Россия

Почему современной России нужен Сталин-реформатор, а не тиран

Сможет ли новый учебник истории заставить детей гордиться советским прошлым?

Почему современной России нужен Сталин-реформатор, а не тиран
Фото:
коллаж ForPost
В новом учебнике истории России пересмотрена роль Сталина в становлении страны

Новый учебник истории России для старших классов окончательно реабилитировал Иосифа Сталина и в ином свете преподнёс очерняемую последние тридцать лет советскую эпоху, считает учитель Григорий Назаров.

В беседе с ForPost педагог объяснил, из-за чего так резко изменено толкование недавнего прошлого, и рассказал, почему новый учебник не во вред, а во благо.

Свежий взгляд на новое и новейшее

Единый учебник по всеобщей истории и истории России для 10-х и 11-х классов помощник президента Владимир Мединский и министр просвещения Сергей Кравцов презентовали в начале августа.

Новый учебник затрагивает важные исторические события, произошедшие в стране за последние 70 лет. Раскрыты темы роли Иосифа Сталина в становлении советского государства, достижений 60-70-х годов, развала СССР, непростых 90-х и «тучных» нулевых, определены причины, цели и задачи специальной военной операции на Украине.

Отметим: у нового учебника есть противники. Они считают, что «власти занимаются пропагандой», которая запрещена в школе по закону «Об образовании», и высмеивают некоторые параграфы из него.

Больше всех досталось главе про санкции.

В ней сказано, что «после ухода западных компаний многие рынки перед гражданами открыты», появились «фантастические возможности для карьеры в бизнесе и собственных стандартов» и что «сегодня Россия — воистину страна возможностей».

Такой подход некоторые посчитали «наивным». В их числе историк, декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алексей Руткевич.

Он уверен: эти темы нужно оставлять для курса обществознания или «Разговоров о важном». «Такого рода актуализацию [событий] и перенесение пропаганды в школьные учебники» собеседник ForPost считает ненужными.

Читайте по теме: В Перми учителя сошлись в неравном бою с ветеранами СВО

С мнением учёного категорически не согласен учитель истории гимназии № 9 из города Химки Московской области Григорий Назаров.

Чтобы понять, насколько новый учебник важен для сегодняшней жизни, педагог посоветовал изучить его аналог четырёхлетней давности, по которому школьники «занимались ещё вчера».

«Если вы внимательно прочитаете его, то у вас останется впечатление, что Россия — ну такое себе государство, в котором было столько крови, столько ужасных событий.  Когда после обучения по такому учебнику истории ребёнок выходит в самостоятельное плавание, его модель восприятия государственности практически не меняется. И дальше мы видим ситуации, с которыми столкнулись во время частичной мобилизации», — сказал в беседе с ForPost педагог.

По его мнению, сейчас в школьной программе образ нашего государства «во многом развёрнут в определённую сторону», причём не в положительную.

«Плюсы, в том числе из советского прошлого, не анализировались. В лучшем случае просто пересказывали. Новый учебник истории призван акцентировать внимание не на плохом, а на хорошем», — пояснил учитель истории.

Читайте по теме: Почему в российских школах отменили Киевскую Русь

Для чего нужна «позитивная рамка»

В новом едином учебнике синхронизированы два курса — история России и всемирная история. Они включают четыре книги, по две для каждого класса.

Авторы учебников по истории России — помощник президента РФ Владимир Мединский и ректор МГИМО Анатолий Торкунов — в частности, пересмотрели роль Иосифа Сталина в становлении СССР.

На передний план вышло его значение как Верховного главнокомандующего в спасении страны и защите её интересов, рассказал ранее научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Подробнее — в материале «Больше не тиран: образ Сталина переписали для нового учебника истории»

Учитель истории Григорий Назаров не видит в этом ничего плохого.

«Нам нужно поучиться писать учебники истории у наших китайских друзей: бывший председатель КНР Мао Цзэдун на 70% хороший и только на 30% плохой. Мы же всё вываляли, сами себя бьём палкой по голове: от Сталина через Хрущёва почти всё плохо. Позитивная рамка нужна. Называйте это пропагандой, я всё равно с этим не соглашусь, и мы долго будем спорить о терминологии», — отметил педагог.

Он считает, что авторы нового учебника излагают позицию государства, что «характерно для российской исторической школы», которую «более ста лет назад создавали дореволюционные историки», отметил Назаров.

«При этом никто не лишает детей альтернативы: в конце каждого параграфа представлены мнения разных людей. Они высказываются о вопросах, которые до сих пор баламутят нашу историческую память. Один из них — установка памятника Сталину», — сказал наш собеседник.

Напомним, 15 августа на территории завода «Микрон» в городе Великие Луки Псковской области открыли 8-метровый памятник генералиссимусу, а иерей Антоний (Татаринцев) его освятил.

После этого в епархии начали служебную проверку. Там отметили, что действия священнослужителей отражают их личные взгляды, а участие в церемонии не было согласовано.

Освящение памятника Cталину в Великих Луках. Видео: Важные Слова / YouTube

В партии «Коммунисты России» рассказали, что направили письмо на имя патриарха Кирилла с просьбой прекратить проверку священника, освятившего монумент вождю, сообщает телеканал 360.

Назаров уверен, что такие непростые вопросы в новом учебнике истории с методологической точки зрения «отражены верно».

«В нём представлены мнения как современников, так и исследователей, которые изучали репрессии и внешнюю политику Сталина накануне Великой Отечественной войны. Это адекватное изложение. Почему?  Мы заинтересованы в том, чтобы выпускники школ знали больше хороших вещей о своей стране, о подвиге героев СВО, Великой Отечественной», — отметил учитель.

Наш собеседник считает: концепцию учебника до родителей «должны доносить учителя школы», которая «формирует широкое информационное пространство».

Аналогичного мнения придерживается и председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова. Она просит не принижать воспитательную функцию нового учебника и считает, что его вовремя внедряют в школьную программу.

«На фоне фейков в интернете дети должны знать государственную позицию по ряду вопросов, гордиться своей страной. Иначе придёт другая идеология, которая принесёт нашей стране больше вреда, чем пользы», — резюмировала наша собеседница.

Читайте по теме: Поляки отомстили Пушкину за «Клеветников России»

Роберт Вочовский

1270
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (13)

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
3897

При первом раскрытии учебника после типографии будет слышен хруст французкой булки.Владимир Мединский автор учебника? А с его диссертацией то разобрались?

Заголовок статьи прям призыв крамольный, а кто же тот кандидат в реформаторы на март 24 го?

Profile picture for user Elsa lebn
1927

to d dd:  Вам что важнее? 

Мединский, его диссертация, нытье типа "при Сталине ничего кроме репрессий не было" или более-менее адекватные мозги поколения, которое уже через десять-пятнадцать  лет будет рулить страной? 

Profile picture for user еще одна мама школьников
3155

to Elsa lebn:  адекватные мозги у поколения откуда возьмутся, не подскажете? 

Profile picture for user Elsa lebn
1927

to еще одна мама школьников:  Странный вопрос. Я был уверен, что для Вас, как для мамы и бабушки, подтирание задниц и соплей - важное, но, отнюдь, не главное дело...

Profile picture for user Банщик
24620

Мы же всё вываляли, сами себя бьём палкой по голове: от Сталина через Хрущёва почти всё плохо

Будьте проще.Вы не на исповедь пришли каятся.История Запада-это история сплошного варварства, колониализма и убийства миллиардов человек по всему миру.Но там никто этим не заморачивается и не помнит.Хихикают и улыбаются.Мы живём в капитализме и у нас тоже должны быть свои звериные сталинские зубы для внешнего врага...ok

Profile picture for user еще одна мама школьников
3155

to Elsa lebn:  зачем Вы мне о себе пишете? Мне "сопли и задницы", которые Вы подтираете, абсолютно не интересны. Мы детей учим, что прежде чем размножаться, следует выучиться и карьеры построить. Так, что мне до статуса бабушки очень и очень далеко. 

