Севастополь

Путеводитель по советской эпохе: в Севастополе открылась выставка Татьяны Яблонской

Путеводитель по советской эпохе: в Севастополе открылась выставка Татьяны Яблонской

Чтобы понять и почувствовать эпоху, не всегда нужно перечитывать гору литературы, сидеть в архивах и библиотеках. Вчера в севастопольском художественном музее имени Крошицкого открылась выставка "Любовь, добро и красота Татьяны Яблонской". Экспозиция - не просто демонстрация таланта и мастерства известной художницы, но и трогательный и яркий путеводитель по советской эпохе, со своими идеалами, радостями, горестями, любовью и верой.

На выставке представлено 49 живописных и графических произведений, восемь из которых из фонда музея. Остальные привёз из Москвы ялтинский коллекционер Юрий Малюта. Познакомившись с семьёй Сергея Отрощенко, первого мужа Татьяны Яблонской, он не смог остаться равнодушным к откровенным и лиричным работам художницы и предложил организовать её выставку в Севастополе.
 
Когда завершилась официальная часть и в зале стало не так шумно и многолюдно, замдиректора по научной работе музея Крошицкого Людмила Смирнова рассказала о жизни и творчестве известной художницы и о том, как появился «феномен Яблонской».
 
 
Татьяна Яблонская родилась в феврале 1917 года, успев пожить две недели при «царской России». Перед её глазами пройдёт вся история СССР, она застанет конец советской эпохи, испытает «лихие 90-е» и будет свидетелем рождения нового государства. Возможность быть ровесником эпохи и пережить её и при этом никогда не выпускать кисть из рук, фиксировать все проявления жизни – такой путь под силу не каждому художнику. Но Яблонская не боялась ни времени, ни обстоятельств.
 
Творить по велению сердца, когда посетит муза, – в годы войны о такой роскоши пришлось забыть. В 1941 году сёстры Татьяна и Елена Яблонские приезжают в эвакуацию в колхоз под Саратовом. У Татьяны недавно родилась дочь, а муж ушёл на войну. «Я и косила, и скирдовала, и мешки таскала» – вспоминала художница. Чтобы заработать на жизнь, Татьяна Ниловна односельчанкам рисовала с фотографий портреты убитых мужей и сыновей – на другие живописные эксперименты у неё просто не оставалось сил.
 
После войны, в 1949 году, художница пишет одну их своих самых знаковых работ «Хлеб», и судьба как будто награждает её за перенесённые тяготы войны – к Татьяне Яблонской приходит всесоюзное признание. Однако советская эпоха, оценившая её талант, не смогла дать полную свободу творчества. Весной 1961 года Татьяна Яблонская с двумя друзьями-художниками едет в Закарпатье и вдохновляется неожиданной архитектурой этого края и яркими костюмами местного населения. В её творчестве наступает новый виток. Ей уже мало обычных масляных красок, и она решает использовать типографские. И об этом придётся пожалеть. Картина закарпатского цикла «Жизнь продолжается» станет ещё одним поворотным моментом для Татьяны Яблонской, но, к сожалению, не в творчестве. Она на несколько лет потеряет все занимаемые должности и лишится возможности участвовать в выставках.
 
Кажется, вся жизнь художницы – это череда взлётов и падений. Пройдут годы, и её реабилитируют, вручат Государственную премию, но всё это время она будет доказывать правоту своего видения, искать новые образы, резко менять манеру письма, использовать новые техники и жанры. Несмотря на такие смелые эксперименты, её профессионализм будет только расти, и советские искусствоведы назовут это «феноменом Яблонской».
 
 
Знакомясь с творчеством Татьяны Яблонской, понимаешь, что иногда мало просто смотреть – важно увидеть. У старшего поколения ещё, наверное, сохранились тетради со школьными сочинениями, где непременно можно найти изложение по картине Татьяны Яблонской «Утро». На ней изображена девочка с косичками, делающая утреннюю зарядку напротив окна. А ведь её мир выходит далеко за пределы полотна, но увидеть этот мир и почувствовать его совсем несложно. В этом вся магия и прелесть картин художницы.
 
Изображая реальную жизнь, реальных людей, создавая простые, бесхитростные произведения, Татьяна Яблонская никогда не переставала искать себя. Её творчество – это наглядная история поиска, экспериментов и становления. Увидев однажды падающую звезду, она сказала: «Хочу быть хорошим художником». Звезда оказалась счастливой.
 
Познакомиться с творчеством художницы севастопольцы смогут до 23 марта.
 
Арсений Веденин
Фото автора
2496
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Главное за день

Восстанавливать севастопольские памятники станет проще?

Некоторые виды работ можно проводить и без госэкспертизы, считает Екатерина Алтабаева.
19:00
3
704

Казаки-разбойники: как украинцы помогали России освободить Крым от Турции

С 1654 года запорожские казаки официально воевали на стороне Российского государства.
18:16
3
837

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.
20:01
3
33523

Самый известный паровоз Севастополя умирает среди ведомств и полномочий

Несмотря на многолетние усилия, его реставрацию начать пока не удалось.
12:00
20
2367

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
89
9578

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
18
12634