В репертуаре Севастопольского театра юного зрителя произошло весеннее обновление. 12 и 13 апреля на сцене СТЮЗа состоялась премьера спектакля «О маленьких для больших». Четыре рассказа о детях Аркадия Аверченко были объединены в одну музыкально-пластическую буффонаду. Подобный формат инсценировки выбран неслучайно. Ведь целевая аудитория спектакля – дети. В том числе и те, которые до сих пор живут внутри нас.
Режиссёр-постановщик Ирина Плескачева продемонстрировала серьезный подход к такой, казалось бы, несерьёзной прозе Аверченко. Под оболочкой гротеска и сатиры она рассказала о становлении внутреннего мира детей. Пустяковые ситуации через призму детского восприятия становятся поводом для рассуждения. Карикатурная зарисовка о «маленьких» – это лишь верхушка айсберга данного спектакля. Она предназначается юным зрителям. Под водой остается внушительная глыба из размышлений о человеческой сути, хрупкости детского мира и людском равнодушии. Эта «духовная пища» достаётся взрослым.
Аркадий Аверченко написал о детях целый цикл рассказов. Но чтобы не утомить зрителя и придать постановке некую контрастность, для инсценировки были выбраны четыре из них: «Галочка», «Человек за ширмой», «День делового человека» и «В ожидании ужина».
В начале мы знакомимся со «взрослой не по годам» Галочкой. Она являет собой тот тип «маленьких», которые как можно скорее хотят стать «большими». При этом умственных и социальных различий между людьми для них не существует. А наблюдая за очаровательным Мишкой, нельзя не вспомнить себя в детстве, когда, обижаясь на взрослых, мы включали свою буйную фантазию, и во всех подробностях представляли реакцию родителей, обнаруживших в комнате «маленький трупик» своего чада.
По мере развития действия зритель видит всё более явную детскую беззащитность перед окружающим миром. В образе Ниночки, до которой взрослым нет никакого дела, читается не самый утешительный подтекст. У человеческого одиночества бывают самые разные истоки. Однако, наблюдая за маленькой девочкой, лишенной всякого внимания, приходишь к самой очевидной мысли – всё идёт из детства. В последней миниатюре тема взрослого равнодушия раскрывается в полную силу, где общение с ребёнком – лишь способ скрасить «тоскливое ожидание званого ужина».
Грустно-философские мотивы, которые, возможно, почувствует и юное поколение, скрываются под яркой пластической буффонадой. Работая над оформлением спектакля, художник-постановщик Татьяна Карасева, отдала дань эпохе комедии дель арте. Подобные спектакли зародились в Европе еще в 17 веке, и именно тогда закладывались основы актерского мастерства. Стоит отметить, что 80 процентов успеха постановок такого жанра –это игра актёров. Севастопольский театр юного зрителя эту часть задачи выполнил весьма достойно. Пусть и с небольшими помарками.
Отдельным пунктом хотелось бы выделить цветовое решение спектакля. Татьяна Карасева сделала акцент на красном и чёрном, оставив белый как первооснову. Почему именно эти цвета? Можно приводить немало гипотез, но, вероятно, красное и чёрное выбраны в противовес серому. Ведь в театр для того и ходят – чтобы позабыть серость жизни на некоторое время. И действительно яркая сценография создаёт явное ощущение того, что ты смотришь не спектакль, а красочный анимационный фильм.
Анализируя постановку, можно сказать, что её структура напоминает принцип пирамиды: четыре ситуации, три действующих цвета – красный, чёрный и белый, два начала – мужское и женское, и одна ключевая тема – дети. Пирамида из кубиков однозначно состоялась. Резюмируя, хочется отметить, что новая работа СТЮЗа обязательна к просмотру – как детям, так и взрослым. А, вообще, взрослым обязательна вдвойне. В наше непростое время потерять в себе ребёнка очень просто, а ведь это самое лучшее, что в нас есть.
Арсений Веденин
Фото: vk.com/sevtyuz