пт, 21/07/2023 - 20:00

Севастопольцам показали, как вернуть фасады и спрятать кондиционеры

Красить «свою» часть здания и ставить красный козырек над подъездом однажды станет нельзя.

Московское консалтинговое бюро «Атлас» показало, какими в недалёком времени должны стать фасады севастопольских зданий.

Предыдущая демонстрация результатов работы над дизайн-кодом Севастополя касалась главным образом вывесок и информационных конструкций. В этот раз основное внимание было уделено фасадам: цветовым решениям, правильным и неправильным материалам отделки, конкретным элементам зданий (козырькам, навесам, балконам, окнам, дверям, кондиционерам, пандусам, лестницам и прочим выступающим частям).

Сегодня Севастополь не может похвастаться целостными образами своих домов: часто один фасад окрашен в разные цвета (часто — с целью привлечения коммерческого внимания), а  козырьки над входами могут быть любой формы, цвета и материала(металлические, поликарбонатные, красные, синие и зелёные). Нарушают единство разномастность дверей, балконов и развешанные вразнобой кондиционеры.

«Даже если это не историческое, а советское здание, правила должны соблюдаться», — считает проектировщик.

Красиво должно быть не только в пределах городского кольца, а везде, где живут люди, отметил позже директор Института развития города СевГУ Алексей Тихонов.

Важно, что тотальной унификации в дизайн-коде нет — требования различны для разных типов застройки, а набор возможных решений оставляет свободу решений, ограниченных лишь хорошим вкусом.

Самые строгие правила — в исторической части города.

«Для центральных зон, где характерна историческая застройка, мы рекомендуем применять только традиционные материалы. Это различные виды камней (инкерманский, альминский, евпаторийский, крымбальский, луганский слоёный. Оттенки, которые мы предлагаем для фасадов, — в первую очередь жемчужно-серые, в цвет белого камня, во вторую - охристые», — сообщила ответственная за проект Елена Трубина.

Из современных материалов оформления фасадов рекомендуются клинкерный кирпич, плитка нескольких типов, фасадные панели "под дерево", стеклофибробетон и фиброцемент.

Не рекомендуются сайдинги, перфорированный металл, несколько типов плитки и декоративной штукатурки (включая "шубу" и "короед"), яркие кассеты из металла и композита, а также гранит красных и серых оттенков (вероятно, из-за их активного использования в ритуальном сервисе).

Зеленый цвет крыш (исторически не свойственный Севастополю) — тоже табу.

Севастополь не обязан быть тотально белым. Для современных районов дизайнеры предложили цвета-акценты и пропорции, в каких они могут применяться на одном фасаде.



Плохие и хорошие цветовые решения

Кондиционеры, которые многие считают неизбежным эстетическим злом, на самом деле не так уж неизбежны. В общественных зданиях их можно выводить на крышу и на задние фасады, в многоквартирных — устанавливать в невидимой снаружи части балкона или же прятать в специальные корзины, выстраивая все кондиционеры в доме по единой оси.

Козырьки вне исторической части города предлагается делать из прозрачного поликарбоната, двери — сохранять изначальные или же устанавливать аналогичные.

Допускать ли защиту окон на первом этаже — этот вопрос проектировщики для себя ещё не закрыли и ждут позиции самого города. Да, хороший тон советует не «зазаборивать» окна, но желание обитателей первых этажей чувствовать себя в безопасности тоже понятно. К тому же решётки обязательны для ряда организаций (УВД, СИЗО и др.).

«Глухие роллеты предлагаем запретить, решетки на окнах по возможности должны быть исключены, либо у них должен быть единый облик на всей плоскости фасада, за исключением зданий, где наличие решеток определено функциональным назначением», — уточнили в «Атласе» свое сегодняшнее предложение.



Отличий между двумя фото больше, чем может показаться на первый взгляд

На объекты культурного наследия дизайн-код не распространяется, но сам ОКН при этом становится константой, с которой должны гармонично сочетаться решения, применяемые на соседних домах.

Когда всё это начнётся? Для новых зданий — сразу же за принятием дизайн-кода, для уже существующих процесс будет идти постепенно, по мере продвижения программы капитального ремонта.

«Не будет так, что сейчас дизайн-код приняли и весь город начал перекрашиваться. Всё будет постепенно», — объяснила Елена Трубина.

К слову, глава «Фонда капитального ремонта Севастополя» Дмитрий Шпагин присутствовал на обсуждении и обратил внимание дизайнеров на один упущенный момент — дизайн-код ничего не говорит о таких элементах фасада, как обшивка вентиляционных труб и дымоходов, а также об ограждении кровли.

Он объяснил: то, что предлагается подрядчиками в рамках капремонта, порой очевидно уродует здание, но аргументов не принять такое решение у фонда нет: обшивка и ограждения есть, техническое задание соблюдено — и точка.

Дизайнеры пообещали проработать и этот вопрос.

Все предложения «Атласа» были поддержаны собравшимися, прозвучало одно, но очень резонансное возражение. С ним выступил самый молодой член архитектурного совета Севастополя, глава архитектурно-проектного бюро «Основа» Максим Стрецкис. Он предложил сделать требования дизайн-кода не обязательными, а рекомендованными.

Не нужно навязывать севастопольским архитекторам «готовый суповой набор» — они умеют работать с материалами и формами и способны строить красивые здания, которые могут не уложиться в требования дизайн-кода, заявил Стрецкис.

Отметим: именно его бюро разработало проект «дома с шашелем», или «перфокарты», которая дважды не прошла художественно-архитектурный совет Севастополя.

Предложение молодого архитектора в принципе обнуляет работу дизайнеров и потраченные на неё бюджетные средства. То, что прозвучало оно не полгода назад, когда «Атлас» пришёл знакомиться с архитектурным советом города, а на втором, предфинальном представлении разработок, заставляет думать, что строительное сообщество только сейчас оценило возможные расходы и неудобства, которые несёт ему дизайн-код.

Предложение не поддержал никто — в городе достаточно убогих по архитектуре, но экономичных в строительстве коробок, в том числе — и «от местного производителя».

Действительно талантливой архитектуре дизайн-код угрозы не несёт — архитектурно-художественный совет точно не будет препятствовать нетиповому строению, если оно гармонично само по себе и по отношению к среде, в которой должно появиться, объяснила несогласному представитель департамента архитектуры Елена Афанасьева.

Жесткие требования прописаны только для исторических районов, а для новых дизайн-код предлагает очень широкий спектр решений, со своей стороны попробовала успокоить архитектора Елена Трубина.

Кроме заинтересованных чиновников, представителей строительного бизнеса и небезразличных горожан, в обсуждении приняли участие студенты-архитекторы из СевГУ. В течение нескольких месяцев они наблюдали и анализировали работу «Атласа».

«Это важно — не только сделать документы, а сформировать поколение людей, которые знают, как правильно надо делать. В Севастополе это было, но в результате ряда исторических факторов эти вещи были утрачены», — отметил директор Института развития города СевГУ Алексей Тихонов.

Дизайнеры практически завершили работу и готовы представить итог на архитектурном совете.

Светлана Косинова

Иллюстрации из презентации консалтингового бюро "Атлас"

Читайте также: