Власти Польши во вторник приняли решение о запрете импорта угля из России. Как пишет «Интерфакс», об этом сообщает агентство Bloomberg.
«Во вторник правительство одобрило положения, в соответствии с которыми импорт угля из России на государственном уровне запрещён», — цитирует Bloomberg слова представителя правительства страны Петра Мюллера с пресс-конференции в Варшаве.
В то же время в странах Запада продолжают вести разговоры о полном блокировании морских путей сообщения для российских судов и аресте тех из них, что находятся в западных портах.
Можно сколько угодно рассуждать о том, что Запад не пойдёт на столь радикальные меры, но исходить всегда надо из худшего — рано или поздно что-то такое они всё равно предпримут или, как минимум, попытаются. Что вызовет самый широкий спектр последствий — от нарушения экономических цепочек до товарного дефицита (ведь прошли те времена, когда наша страна была полностью самодостаточной и могла выжить «одна на льдине ломом подпоясанная»).
В связи с чем необходимо взглянуть на новую реальность с точки зрения логистики. Что же мы имеем?
Создание товарного дефицита из-за «логистических трудностей» — одна из самых очевидных целей введения санкций. Тем не менее, Россия — это не маленькая Сербия, находящаяся в кольце врагов. РФ — это всё же 1/8 часть суши, омываемой собственными территориальными водами. Основные производственные объёмы для удовлетворения потребительского рынка находятся в Китае, с которым у РФ государственная граница. Так что эти логистические цепи не перерезать в принципе.
Но здесь есть трудности. Транссибирская магистраль уже не первый год работает при загрузке в 100 процентов. Развитие Восточного полигона задерживается. К 2024 году планируется ввести в строй 340 км новых ж/д путей на БАМе, и это позволит увеличить пропускную способность для контейнерных перевозок и транспортировки угля.
Но всё равно этого мало даже в том, что касается растущего экспортного потенциала и транзита, а существует ещё и импорт. Решить этот вопрос возможно при помощи Северного морского пути (СМП) — универсального транспортного коридора между Европой, Китаем и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, которым РФ владеет монопольно.
Насколько данный путь хорош, можно понять на простом примере. Логистическое расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП — 14 тысяч км, а через Суэцкий канал — более 23 тысяч. Почти вдвое, плюс полное отсутствие рисков для наших (и не наших) кораблей. СМП полностью расположен в территориальных водах России, а к 2030 году планируется запустить на нём круглогодичную навигацию.
Понятно, что даже вне зависимости от наличия экономической войны против нашей страны необходимо форсировать переустройство логистических цепочек доставки грузов в Россию с учётом СМП. А это не так просто. Как минимум, для его прохождения необходимы ледоколы и вспомогательный флот ледокольного класса. В данный момент у «Росатомфлота» в наличии четыре атомных ледокола и один атомный лихтеровоз с ледокольным носом. Кроме того, имеется около 30 дизельных ледоколов.
Одновременно на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге строятся ещё четыре атомных ледокола, введение в строй которых планируется на 2022, 2025 и 2026 годы. Необходимо понять, есть ли в наличии нужное количество контейнеровозов ледокольного класса, и определиться с субсидированием каботажных перевозок по СМП.
Далее ситуация будет налаживаться. Расчёт с КНР будет производиться в юанях. Европа, дабы не терять лицо, постепенно будет снимать санкции и возвращаться из политической сферы в экономическую. Задача России — выйти из санкционной войны, использовав её себе на пользу: например, завоевав дополнительную долю транзитного транспортного потока, причём не только выстроенной логистикой, но и развитой инфраструктурой.
В этом случае все вложения и потери окупятся.
Читайте по теме: Россия на рынке зерна: продовольственный кризис подарит новые возможности
Павел Кухмиров
Обсуждение (1)
Не соглашусь с автором, т.к. на ближнюю, да и среднесрочную перспективу транзит по СМП рости не будет. Он и без нынешних политических реалий не слишком конкурентоспособен, т.к. хотя путь и короче, но не однозначно более быстрый, из-за того что ледовая обстановка более полгода не будет позволять идти караванам полным ходом даже с суперледоколами. Плюс к этому для проводки требуются суда с соответствующим ледовым классом (которых тот же Китай почти не имеет да и в мире их не много), плюс увеличение стоимости и за проводку и за страховку (да это отчасти компенсируется простоем у Суэцкого канала и его тарифом, но только отчасти), т.е. и не так что бы дешевле. Более срочной является общее возрождение судостроения в России, т.к. сейчас у нас почти нет необходимого торгового флота для прорыва организующейся блокады в которой не только существующим нашим судам будет запрещен заход в порты Запада, но и любым зафрахтованным будут мешать ( как минимум -удорожать) возить грузы в наши порты. Если же в перспективе произойдут глобальные экономические изменения тем более Европа ( а именно на нее ориентирован СМП) перестанет быть приоритетным торговым партнером всего мира, основными направлениями станут Азия - Африка - Южная Америка. А ледоколы пригодятся... для развития нашего Севера.