Россия

В России увеличится число водителей, которые ездят без ОСАГО

Такие последствия может вызвать принятый вчера в первом чтении законопроект.

Вчера, 7 ноября, Госдума в первом чтении приняла законопроект, по которому полис ОСАГО исключается из перечня документов, которые предоставляются в ГИБДД для регистрации автомобиля.

Отметим, сейчас для постановки транспортного средства на учёт в ГИБДД нужны паспорт, заявление, договор купли-продажи, полис ОСАГО и квитанция об уплате госпошлины.

По мнению автора законопроекта, главы думского комитета по транспорту Евгения Москвичева, далеко не все водители сразу начинают пользоваться только что приобретённой машиной, а значит и требование о полисе ОСАГО — лишнее.

«Одновременно необходимо отметить, что ответственность за несоблюдение требований законодательства об обязательном страховании владельцев транспортных средств предусмотрена исключительно в случае выявления указанного нарушения при надзоре за дорожным движением», — написал автор законопроекта в пояснительной записке к нему.

Большой плюс

Координатор общественного движения «Синие ведёрки» Юлия Каблинова отметила несомненный плюс законопроекта.

В разговоре с ForPost она напомнила о «ларёчниках», торгующих полисами ОСАГО в непосредственной близости от подразделений ГИБДД. Они пользуются насущной потребностью водителей скорее застраховать авто ради его регистрации, а поэтому продают полисы гораздо дороже.

«С принятием закона эта практика уйдёт в прошлое, и вряд ли кто-то об этом будет жалеть. Кроме того, при регистрации автомобиль может получить новый государственный номер, а значит в уже оформленный полис ОСАГО нужно будет вносить изменения. Могут быть и другие моменты, которые потребуют повторного визита в страховую компанию», — пояснила Каблинова.

Заместитель главного редактора журнала «За рулём» Игорь Моржаретто в свою очередь отметил, что с юридической точки зрения требование о наличии полиса ОСАГО при регистрации авто действительно излишнее.

«Раньше при техосмотре требовалась справка о здоровье водителя. Хотя какое это отношение имеет к состоянию транспортного средства? В итоге от этого ушли. В случае с ОСАГО — примерно то же самое. Наконец, проверка наличия ОСАГО при регистрации — это дополнительная административная нагрузка на автоинспекцию», — пояснил эксперт в беседе с ForPost.

Читайте по теме: Здоровье пассажиров такси умножили на четыре

И жирный минус

По словам Игоря Моржаретто, несмотря на очевидные плюсы принятого в первом чтении законопроекта, он содержит и большой риск того, что на дорогах России станет гораздо больше водителей без полисов ОСАГО.

«Урегулирование вопроса о возмещения ущерба от ДТП с такими водителями иногда растягивается на годы, и вообще далеко не факт, что ущерб будет возмещён. Тогда как полис ОСАГО пусть и не полностью, но всё же решает эту проблему. Полагаю, что отмена требования наличия полиса при регистрации авто приведёт к увеличению числа тех, кто ездит без страховки», — отметил автоэкспорт.

Он напомнил, что штраф за езду без ОСАГО существенным не назовёшь — всего 800 рублей, а сами полисы в прошлом году ощутимо подорожали.

«Много лет подряд средняя цена полиса была 6,5 тыс. рублей, сейчас — порядка 7,5-8 тыс. Кроме того, у нас совершенно отсутствует система контроля за водителями, игнорирующими требования об обязательном страховании. Уже лет пять обещают контролировать это при помощи камер на дорогах, но до сих пор этот контроль не заработал», — высказал мнение Моржаретто.

Читайте по теме: Для авто из недружественных стран резко подорожает ОСАГО: чем это обернётся

Контроль на старте?

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), примерно 10,1% российских водителей ездят без ОСАГО, при этом общее число машин на дорогах, по данным журнала «За рулём», может достигать примерно 45 млн. Иными словами, 4,5 млн человек в РФ игнорируют требования об обязательном страховании автогражданской ответственности.

