пн, 28/08/2023 - 16:25

Почему современной России нужен Сталин-реформатор, а не тиран

Сможет ли новый учебник истории заставить детей гордиться советским прошлым?

Новый учебник истории России для старших классов окончательно реабилитировал Иосифа Сталина и в ином свете преподнёс очерняемую последние тридцать лет советскую эпоху, считает учитель Григорий Назаров.

В беседе с ForPost педагог объяснил, из-за чего так резко изменено толкование недавнего прошлого, и рассказал, почему новый учебник не во вред, а во благо.

Свежий взгляд на новое и новейшее

Единый учебник по всеобщей истории и истории России для 10-х и 11-х классов помощник президента Владимир Мединский и министр просвещения Сергей Кравцов презентовали в начале августа.

Новый учебник затрагивает важные исторические события, произошедшие в стране за последние 70 лет. Раскрыты темы роли Иосифа Сталина в становлении советского государства, достижений 60-70-х годов, развала СССР, непростых 90-х и «тучных» нулевых, определены причины, цели и задачи специальной военной операции на Украине.

Отметим: у нового учебника есть противники. Они считают, что «власти занимаются пропагандой», которая запрещена в школе по закону «Об образовании», и высмеивают некоторые параграфы из него.

Больше всех досталось главе про санкции.

В ней сказано, что «после ухода западных компаний многие рынки перед гражданами открыты», появились «фантастические возможности для карьеры в бизнесе и собственных стандартов» и что «сегодня Россия — воистину страна возможностей».

Такой подход некоторые посчитали «наивным». В их числе историк, декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алексей Руткевич.

Он уверен: эти темы нужно оставлять для курса обществознания или «Разговоров о важном». «Такого рода актуализацию [событий] и перенесение пропаганды в школьные учебники» собеседник ForPost считает ненужными.

Читайте по теме: В Перми учителя сошлись в неравном бою с ветеранами СВО

С мнением учёного категорически не согласен учитель истории гимназии № 9 из города Химки Московской области Григорий Назаров.

Чтобы понять, насколько новый учебник важен для сегодняшней жизни, педагог посоветовал изучить его аналог четырёхлетней давности, по которому школьники «занимались ещё вчера».

«Если вы внимательно прочитаете его, то у вас останется впечатление, что Россия — ну такое себе государство, в котором было столько крови, столько ужасных событий.  Когда после обучения по такому учебнику истории ребёнок выходит в самостоятельное плавание, его модель восприятия государственности практически не меняется. И дальше мы видим ситуации, с которыми столкнулись во время частичной мобилизации», — сказал в беседе с ForPost педагог.

По его мнению, сейчас в школьной программе образ нашего государства «во многом развёрнут в определённую сторону», причём не в положительную.

«Плюсы, в том числе из советского прошлого, не анализировались. В лучшем случае просто пересказывали. Новый учебник истории призван акцентировать внимание не на плохом, а на хорошем», — пояснил учитель истории.

Читайте по теме: Почему в российских школах отменили Киевскую Русь

Для чего нужна «позитивная рамка»

В новом едином учебнике синхронизированы два курса — история России и всемирная история. Они включают четыре книги, по две для каждого класса.

Авторы учебников по истории России — помощник президента РФ Владимир Мединский и ректор МГИМО Анатолий Торкунов — в частности, пересмотрели роль Иосифа Сталина в становлении СССР.

На передний план вышло его значение как Верховного главнокомандующего в спасении страны и защите её интересов, рассказал ранее научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Подробнее — в материале «Больше не тиран: образ Сталина переписали для нового учебника истории»

Учитель истории Григорий Назаров не видит в этом ничего плохого.

«Нам нужно поучиться писать учебники истории у наших китайских друзей: бывший председатель КНР Мао Цзэдун на 70% хороший и только на 30% плохой. Мы же всё вываляли, сами себя бьём палкой по голове: от Сталина через Хрущёва почти всё плохо. Позитивная рамка нужна. Называйте это пропагандой, я всё равно с этим не соглашусь, и мы долго будем спорить о терминологии», — отметил педагог.

Он считает, что авторы нового учебника излагают позицию государства, что «характерно для российской исторической школы», которую «более ста лет назад создавали дореволюционные историки», отметил Назаров.

«При этом никто не лишает детей альтернативы: в конце каждого параграфа представлены мнения разных людей. Они высказываются о вопросах, которые до сих пор баламутят нашу историческую память. Один из них — установка памятника Сталину», — сказал наш собеседник.

Напомним, 15 августа на территории завода «Микрон» в городе Великие Луки Псковской области открыли 8-метровый памятник генералиссимусу, а иерей Антоний (Татаринцев) его освятил.

После этого в епархии начали служебную проверку. Там отметили, что действия священнослужителей отражают их личные взгляды, а участие в церемонии не было согласовано.

Освящение памятника Cталину в Великих Луках. Видео: Важные Слова / YouTube

В партии «Коммунисты России» рассказали, что направили письмо на имя патриарха Кирилла с просьбой прекратить проверку священника, освятившего монумент вождю, сообщает телеканал 360.

Назаров уверен, что такие непростые вопросы в новом учебнике истории с методологической точки зрения «отражены верно».

«В нём представлены мнения как современников, так и исследователей, которые изучали репрессии и внешнюю политику Сталина накануне Великой Отечественной войны. Это адекватное изложение. Почему?  Мы заинтересованы в том, чтобы выпускники школ знали больше хороших вещей о своей стране, о подвиге героев СВО, Великой Отечественной», — отметил учитель.

Наш собеседник считает: концепцию учебника до родителей «должны доносить учителя школы», которая «формирует широкое информационное пространство».

Аналогичного мнения придерживается и председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова. Она просит не принижать воспитательную функцию нового учебника и считает, что его вовремя внедряют в школьную программу.

«На фоне фейков в интернете дети должны знать государственную позицию по ряду вопросов, гордиться своей страной. Иначе придёт другая идеология, которая принесёт нашей стране больше вреда, чем пользы», — резюмировала наша собеседница.

Читайте по теме: Поляки отомстили Пушкину за «Клеветников России»

Роберт Вочовский

Читайте также: