В одной из севастопольских школ провели эксперимент: дети читали стихотворение Пушкина и объясняли, как они поняли прочитанное.
Не так давно в блогах и на солидных интернет-сайтах стали появляться статьи о том, что дети не могут выучить стихотворение Пушкина «Осень». Они попросту не понимают, что там описано. «Очей очарование», «увядание», «багрец», «в сенях» — эти слова и словосочетания вызывают серьезные затруднения. С годами школьная программа по литературе усложняется, на зубрежку стихотворений, написание сочинений и разбор «тема-идея-сюжет» дети тратят все больше времени.
Чтобы узнать, как у севастопольских школьников обстоит дело со словарным запасом, «Примечания» отправились в одну из школ, в параллель шестых классов.
На вопрос «Любите ли вы читать?» дети хором, стройно и радостно, отвечают «Да!!!» После провокативной реплики «А честно?», в глазах появляется смущение и некая заминка. Отвечают: «Ну не очень…».
Среди любимых жанров — фантастика. Причем озвучивают название любимых жанров только один-два человека в классе. Пару выкриков: «Я в интернете читаю!». Еще одна девочка выразительно произнесла: «Художественные произведения». Остальные к теме интереса не проявили. К литературе по школьной программе относятся единодушно, хотя признаются, что читать «скукоту» приходится.
Любимыми носителями дети по-прежнему считают бумажную книгу, хотя рассказали нам, что читают с телефонов, планшетов, компьютера.
Чтобы проверить, как школьники понимают прочитанное, даем им текст стихотворения Александра Пушкина «Зимний вечер». Помните? Буря мглою небо кроет…
После прочтения стихотворения вслух попросим детей пояснить несколько слов и словосочетаний. Первое на очереди — слово «мгла». Из 33 ребят пятеро совсем не смогли объяснить этого понятия, не нашли ни единого слова, ни одной ассоциации. Несколько человек посчитали, что мгла — это «что-то очень быстрое», «то, что проносится». Один человек написал, что «это пепел от костра». Остальные ответили близко к истине: «это что-то вроде тумана», «темнота, темное пространство», «метель, темнота, тучи», «очень темное пространство». На фоне пустых или лаконичных определений объяснение «Мгла – это когда не видно ни одного лучика света, стоит сплошная густая темнота» выглядит литературным шедевром. Не в смысле правильности толкования, похвально желание ребенка строить развернутые и связные предложения.
Следующее словосочетание «кровля обветшалая» не вызвало особых затруднений. Большинство детей поняли, что это крыша «старая, которую долго не меняли». Один человек назвал кровлю «полом», другой написал, что это «ковер». Интересно определение: «Кровля обветшалая — это небольшой хрупкий дом с вкусно пахнущей соломой, с белыми стенами». Сначала мы подумали, что ребенок просто перепутал словосочетания, потому что следующим шло «ветхая лачужка». Но рядом с ним написал «то же, что и кровля». Три человека не смогли ничего ответить и на этот вопрос.
С «ветхой лачужкой» справились почти все. Кто-то выражался лапидарно — «плохой дом», кто-то старался разнообразить описание эпитетами «хилый», «разваленный», «бедный». Дети рассказывали, что в их воображении лачуга построена из бревен, старых досок, она похожа на землянку, очень низкая и очень маленькая. Там живет кто-то бедный и старый, может и баба Яга.
Следующим шло слово «приумолкла». Почти все правильно поняли, что приставка «при-» в этом случае означает неполноту действия. Дети писали, что старушка «затихла», «замечталась», «задумалась о чем-то», «вот только говорила, а теперь молчит». Три человека написали шокирующее «заткнулась».
Объяснить слово «дремлешь» не составило труда. Но многие написали лишь слово «спишь», не стремясь как-то разнообразить свой ответ. Кто-то сравнил это состояние с «мечтой», кто-то пояснил, что дремота — это «неглубокий поверхностный сон, когда тебя могут легко разбудить, когда все слышишь».
Последним вопросом было: «Как часто вы встречаете в книгах незнакомые слова и как узнаете их значение?» И тут снова ответы были разнообразными. Кто-то отвечал, что «просто пропускает» такие слова. Кто-то признался, что узнает значение в интернете или словаре. Всего несколько школьников сказали, что спрашивают о незнакомых словах у родителей. И всего одна девочка сказала, что пытается анализировать текст, догадываться по смыслу и сравнивать слова. Конечно, она не одна это делает, но сформулировать, оформить эту мысль не смог больше никто.
Хоть эксперимент в школе и был анонимным, корреспонденту удалось подсмотреть в листочки к ребятам. Те, кто сказал, что обсуждают прочитанное с родителями или друзьями, стремясь выяснить непонятные моменты, написали более точные развернутые и красочные определения. Они более охотно общались, хорошо формулировали свои мысли.
Несколько человек во время беседы смогли назвать одно или несколько названий последних прочитанных ими книг. Знаете, сколько было таких детей? Из 33 человек всего четыре. Выводы делайте сами.






Я вчера столкнулась со школьниками гимназистами и они прекрасно без запинки читали стихи Гете , Байрона и других на немецком и английском языках , а вот на предложение прочитать на русском ,не смогли ни одного стихотворения.Сразу оговорюсь , школьники из были России.
Выводы делайте сами
Интернет, комп.игры, многоканальное ТВ..Читают наши
детки действительно мало, в остальном такие же как мы.
Смешные отрывки из школьных сочинений Ссылка
to Дримарондо (Ехо)






Вообще-то предупреждать надо , а то и умереть от смеха можно!!!!
Лихие 90-е...
Зима...
Свет отключен... батареи холодные...
Прячемся от холода с 4-летним чадом под одеялом, читаю наизусть все, что помню..
А через пять лет звонок ребенка, копавшего на книжных полках, мне на работу:"Мама, ты же мне это читала:
Это было у моря,
Где ажурная пена,
Где встречается редко
Городской экипаж..."
Ребенок запомнил. Игорь Северянин. Серебряный век русской поэзии.
Все идет по плану. Перестроятся педагоги и по другому будут воспринимать реалии дети. В том числе и по проблеме русского языка. Не забывайте под чьим идеологическим и моральным гнетом находились Крым и Севастополь. Нужно время и все станет на свои места.
А все ли прочитали "Тихий Дон" в 11 классе?
(Завтра М.Шолохову- 110 лет.)
to Дримарондо (Ехо)
А можно еще вспомнить... в школе этот отрывок все учили наизусть:«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил ... Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это..."
Кто решил?
to Дримарондо (Ехо) А все ли прочитали Тихий Дон в 11 классе? (Завтра М.Шолохову- 110 лет.)
Да ,и после этого все удивлялась ,как это его не посадили в Гулаг, а дали Сталинскую премию! Так, что не все однозначно было тогда
to Вифлеем (Севастополь) to Дримарондо (Ехо) А все ли прочитали Тихий Дон в 11 классе? (Завтра М.Шолохову- 110 лет.)Да ,и после этого все удивлялась ,как это его не посадили в Гулаг, а дали Сталинскую премию! Так, что не все однозначно было тогда
Так на зло врагам, его произведение критиковали на родине, а европейцы особо не вникая за что критикуют, но если критикуют значит надо наградить и дали нобелевскую премию.
А Сталин на зло врагам тоже наградил Шолохова.
ЗЫ Сам не читал.
to Град Не забывайте под чьим идеологическим и моральным гнетом находились Крым и Севастополь. Нужно время и все станет на свои места.
Под гнетом партии регионов, за которых сами же и голосовали?
to Хрюшка (Москва) Так на зло врагам, его произведение критиковали на родине, а европейцы особо не вникая за что критикуют, но если критикуют значит надо наградить и дали нобелевскую премию.
А Сталин на зло врагам тоже наградил Шолохова.
Так наоборот . Сталин дал премию в 1941 году , Нобелевская - в 1965.
to Вифлеем (Севастополь) Так наоборот . Сталин дал премию в 1941 году , Нобелевская - в 1965.
Ну простите тогда неуча
to Крымчанин из Алупки Под гнетом партии регионов, за которых сами же и голосовали?
Ну , конечно !Не надо ля,ля! Партия Регионов правила последние 3 года , до этого , нас нагибали , Кравчук , Кучма , и особенно Ющенко . Он постоянно приезжал к нам. Его заботой почти был искоренен русский язык у нас!!
to Хрюшка (Москва) Ну простите тогда неуча




Очень печальная история. Уважаемые родители!!! Начинается лето, оторвитесь от пива и телевизора, читайте вместе со своими детьми,обсуждайте произведения русской и советской литературы ! Иначе - часть С на ЕГЭ будет провалена. Моему ребенку попался текст по Шолохову. Перечитала вместе с сыном Гоголя, Толстого и т.д...Кстати,читать надо и для развития речи и грамотности.
23 года украинизации - это понятно. Но в остальной части страны дело обстоит не на много лучше. Абсолютно везде надо " бить в набат" и поднимать престиж чтения, прививать любовь к русской литературе и русскому языку!
to Дримарондо (Ехо) Вообще-то предупреждать надо , а то и умереть от смеха можно!!!!
