Россия

«Нужно поднимать бабло»: наши дети больше не хотят учиться

Подростки уверены: красный диплом не поможет им купить коттедж и хорошую машину.

Учащиеся российских школ на всю страну заявили: профильное образование бесполезно. Диплом не сделает их богаче и счастливее. Сегодня для них уважаемые люди — «не жалкие учителя», а Валя Карнавал с 14 млн подписчиками в ТикТок.

Девятнадцатилетняя девушка из списка Forbes в YouTube-шоу Максима Галкина «Музыкалити» в споре с Ларисой Долинной заявила о бесполезности обучения в вузе или колледже. Вместо этого она посоветовала выпускникам школ сосредоточиться на зарабатывании миллионов рублей.

О том, почему наши дети больше не хотят учиться, — в материале ForPost.

Успех гарантирован…

Скандальное шоу «Музыкалити» Максима Галкина с участием Ларисы Долиной и Вали Карнавал уже разобрали на цитаты. Выпускников старой школы от новой можно отличить по комментариям к видео.

Люди, получившие советское образование, пишут грамотно, аргументированно высказывают свою точку зрения и призывают молодёжь уважать позицию Ларисы Долиной, которая уверена: без профильного образования нет будущего. Фанаты Вали Карнавал мыслят односложно, допускают в каждом слове по несколько ошибок и считают, что школа с «брюзжащими бабками авторитетом пытается задавить творческую личность». Такое образование не поможет им стать богатыми и знаменитыми. 

Корреспондент ForPost решил узнать мнения будущих инженеров, экономистов и юристов о том, нужно ли им профильное образование. Соответствующий вопрос был задан учащимся 9-го класса среднестатистической школы. Ответы девятиклассников журналиста немного шокировали.

«Образование необязательно для достижения цели и известности. Стоит только понять, что нужно людям, понять, как привлечь внимание граждан к себе, и всё — считай, ты уже наверху», — ответил на вопрос корреспондента ForPost девятиклассник Тимофей Ш.

Елена К., одноклассница Тимофея, также уверена: подросткам не нужно получать образование «для улучшения своей репутации». По мнению школьницы, любой может стать знаменитым. Особенно на таких платформах, как YouTube, ТикТок, Instagram.

«Если ты двоечница, но с милой мордашкой, то успех тебе гарантирован. Если у тебя нет голоса, то через ТикТок легко прославиться», — считает школьница.

«Я думаю, что образование сейчас ничего не решает. Девушек больше интересует размер налички. Некоторые не хотят никуда поступать после школы. Они знают план своей жизни и придерживаются его. Я считаю, что учёба ничего не решает», — уточнил Илья Б.

Из большинства опрошенных школьников только Максим М. написал: образование нужно, так как «ТикТок не сделает тебя умным». Большинство подростков считают, что сегодня важно «учиться зарабатывать бабки». Таких знаний ни школа, ни колледж, ни вуз не дают, уверены девятиклассники. 

Читайте также: Смерть в прямом эфире: треш-стримерам объявили войну

Сегрегация школ

Член комитета Госдумы по образованию и науке Алдар Дамдинов изучил мнения девятиклассников о необходимости получать знания. Ему было бы интересно услышать опрошенных корреспондентом ForPost подростков через 10–20 лет.

«Думаю, тогда бы вы получили абсолютно другие ответы. Дети уверены: сейчас достаточно научиться читать и пользоваться гаджетами и тогда они получат все блага. Эта позиция для ребят понятна, так как они видят в массмедиа и в социальных сетях красивую жизнь. Образование существует не только для того, чтобы уметь пользоваться, но и для того, чтобы думать, высказывать свою точку зрения, познавать», — уточнил в беседе с корреспондентом ForPost Дамдинов.

Автор документального фильма «Последний звонок» Константин Сёмин считает: такая ситуация в школах возникла из-за того, что было уничтожено фундаментальное советское образование. Реформаторы объявили его вне закона, повесили на него ярлык «авторитарный», после чего началась тотальная сегрегация школ.