По сути аргументов нет? Может, тогда объясните, какое отношение к воспитанию детей имеют учебники истории? Кстати, тот УМК, по которому учили историю последние годы, был хороший. 

Про "рулить страной"  тоже можно поподробнее? Кто будет рулить страной?  

 

Profile picture for user Oberon
6382

Почему современной России нужен Сталин-реформатор, а не тиран

сначала нужен тиран - последышей недобитой либерастни привести к одному знаменателю. реформы потом уже.

Profile picture for user Stanislav Bravov
421

Почему современной России нужен Сталин-реформатор, а не тиран

Меня больше интересует: а какие конкретные черты Сталина позволяют называть его тираном? 

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
3897

to Elsa lebn:  вот когда такие персоны пишут учебники, то и к мозгам вопросы возникают.

Я лично считаю, что переписав часть глав в стиле как про Председателя Мао, невозможно повлиять на мозги поколения,которое прочтет подправленную версию событий.

      К сожалению общественное бытие таки определяет общественное сознание.А оно отравлено своеобразной версией капитализма, который развился в этой стране. И печально,что прижился.

Profile picture for user Elsa lebn
1927

Я лично считаю, что переписав часть глав в стиле как про Председателя Мао, невозможно повлиять на мозги поколения.

... может быть, однако начинать когда-то надо.

Кстати, китайцы подобный вопрос решили давно и не портят себе нервы на эту тему:

  «Товарищ Мао Цзэдун был великим марксистом и великим пролетарским революционером, стратегом и теоретиком. Хотя во время культурной революции он совершил тяжелые ошибки, в целом его заслуги перед китайской революцией перевешивают их. Его заслуги, вне всякого сомнения, первичны, его ошибки – вторичны».

Ден Сяопин. 1981 г.

На сегодняшний день это официальная позиция КПК в отношении Мао. И все - вопрос о том тиран Мао или нет для китайцев закрыт.

А русская/советская ментальная привычка самообсёра мало того, что нам самим покоя не даёт, так и следующим поколениям мозги пудрит...

Profile picture for user Верещагин
11736

Если учебник заставит детей гордиться советским прошлым (что от учебника Мединского со товарищи ожидать глупо, Е. Спицин в помощь автору материала по этому вопросу) то у детей может возникнуть когнитивный диссонанс и вопрос: А как так получилось, что от того прошлого, которым можно гордиться, мы пришли к настоящему, в отношении которого гордиться собственно нечем? А там дальше и традиционные: Кто виноват? и Что делать?

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
3897

to Elsa lebn:  я больше налегал на Брежнева Л.И, а китайские ревизионисты прошли мимо)

"самообсером" не занимаюсь, предпочитаю делать это с текущей действительностью.)

Profile picture for user Patriot1.
4626

Возвращать надо не только Сталина, но и социальное Государство, то есть социализм...Тогда и авторы будут другие и к учебникам не будет вопросов...

Главное за день

Севастополь празднует День Победы и 80-летие освобождения города

Горожане вышли на улицы с флагами и георгиевскими ленточками.
13:56
3
1744

Будем жить! Домашний концерт ForPost к 9 мая

Концерт севастопольских групп и исполнителей приурочен ко Дню Победы.
11:00
0
976

Главный парад страны на Красной площади — смотрите на ForPost

С праздником, дорогие ветераны, севастопольцы!
09:10
12
997

Где в России стоят необычные мемориалы Великой Отечественной войны

Пронзительные неприметные памятники есть во многих городах и посёлках страны.
18:29
1
737

«Мы вернёмся к тебе»: Севастополь в воспоминаниях участников второй обороны

Мемуары солдат и офицеров — бесценные свидетельства о жизни города в один из труднейших моментов его истории.
18:00
1
1455

Накануне Дня Победы в Севастополе открыли отреставрированный «Штык и парус»

У памятника заложили символическую капсулу времени с обращением к будущим поколениям.
14:00
3
1976