А в остальном
to Москва с вами, севастопольцы! (Москва)
А вот читать лучше с детьми папам . Ученые уже давно сделали вывод , что при занятии и чтении с отцом лучше усваивается и запоминается материал.
to madagarova (Севастополь) to Дримарондо (Ехо) А можно еще вспомнить... в школе этот отрывок все учили наизусть:«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил ... Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это... Кто решил?
Вот интересно, кто решил, что именно этот отрывок
учить надо?
"Войну и мир" я бы убрал из школьной программы..
to Вифлеем (Севастополь) Ученые уже давно сделали вывод , что при занятии и чтении с отцом лучше усваивается и запоминается материал.
Или так..
Тема могла бы стать интереснее, если сравнить с каким-нибудь еще российским регионом.
А мне папа всё детство читал.
Как сейчас помню - Волшебника Изумрудного города.
В итоге выучился на литературоведа.
Другой вопрос, что никому особо и не нужна моя профессия :)
Зато учиться было интересно. И всяко лучше, чем миллионный менеджер.
to Дримарондо (Ехо)
Это дело вкуса.
А я бы на необитаемый остров взяла "Войну и мир" и 1-ый концерт Чайковского.
to Дримарондо (Ехо) Выводы делайте сами Интернет, комп.игры, многоканальное ТВ..Читают наши детки действительно мало, в остальном такие же как мы. Смешные …….
to Град Все идет по плану…. В том числе и по проблеме русского языка. Не забывайте под чьим идеологическим и моральным гнетом находились Крым и Севастополь. Нужно время и все станет на свои места.
С тем языком , «без падежов и склонениев», который давно уже льётся с экранов и из всяких офиц. источников звука, наши детишки совсем скоро вообще перестанут понимать, что там в стишах классики «намололи». И уж запоминать «это чёрте что» точно не захотят. Так что не на тут про иго татаро-хохловское напрягаться.. И в иллюзиях сладко "дрИмать"...
to madagarova (Севастополь) А я бы на необитаемый остров взяла "Войну и мир" и 1-ый концерт Чайковского.

Не хотелось бы туда..
Но если что, то Пушкин и 5 симф. Чайковского.
Абсолютно везде надо " бить в набат" и поднимать престиж чтения, прививать любовь к русской литературе и русскому языку!
to Дримарондо (Ехо)
Спасибо за ссылку!
to Дримарондо (Ехо)
И все-таки - Чайковский!
to Дримарондо (Ехо)
При Хохляндии было такое: убрали "Войну и мир", вставили "Анну Каренину" ( кажется. 2002 год). Через пару лет вернули обратно.
to Москва с вами, севастопольцы! (Москва) А вот читать лучше с детьми папам . Ученые уже давно сделали вывод , что при занятии и чтении с отцом лучше усваивается и запоминается материал. Надо же, не слышала,спасибо,
буду знать. Самое интересное, со мной в детстве больше папа читал...
Немного юмора на данную тему. Вспомнился старый анекдот.
Ребенок приходит домой и спрашивает у мамы:
-А что такое "аборт" ?
Мать пытается объяснить сыну, но потом все таки интересуется, откуда он услышал это слово.
Сын отвечает:
-Да мы в школе с учительницей песенку разучивали:
"А волны все бьются "аборт" корабля" :))))
to Дримарондо (Ехо)
Спасибо, говорящая собака, давно так не хохотали!
Ничего удивительного.
Язык Пушкина - это северный Русский Язык. Это вам не деревенское просторечие- мова. Не уверен, что все в Севастополе знают, что означает слово 'мезгирь', 'голбец' или 'шихопоть'.
to dlz77 (Первопрестольная)
Вы бы со своей первопрестольной неуверенностью оставили в покое украинский язык, а то придется Вам напомнить, что правильно не "мезгирь", а "мИзгирь", что голбец не эскалатор, и на фоне всего этого Вам явно снится всякая шихопоть.
Очевидно,что среди читающих эту статью в Форпосте"есть родители учеников. А много ли они сами читают? Здесь закономерность очевидная: у читающих родителей привыкают читать и дети, а если родители часами "пучатся" в телевизор,то и дети копируют поведение, и о чтении книг вообще нет речи ( печальное жизненное наблюдение).
Самое любимое у детей: " Мам, помнишь, у нас не было света и ты нам рассказывала сказки, пела песни, читала стихи..." Как хочется еще! Главное - общение!
to madagarova (Севастополь) to dlz77 (Первопрестольная) Вы бы со своей первопрестольной неуверенностью оставили в покое украинский язык, а то придется Вам напомнить, что правильно не мезгирь , а мИзгирь , что голбец не эскалатор, и на фоне всего этого Вам явно снится всякая шихопоть.
А почему на латинице НИК. если за "честь"?
to А ТО (Москва)
НИК придуман тем самым чадом, которое в 9 лет читало Игоря Северянина.