Иными словами, детей разделили на породистых арабских скакунов и тягачей в деревнях. Либералы от образования стали внедрять в сознание родителей догму: чемпиона можно вырастить только в хорошей образовательной среде.

Логика проста: если арабского скакуна отправить в село, то толку из него не выйдет. Однако если он будет учиться в хорошей частной школе, то у него всё получится. Сёмин в своём документальном фильме назвал и цену вопроса: 1,3 млн рублей — столько стоит год обучения в престижной частной российской школе. Остальные образовательные учреждения стали задавливать реформами и финансировать по остаточному принципу.

По данным Счётной палаты, результатом оптимизации образования стало сокращение с 2001 года числа детских садов с 51 до 48 тыс., сельских школ — с 46 до 24 тыс., почти вдвое, а городских — с 23 до 18 тыс., сообщает ОТР.

Читайте также: Меркантильные детишки: почему новогодний подарок стал важнее внимания

Участь арабских скакунов

Реформаторы российского образования стали открыто говорить, что если ребёнок не из богатой семьи, то у него нет шанса на успех — ген «арабского скакуна» у таких детей отсутствует. И это главное отличие от советского образования, трендом которого было — хорошее бесплатное среднее образование каждому.

Алдар Дамдинов отметил: в российском образовании не всё так критично, как считает автор документального фильма «Последний звонок». Действительно, подход к обучению детей изменился. Школы отступают от принципа советского образования. 

«Оно отличалось своей фундаментальностью. Сегодня мы меняем парадигму образования. Главное, в том потоке информации, который сегодня есть, научить ребёнка добывать нужные данные. При этом важно заложить в характер ученика тягу к знаниям, чтобы он имел возможность для самосовершенствования. Это сложнее, чем кажется на первый взгляд. Безусловно, сегодня не нужно дезориентировать молодёжь. В дальнейшем им придётся сложнее в жизни, когда реальность будет совершенно иной. Это будут разбившиеся надежды и поломанные судьбы», — уточнил депутат.

Дети должны понимать: нужно не только пользоваться действующими благами, но и «прилагать умственные усилия», чтобы создать их.

«Отто фон Бисмарк говорил: революции придумываются гениями, проводятся фанатиками, а пользуются проходимцы. К сожалению, немного идеологически мы не дорабатываем. Вопрос к нам, взрослым, а правильно ли мы воспитываем молодёжь», — выразил своё мнение Дамдинов.

Политолог, журналист Виталий Третьяков уверен: российское образование двигается не в том направлении. Результат налицо: дети не умеют правильно писать, где попало расставляют запятые, они не знают свою историю, у них очень узкий кругозор.

«Я бы составил чёрный список теоретиков современной педагогики и образования. Я бы запретил их допускать на территорию подведомственных Минпросвещения учреждений», — отметил Третьяков в интервью автору документального фильма «Последний звонок» Константину Сёмину.

Читайте также: В России предложили провести новое голосование: речь не о Конституции, а о жизни детей

С ног на голову

Результаты, которых достигло российское образование, вполне закономерны, считает научный сотрудник Института социологии РАН, психолог, социолог Темыр Хагуров. До 2012 года из него почти полностью была изъята воспитательная компонента. Модными теоретиками и чиновниками, в разное время возглавлявшими Минпросвещения, образование воспринималось как сфера оказания услуг. Оно понималось «в абсолютно прагматическом смысле».

«На языке этой прагматики мы продолжаем разговаривать с молодёжью. Мы говорим детям: если они получат знания, востребованные рынком, то они будут хорошо зарабатывать. Идеи о том, что образование меняет личность человека, что оно помогает понимать сложные вещи, формирует картину мира, нами были вычеркнуты. Язык прагматики соединился с ценностями потребительской культуры. В результате появилась идея лёгкого обогащения с использованием современных технологий и удовлетворения интересов публики. Погружённость детей в социальные сети — тотальная. Это срезонировало. Поэтому сейчас молодёжь говорит, мол, вы нам говорили, нужно учиться, чтобы зарабатывать деньги, а зачем нам учиться, когда мы можем и так зарабатывать», — уточнил Хагуров.