«Насколько это число вырастет после окончательного принятия закона, отменяющего ОСАГО при регистрации ТС, сказать сложно. Но то, что оно увеличится, — это однозначно. Более того, это обесценивает идею ОСАГО в глазах водителей. Ведь кто-то начнёт думать: ''Ну раз половина автомобилистов ездят без полисов, зачем я буду его покупать?''. Полагаю, пока в России нет контроля за наличием ОСАГО, число водителей без полисов будет оставаться высоким», — отметил Игорь Моржаретто.

При этом в РСА ещё весной этого года сообщали, что для введения контроля над наличием ОСАГО технологически всё готово.

«Союз провёл работу по усовершенствованию базы данных АИС ОСАГО, в результате чего её отказоустойчивость повысилась практически до 99,98%. Таким образом, доступность системы вплотную приблизилась к ''четырём девяткам'', что для специалистов означает очень высокую надёжность», — рассказал в конце марта президент РСА Евгений Уфимцев.

В то же время, он сообщил, что нерешёнными на тот момент оставались юридические моменты привлечения к административной ответственности за отсутствие полисов.

«Основным прорабатываемым вопросом является тема методологического применения наказания за нарушение — сколько раз можно штрафовать, если водитель за день неоднократно попал под камеры — по аналогии со штрафом за скорость или же относить это нарушение к числу длящихся, за которые штраф приходит один за день нарушения», — пояснил глава РСА, отметив, что проблема прорабатывается МВД совместно с Центробанком.

Читайте по теме: Впервые за 20 лет обновлён перечень неисправностей, при которых нельзя ездить на авто

И ещё одно

Законопроектом также предусмотрена возможность снятия автомобиля с учёта сразу после оформления сделки купли-продажи, а не через 10 дней, как это происходит сейчас. Причём подача заявления о снятии с учёта будет доступна на портале Госуслуг.

«Есть случаи, когда прежний владелец машины в этот десятидневный период может получать штрафы с камер за нарушения, совершённые новым собственником. Таким образом, с помощью расширенного функционала Госуслуг мы сможем оградить продавцов от недобросовестных покупателей», — пояснил «Российской газете» депутат Госдумы Джамаладин Гасанов.

Читайте по теме: Ответственным водителям хотят вдвое снизить транспортный налог

Андрей Мединский

1503
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (5)

Profile picture for user docere
2060
docere

Осаго должно быть только добровольным. Чего вдруг я должен платить за ошибки других водителей? Виноват - плати.

Profile picture for user Boron
781
Boron

Отметим, сейчас для постановки транспортного средства на учёт в ГИБДД нужны паспорт, заявление, договор купли-продажи, полис ОСАГО и квитанция об уплате госпошлины.

Андрей Мединский, Вы уверены, что ГИБДД зарегистрирует т/с без ПТСа и действующей диагностической карты (для авто старше 4-х лет)?

Profile picture for user sergey-ka
4428
sergey-ka

to docere:  

Осаго должно быть только добровольным. Чего вдруг я должен платить за ошибки других водителей? Виноват - плати.

 Тогда будет как в 90-х, по случаю будем пальцы гнуть и рассказывать чьи возможности весомее...

Profile picture for user Александр Царицын
8303
Александр Царицын

 

Осаго должно быть только добровольным. Чего вдруг я должен платить за ошибки других водителей? Виноват - плати.

 А если вы виновник? Я за Вами полжизни по судам бегать буду?

Profile picture for user docere
2060
docere

to Александр Царицын:  Вы попали в аварию, а я вам должен платить? Там, где я не участвовал. Напоминает бандитский общак. Поэтому осаго должно быть добровольным.

Главное за день

Кто стоит за подрывом автомобиля военнослужащего в Севастополе

И какие выводы можно сделать из случившегося.
20:00
52
9863

Взрыв автомобиля с военнослужащим в Севастополе может быть диверсией

Об этой вероятности сообщил губернатор Севастополя.
11:08
22
6714

Чем грозит севастопольцам новшество с объемами электропотребления

Наш город внезапно оказался примером для всей страны.
20:02
47
9616

В плену лени и стереотипов: почему крымчане не хотят работать в сельском хозяйстве

Специалистам готовы хорошо платить, но рабочих приходится привозить из других регионов.
17:16
4
1564