Предпоследний день зимы театральный Севастополь решил встретить по-особому. Актёры театра имени Луначарского сейчас активно работают над чеховской "Чайкой". Не так давно они стали чувствовать и ощущать своих героев, но при этом каждый для себя понимает Чехова по-своему. Когда так тесно соприкасаешься с материалом, хочется ещё глубже понять самого автора. Думаете, актёры стали перечитывать «Три сестры» и «Вишнёвый сад»? Освежать в памяти биографию Чехова? Не в этот раз. Они отправились в «чеховский Крым» – в его ялтинский дом и на дачу в Гурзуфе.
Культурную программу поездки открывал Дом-музей А.П. Чехова в Ялте, где писатель провёл последние годы своей жизни. Актёры с интересом рассматривали старинный интерьер и невольно окунались в атмосферу той эпохи. Конечно, «Чайка» была написана Чеховым до его приезда в Крым, но артистам было важно побродить среди настоящих, именно чеховских декораций, нетронутых временем.
Скоро актёрам предстоит оказаться среди иных декораций, со своим пониманием и видением «Чайки» Чехова. Они с удовольствием согласились поделиться с ForPost своими взглядами на эту историю.
Татьяна Бурнакина (исполнительница роли Аркадиной): «Я считаю, что в первую очередь это пьеса о любви. Хотя наш режиссёр говорит, что любовь в этой пьесе не первостепенна. Первостепенно – иное отношение людей друг к другу, к жизни, к обществу. Но пока для меня главной в этой истории остаётся любовь. Может, потом моё мнение изменится».
Ирина Демидкина (исполнительница роли Полины Шамраевой): «„Чайка” – о том, как никто никому не нужен. Все люди в себе, занимаются собой и не замечают, что рядом происходит. Один человек любит другого человека, другой любит третьего. И почему-то никто не пытается сопереживать друг другу. Каждый сам за себя, печалится только о себе, переживает о своих несбывшихся мечтах. Эта история о потерянности людей и их равнодушии. Эта проблема, мне кажется, актуальна и в наше время».
Николай Нечаев (исполнитель роли Тригорина): «Для меня эта история – о Нине Заречной. И весь посыл „Чайки” заключён в её последних фразах. Она поняла, что смысл нашего бытия – не в счастье, не в красивой жизни, а в том, чтобы нести свой крест и веровать. Делать своё дело».
Мария Кондратенко (исполнительница роли Маши): «Я вообще очень люблю творчество Чехова. И для меня его пьесы не существуют по отдельности. Все они об одном и том же. Да, сами истории немного различаются, но все они о человеческой душе, о человеческой жизни, о человеческих страстях, пороках. Иными словами, для меня пьесы Чехова – это выражение природы человека. Именно поэтому, как мне кажется, не настолько важны их сюжеты. Сюжет – это как линия, которой Чехов может раскрыть проявление человеческой природы в разных ситуациях. Ну, а если говорить о „Чайке”, то она про любовь и нелюбовь одновременно. Лично для меня».
Валентина Огданская (исполнительница роли Нины Заречной): «Для меня „Чайка” – это история о нелюбимых детях, которые при живых родителях являются сиротами. Это касается и Нины, и Кости, и Маши, и ребёнка Маши, и так далее. Возможно, если бы их родители проявляли больше интереса и любви, история сложилась бы совсем по-другому. Мне хотелось бы посвятить этот спектакль своим прекрасным родителям и вообще всем хорошим родителям».
Погуляв по окрестностям чеховской Ялты, актёры отправились в Гурзуф, где посетили дачу писателя. Чехов, устав от постоянных гостей, стремясь к уединению, в 1899 году купил у подножия скалы за достаточно большие деньги татарскую саклю с видом на бухту. Именно на гурзуфской даче Чехов приступил к написанию «Трёх сестёр».
Актёры, осматривая комнаты, наверное, в первый раз за долгое время не думали о своих сценических героях. Хотя, с другой стороны, узнаешь ближе автора – поймёшь и его персонажей. Артисты рассказали ForPost о том, как им сейчас работается над своими ролями в «Чайке».
Пётр Котров (Константин Треплев): «Я ещё нахожусь в работе над ролью, но могу уже сразу сказать, что она для меня на сопротивление. Я по характеру совершенно другой человек. У моего героя внутри большая боль, вызванная недолюбленностью. Родители мне дали очень много любви, но я всё равно стремлюсь понять Треплева, ищу какие-то болевые точки. Я пытаюсь его оправдать для себя, почувствовать. Можно, конечно, сказать, что он не талантлив, но это как топором рубить. Может, он просто родился позже, чем нужно было. Может, в будущем он был бы вторым Мейерхольдом. Тут можно много размышлять. Но нужно оправдывать персонажа и делать его, в первую очередь, человеком».
Мария Кондратенко (Маша): «Безусловно, у меня с моей героиней есть определённые точки соприкосновения. Да, Маша курит табак и употребляет алкоголь, её принято считать опустившейся женщиной. Причина её такого поведения, на мой взгляд, в другом мировосприятии. Лично я её ощущаю, и она мне в работе намного интереснее, чем та же Нина Заречная».
Валентина Огданская (Нина Заречная): «Нина Заречная – очень интересный персонаж, прекрасный и наивный в своих мечтах и ожиданиях от жизни, от профессии. Работа ещё продолжается, и процесс безумно увлекательный! У меня не так много общего с моей героиней. Я по-другому воспринимаю мир, актёрскую профессию, мужчин. Но мне импонирует её прелестная наивность и увлечённость. Безумно жаль, что она полюбила не того – мужчину, который погубил её, не смог оценить».
Работа над спектаклем ещё идет, но такое понимание актёрами Чехова и его персонажей говорит уже о многом. Артисты театра имени Луначарского сейчас живут в совершенно иной – своей «театральной реальности». В такой атмосфере идёт подготовка к любому серьёзному спектаклю. Совсем скоро разные восприятия «чеховского мира» встретятся на одной сцене. Что из этого выйдет? Узнаем 18 марта.
Арсений Веденин
Фото автора