По его мнению, дети в данном случае абсолютно правы. Их в чём-то обвинять «глупо и бессмысленно». Уточняющие вопросы нужно задавать реформаторам образования. Они «очень здорово порезали» компоненту знаний в средней школе. Была нарушена классическая триада целей образования: понимание, целеполагание, деятельность.

Хагуров подчеркнул: именно в такой последовательности должно развиваться образование. Понимание — знания и способность ими пользоваться. Целеполагание — система ценностей и способность выбирать приоритеты. Только затем идёт компетентность — способность решать практические задачи.

«У нас же всё перевёрнуто с ног на голову. За это время мы воспитали поколение учителей, которые ориентируются на KPI и решение каких-то задач. Это можно сравнить с национальной трагедией. Если мы не развернёмся в сторону не утилитарных ценностей в образовании, в пользу знаний, которые являются важным элементом в воспитании человека, в сторону приоритета духовного над материальным, то катастрофы не избежать», — уточнил Хагуров.

Читайте также: Первого апреля стартует запись детей в первый класс по новым правилам

Бизнес и ничего личного

Эксперты отмечают: пока этого разворота не предвидится. Образование превратилось в доходный бизнес, от которого никто не спешит отказываться. Есть элитные школы для богатых, а есть учебные заведения для бедных неудачников. Менять эту ситуацию никому не выгодно.

«Мы пришли к тому, что на Западе существовало веками, — образовательное неравенство. Пока оно носит скрытые формы. Внешне — это вроде единая система образования, но уже давно глубоко дифференцирована по качеству, по содержанию и по стартовым возможностям. Это общеизвестный факт. Это следствие той идеологии, которую мы приняли в постсоветский период», — уточнил научный сотрудник Института социологии РАН, психолог, социолог Темыр Хагуров.

По его мнению, в результате российское образование превратилось в многомиллионный бизнес. Рынок знаний существует — это общемировая реальность. Однако, уверен Хагуров, он должен быть вторичен по отношению к знаниям и ценностям.

«У нас получилось всё с точностью до наоборот. Неравенство в образовании должно было быть уничтожено с помощью ЕГЭ, так как прежняя форма сдачи экзаменов была дискредитирована тотальной коррупцией в вузах и в школах. ЕГЭ вводили как технократический механизм выравнивания шансов. На первом этапе он работал. Сейчас подключилось образовательное неравенство. Подготовка к ЕГЭ превратилась в отдельную индустрию. Возникает дифференциация: те, кто может, оплачивает хорошие школы для своих детей, нанимает лучших репетиторов, а те, кто не может, ну — се ля ви», — уточнил Хагуров.

Читайте также: Защита от Навального: в российских школах появятся политруки

Мы вам ничего не должны

Отсюда вытекает ещё одна проблема: учащиеся потребляют услугу. Если им не нравится, как она оказывается, то они избавляются от неугодного педагога. Поэтому сегодня молодые учителя из кожи вон лезут, чтобы удовлетворить интересы учеников, а не дать им знания. Уважение среди детей заслужить непросто. Педагоги — не блогеры, у которых десятки миллионов подписчиков.

«Если бы дети видели, что благодаря хорошему образованию педагог имеет престижную работу, то было бы всё по-другому. Образование и положение в обществе — связаны воедино. Сегодня дети видят жалкий образ учителя. Перед ними неудачник, жертва обстоятельств, общества. Дети не хотят этому следовать и, следовательно, не хотят дальше учиться», — выразила своё мнение корреспонденту ForPost сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Марина Булаева.

Научный сотрудник Института социологии РАН, психолог, социолог Темыр Хагуров объяснил, почему в российской школе сложилась такая ситуация. Наши дети живут в культуре гипериндивидуализма. С первого класса в школах воспитывают лидеров, настраивают учащихся на самореализацию и личный успех.

