Цены на подержанные авто рухнули. Так, по данным аналитиков, машины 2014 года выпуска, за которые еще в марте просили миллион рублей, уже сегодня стоят 600-700 тысяч. О том, почему на вторичном рынке дешевеют автомобили, — в материале ForPost.
Почему дешевеют?
В начале февраля произошёл резкий скачок цен на машины как на первичном, так и на вторичном рынке. Из-за повышения стоимости доллара автомобили, которые раньше стоили 1,5 млн рублей (50 тыс. долларов), скакнули до 3 млн рублей и тем самым попали в категорию роскошных. Подробнее об этом читайте в материале «Шок на вторичном рынке авто: как подержанные машины стали роскошью».
Ситуация кардинальным образом изменилась в апреле.
«Февральское и мартовское повышение цен было связано с ожиданиями людей. Они верили в худшее, поэтому свои финансовые риски закладывали в стоимость автомобилей. Сейчас плохие ожидания сменились на умеренные. Автовладельцы готовы немного снизить цены», — сказал ForPost генеральный директор центра автомобильной безопасности «Autosecurity» Михаил Степанов.
Ещё одна причина снижения цен — отсутствие спроса. По данным президента Федерации автовладельцев России в Свердловской области, автоэксперта Кирилла Форманчука, продажи «встали» из-за выжидающей позиции покупателей. Они больше не бегут сломя голову за б/у машинами.
«Некоторые надеются, что ещё смогут купить новую машину, что сегодня-завтра санкции снимут и всё будет хорошо. Поэтому люди не спешат на вторичный рынок. Как только покупатели поймут, что им не видать новых машин, спрос повысится и цены на «вторичке» снова поползут вверх», — сказал ForPost Форманчук.
Когда спрос и предложение порознь
Роста продаж б/у машин в России не наблюдается не только из-за низкого спроса, но и из-за разного подхода к формированию цен.
Один продавец ориентируется на стоимость новых машин, которые сейчас в дефиците, и повышает ценник. Другой, напротив, на фоне падения спроса снижает стоимость. В результате разница в цене одной и той же модели может достигать 50%.
В качестве примера эксперты привели Volkswagen Polo 2017 года, который может стоить 700 тыс. рублей по низу и 1,3 млн по верху рынка. Когда продавец хочет продать Polo, он смотрит объявления и выставляет цену в 1,3 млн рублей. Покупатель, имея на руках 700 тыс. рублей, ностальгирует по временам, когда за эти деньги мог купить Polo 17-го года, и не готов переплачивать. Поэтому продавцы и покупатели расходятся как в море корабли.
«Такую ситуацию мы будем наблюдать недолго. Люди больше не находятся в состоянии «купить быстро». Рынок подстраивается под потребительский спрос. Поэтому ситуация выравнивается», — сказал ForPost эксперт по городскому транспорту Роберт Ян.
Читайте также: Берегись автомобиля: повторит ли российский авторынок судьбу кубинского
Какие авто станут роскошью?
По словам Яна, цены на «вторичке» упали не на все авто. Часть из них, наоброт, подорожала. Так, в цене заметно прибавили автомобили, выпущенные на заводе «Рено Россия». Напомним, Renault принял решение закрыть московский автомобильный завод. Столичная мэрия забирает его на баланс города. Московские власти планируют возобновить выпуск «Москвичей». Подробнее об этом в материале «Россияне пересядут с Renault на «Москвич» от Собянина»
«Renault ушёл, запчастей нет, а спрос на машины высокий, так как они находятся в среднем и низком ценовом диапазоне. Поэтому эта линейка авто дорожает», — сказал Ян.
Также на «вторичке» дорожают бюджетные автомобили, снятые с производства. По данным Яна, больше не будет выпускаться LADA Largus Cross из-за отсутствия на неё импортных комплектующих. Непонятна судьба и модели Duster. Планировалось, что производство автомобилей этой марки перенесут с завода «Рено Россия» на АвтоВАЗа в Тольятти. Однако директор производства шасси АвтоВАЗа Аркадий Глазунов сообщил, что пока никаких действий по началу переноса не предпринималось.
«Всё это отдаленная перспектива, требующая солидных финансовых и технологических затрат, и не факт, что это вообще произойдет», — приводит Avtograd News слова Глазунова.
Запуск новой модели осложняют и санкции, так что это может растянуться на годы.
Читайте также: Назван предел ожидаемого роста цен на авто
Что дальше?
Эксперт по городскому транспорту Роберт Ян уверен: к концу года на вторичном автомобильном рынке ситуация вновь изменится. Многие марки авто станут ещё дешевле. «Вторичка» более-менее стабилизируется только в следующем году — весной 2023 года, когда, по заверениям властей, будут отлажены производственные цепочки на действующих автомобильных заводах. Появление новых автомобилей положительно скажется и на стоимости б/у машин.
«Сейчас налаживаются поставки запчастей с Малайзии, Турции, Ирана. С этими странами идут переговоры. От их результата зависит наполнение нашего рынка. Чем выше конкуренция, тем больше возможностей для предложений. Поэтому цены стабилизируются. Это неизбежно», — сказал Ян.
Автоэксперт Кирилл Форманчук немного скорректировал этот оптимистичный прогноз. По его данным, автомобили больше никогда не будут стоить так же, как два-три года назад. Дефицит на некоторые модели сохранится.
«Автомобили дорожают во всём мире. Рост связан с глобальными изменениями в мировой экономики. Как раньше, уже не будет. Мы живем в условиях дефицита. Невозможно ввезти как новые автомобили, так и б/у. Пока будет дефицит, машины дешевле не станут», — резюмировал собеседник ForPost.
Читайте также: Как крымчане покупают автомобили в США
Роберт Вочовский
Обсуждение (1)
на что?
на еду еле хватает, сахар по семьдесят чего, только стоит... а сейчас ещё тарифы на жкх вырастут (летом).