей. Более трети — в Северной Осетии и Дагестане.
Примечательно, что на эти же регионы приходится и самый большой показатель страховых случаев, когда владелец полиса ОСАГО становится виновником ДТП. Лидером является Дагестан с показателем в более 9%, далее идут Ингушетия — 8% и Чечня — более 7%. Объясняется это тем, что число полисов в регионах меньше, а статистика аварий не отличается от средней по стране.
Однако такая ситуация наблюдается далеко не по всей России. Например, в Москве число водителей без ОСАГО в 2023 году составляло всего 1,8%, ещё меньше таких в Самарской области — 1,6%. А лидером является Татарстан, где менее 1% автомобилистов игнорируют требования обязательного страхования автогражданской ответственности.
Это катастрофа?
В РСА констатируют, что в целом по России число водителей, игнорирующих требования ОСАГО, постепенно снижается, несмотря даже на то, что стоимость полисов увеличилась. Дело в том, что одновременно подорожал и ремонт машин, и запчасти к ним.
«Автовладельцы, которые раньше могли решить ''сэкономить'' на ОСАГО, сейчас понимают, что в случае аварии компенсировать ущерб может оказаться в несколько раз дороже, чем это было два-три года назад», — отметили в пресс-службе РСА.
Однако массовый отказ от полисов в отдельных регионах России в Национальном автомобильном союзе (НАС) сочли надвигающейся катастрофой.
Причин отказа от ОСАГО несколько, говорят в НАС.
Во-первых, в регионах с низкими доходами населения полисы ОСАГО действительно выглядят излишне дорогими.
Во-вторых, растущее число ДТП, где виновниками становятся водители без ОСАГО, наводит законопослушных автомобилистов на мысль о бесполезности страхования ответственности, ведь если у виновника нет ОСАГО, то взыскать с него ущерб становится крайне проблематично.
Вице-президент НАС Антон Шапарин предположил, что в обозримом будущем в южных регионах РФ число водителей без ОСАГО может возрасти до 80-85%, а далее водители из более благополучных по страхованию регионов тоже последуют примеру южан.
«Это может очень быстро ''положить'' всю систему ОСАГО», — считает Шапарин.
Не катастрофа!
По мнению заместителя главного редактора журнала «За рулём» Игоря Моржаретто, ситуация с ОСАГО в РФ в целом всё же далека от катастрофы.
«Претензии водителей к ОСАГО есть и будут. Но эта ситуация типична для всех стран, а не только для России. Поскольку нигде обязательное страхование не покрывает полностью ущерб от ДТП. Иными словами, получить новый автомобиль вместо повреждённого пятнадцатилетнего не выйдет. Тем не менее, сейчас всё большее число водителей понимают важность наличия полиса ОСАГО, особенно с учётом возросших цен», — пояснил автоэксперт.
По мнению Игоря Моржаретто, большинство российских водителей покупают ОСАГО не потому, что это обязанность, а с пониманием, что наличие такого полиса в случае ДТП пусть и частично, но всё же покроет причинённые другому водителю убытки.
«А вот если полиса нет, то практика показывает, что получить с виновного водителя хотя бы частичную компенсацию оказывается попросту невозможно», — пояснил Моржаретто.
Нужен контроль
По словам Игоря Моржаретто, изменить ситуацию с отказами от автострахования поможет усиление контроля за соблюдением этого обязательного требования. Он напомнил, что идея фиксировать отсутствие ОСАГО при помощи камер видеонаблюдения появилась ещё пять лет назад.
«Надеюсь, что в ближайшее время после пяти лет обещаний наконец камеры видеофиксации на дорогах начнут выявлять машины без полисов ОСАГО. Понятное дело, что в разных регионах России число камер до сих пор разное. Но эта система будет интенсивно развиваться, а технические возможности камер позволяют эффективно выявлять нарушителей», — пояснил Моржаретто.
Одновременно, по его словам, речь может идти и об усилении ответственности за езду без ОСАГО.
«Я знаю, что уже есть законопроект о повышении штрафа за отсутствие полиса с 800 рублей до 5 тыс. рублей. Такой штраф будет сопоставим со стоимостью полиса, и это будет стимулировать водителей к страхованию, ведь лучше оплатить ОСАГО и не получать такие высокие штрафы, чем заплатить штраф и потом всё же оформить автостраховку», — отметил автоэксперт.
К этому стоит добавить, что в РСА высказываются за необходимость внесения изменений в КоАП о том, что за отсутствие полиса ОСАГО можно будет штрафовать не более одного раза в сутки.
Андрей Мединский
Обсуждение (2)
РСА абсолютно невменяемая, ни кому не подчиняющая шарага.
Не является СК и неподконтрольна ЦБ, такие законы.....
Вот поглядите на этих пафосных самоназначенных https://autoins.ru/ob-rsa/struktura-rsa/rukovodstvo-rsa/
Щедрое ,от души ,предложение штрафовать не чаще 1 раза в сутки.
А полис Е осаго через сколько дней после оплаты становится рабочим? Может тогда 1 раз в 4 дня?
Стоимость полиса растет,этому всегда находится куча оправданий и при этом никогда не находится информация,сколько собрали и сколько потратили на выплаты.
Убыточные вы наши
А если государство пойдёт на поводу у АвтоВаза и и поднимет ещё утилизационный сбор, а за ним и всё подтянется, то тогда жди беды! И так в 23 году дров наломали с этим утилем!