«К 11-му классу мы получаем лидеров, которые из себя ничего не представляют, ничего делать не могут, не приучены к серьёзным достижениям, не воспитаны в ценностях трудолюбия. У таких детей до предела раздуто эго и совершенно нет уважения к авторитетам. Школьникам сложно обосновать, почему у старших должен быть неприкасаемый авторитет. Для этого нужно объяснить целую теорию о ценностях в обществе, которую нынешним детям не освоить. Она слишком сложная для их восприятия. Поэтому мы потеряли самое ценное в российском образовании — уважение к старшим», — уточнил Хагуров.

Получается, что за спором Ларисы Долиной и Вали Карнавал стоит нечто большее, чем перепалка двух известных людей. За ним скрывается самое страшное — деградация всей системы российского образования, в которой детей поделили на арабских скакунов и тягачей в сёлах, в которой главное — личный успех и умение «зарабатывать бабки».

Безусловно, есть талантливые подростки, но система их выдавливает на обочину жизни, так как они не воспитываются в нужной для личностного роста среде. Поэтому эксперты сомневаются, что в ближайшие 100 лет в России появятся новые Ломоносовы или Циолковские. А если и появятся, то, скорее всего, уедут на Запад. Несмотря на санкции, ярмарка вакансий посольства США работает в российских городах без перебоя. На таких мероприятиях не протолкнуться. Молодёжь приходит сюда в надежде «свалить из Рашки», а затем поделиться своей историей успеха в ТикТок. Пока эту реальность никому не изменить.

Читайте также: Цензура в школе: кто в учителях увидел врагов Родины?

Роберт Вочовский

2827
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (16)

Profile picture for user Serggio
23883
Serggio

"Реформаторов" можно поздравить - у них получилось....

При этом своим детям они предпочитают давать образование за границей.

Profile picture for user Гражданин-Севастополя
852
Гражданин-Сева…

Бедные дети...  Значительная часть родителей борется за их образование (из последних сил  и средств), но понятие "личный пример" почти не работает, потому что дети всегда могут спросить: "Ну, и чего ты добился со своим красным дипломом?"

Profile picture for user ulogin_vkontakte_434030053
564
Galina

 90-е годы,  челночные годы, прошли. Тогда тоже многие говорили, что образование не нужно. А потом образование, получение специальности стало востребовано. И оно будет востребовано всегда.Не всем же звездеть с утиной мордой, не умея связать двух слов.

Profile picture for user Иллюзионистъ
1306
Иллюзионистъ

  " ...Большинство подростков считают, что сегодня важно «учиться зарабатывать бабки». Таких знаний ни школа, ни колледж, ни вуз не дают, уверены девятиклассники..."

     Что сказать ??? Ни ума...ни фантазии!

Те, кто как они, подростки  считают  - успешными , то есть богатыми и супербогатыми...например наши миллиордеры :

1).   Алише́р Бурха́нович Усма́нов  — российский предприниматель[8], миллиардер, основатель «USM Holdings» 

               Один из богатейших бизнесменов России (согласно русской версии журнала «Forbes») и один из богатейших жителей Великобритании (согласно рейтингу «Sunday Times»)[11]. Американский журнал «Bloomberg Markets» в 2013 году назвал Усманова одним из наиболее влиятельных бизнесменов мира ... В 1971 году поступил, а в 1976 году окончил МГИМО по специальности «международное право» ...ТО  ЕСТЬ, ИМЕЕТ  - ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ !!!

2). Михаи́л Дми́триевич Про́хоров  — российский предпринимательмиллиардер и политик. Основатель партии «Гражданская платформа» Учредитель и бывший президент частного инвестиционного фонда ОНЭКСИМ . С 1972 по 1982 годы учился в специальной средней школе № 21 с углублённым изучением английского языка Дзержинского района г. Москвы  окончил её с золотой медалью.  В 1982 году поступил в Московский финансовый институт, но после первого курса был призван в армию в ракетные войска (несмотря на то, что это был последний год, когда можно было ещё получить отсрочку). Вернувшись со службы, продолжил обучение на факультете международных экономических отношений МФИ, который с красным дипломом окончил в 1989 году!!! ТО  ЕСТЬ, ИМЕЕТ  - ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ !!!

3). Влади́мир Оле́гович Пота́нин  — российский предприниматель, государственный и политический деятель.Владелец и президент управляющей компании «Интеррос», одной из крупнейших в России , владеет пакетами акций ГМК «Норильский никель»,  председатель попечительского совета Государственного Эрмитажа .

По состоянию на июнь 2020 года Потанин занимает 49-ю позицию среди самых богатых людей мира с состоянием 24,0 млрд долларов и первую строчку рейтинга среди богатейших людей России  по версии Forbes Образование: Окончил в 1983 году коммерческое отделение факультета Международных экономических отношений (МЭО) МГИМО МИД СССР по специальности «экономист-международник со знанием иностранного языка»...ТО  ЕСТЬ, ИМЕЕТ  - ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ !!!

 

            И  что ...   после  этих  фактов, приведенных мной выше ...эта ...  Карнавал ...  там ещё ... лапочет... насчет бесполезности высшего ( и любого) образования  ???

Profile picture for user sergey-ka
4535
sergey-ka

Так и есть. Впрочем этот славный период будут вспоминать веками и вспоминать будут нехорошими словами.

Profile picture for user Vce.pod.nebecami
1685
Vce.pod.nebecami

Оболденный материал. Правда жизни. ФорПост браво!

Profile picture for user ulogin_mailru_16217695266361928753
114
Василий Миронов

to Vce.pod.nebecami:  Первоисточник сильнее и страшнее, но надо набраться воли посмотреть все: "Последний звонок"

1 серия https://www.youtube.com/watch?v=h9BMlaPRyhc

2 серия https://www.youtube.com/watch?v=-a5bS0aCbEs

Profile picture for user UINSHEDOW
2680
UINSHEDOW

Социальных лифтов практически нет.

Profile picture for user Инженер
1710
Инженер

Дети смотрят на своих родителей. Те родители, которые состоятельны способны дать старт своему чаду и как следствие, учеба для селебрити вторична. Дети же не преуспевших граждан тоже проницательны и понимают, что образование даёт базовые и даже глубокие знания, но не является гарантией финансового успеха. Этому не учат. Потому и возникает такая проблема.

Profile picture for user ulogin_google_108003169271595927971
166
klitus

Наблюдая за жизнью довольных дегенератов из тик-тока, дети совершенно справедливо считают, что сами ничуть не хуже. Даже у меня, наивного миллениала, уже практически пропало желание соблюдать какие-то приличия в этой гнилой игре, что раскинул передо мной капитализм. У следующих поколений оно никогда и не возникало. Будущего нет, мы несёмся в средневековье. У-ху! Не стоит винить ребят за то, что хотят делать это весело.

P.S. Горячо рекомендую пересмотреть х/ф Идиократия (2006), который оказался пророческим.

 

to UINSHEDOW:  

Социальных лифтов практически нет.

Зато социальный мусоропровод работает как надо!

Profile picture for user kostoprav
6245
kostoprav

Все правильно они думают, с оглядкой на реалии. Наступила эра "папиков", проституток и блохеров

Profile picture for user Левентик
547
Левентик

Образованными управлять труднее, чем стадом ДБ. Главное заранее  флажки развесить, зарегулировать ВСЁ, известить о вражеском окружении. Это пока "цветочки". 

Profile picture for user Клара Захаровна
889
Клара Захаровна

"Не хочу учиться, а хочу жениться!"  shocking

Profile picture for user Клара Захаровна
889
Клара Захаровна

Не видела по телевизору рекламы "Хочешь заработать – учись, получай образование, иди на предприятие", а слышала только: "Хочешь поднять бабла - кАзино три топора". hysterical

Profile picture for user Пилигрим
212
Пилигрим

По мне пусть каждый выбирает дорогу для себя. А потом уже разгребает последствия своего выбора. Это по крайней мере справедливо.

Profile picture for user ulogin_vkontakte_256490627
1
Ol Stepanov

Чего и следовало ожидать. Детей десятилетие уже учат не созидать, а выкручиваться. Пора бы же одуматься и встать на путь технократии. Если бы управление доверили технократам, то нас ждала взрывная экономика и развитие

Главное за день

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
2022

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
10
2940

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
5197