Нестабильность курса рубля и санкции в отношении России ожидаемо негативно отразились на отечественном авторынке. Крымчанам, которые планировали приобрести авто, пришлось на неопределённое время отказаться от этой идеи, ведь цены на машины резко пошли вверх. Впрочем, есть и те, кто решил не дожидаться лучших времён и начал заказывать машины прямиком из США.
Крымский филиал компании, которая занимается экспортом автомобилей из Америки, работает на полуострове легально и уже давно, рассказал ForPost руководитель местного отделения Максим (имя изменено по понятным причинам).
По его словам, фирма представлена на территории как России, так и стран СНГ. Работают строго под заказ: заключают договор с покупателем, с учётом индивидуальных пожеланий клиента подбирают машину в штатах, а затем доставляют в Россию и оформляют её в Крыму. После оплаты автомобиль морскими контейнерными перевозками доставляется в ближайший порт.
Как рассказал Максим, в штатах цены на автомобили не выросли, но покупателю стоит учитывать, что приобретать машину придётся в долларах.
«Мы можем привести не только автомобиль американской марки, но любой, который имеется на рынке в США. И если он раньше стоил, к примеру 30 тысяч долларов, то цена осталась прежней», — подчеркнул наш собеседник.
Фирма не работает с машинами старше пяти лет. Исключение составляют ретро автомобили, которые не всем по карману. Можно приобрести и б/у, и абсолютно новый транспорт.
«Такие машины можно купить на аукционе, потому что на них есть незначительные повреждения. Однако специалисты проводят экспертную оценку прямо на месте и, удостоверившись в исправности техники, отправляют её заказчику», — пояснил Максим.
Недоверие к американскому
По словам руководителя филиала, санкции не затронули работу предприятия. Единственная преграда — психология самих покупателей. Некоторые крымчане опасаются приобретать машину в Америке. Да и вообще относятся к такой затее предвзято. Другие же просто не верят, что такое возможно на подсанкционном полуострове.
«Нельзя сказать, что спрос ажиотажный, но и недостатка в покупателях нет. В основном это люди, знакомые с ситуацией, с бизнесом и постоянные клиенты», — заметил наш собеседник.
Русская предприимчивость уложила «на лопатки» американские санкции.
До начала военной спецоперации на Украине около 40% автомобилей с американских аукционов отправлялось именно туда, добавляет Максим. Доставка в соседнее государство, как и в Крым, занимала 2,5-3 месяца. Сейчас этот процесс приостановлен.
Перспективы китайских производителей
Тем временем часть зарубежных автокомпаний уже объявила о приостановке поставок новых машин в Россию. Остальные производители, в том числе и отечественные, заложили в стоимость моделей все возможные риски и убытки, связанные с курсовой разницей валют и перебоями в поставках. Об этом ForPost рассказали аналитики специализированного сервиса Avto.ru.
Так, с 1 марта ценники на все модели обновил АвтоВАЗ. Заметнее всего, по сравнению с февралем 2022 года, подорожала модель «Лада Веста»: сейчас её стоимость превысила миллион рублей, хотя ещё в прошлом месяце машину можно было купить за 862,9 тысячи рублей.
Резко подняли цены на автомобили и в компании Toyota.
«Отдельные модели подорожали в линейке у ещё нескольких производителей. Автомобили BMW X1 из наличия в марте предлагают по цене от 3 109 000 рублей, при этом в феврале они стоили от 2 830 000 рублей. В марте повысил цены и Lexus, практически на все модели», — сравнили ценники специалисты Avto.ru.
Автомобильный эксперт и руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев уверен, что пока не появится понимание санкций и их влияния на рынок, курс рубля и размер ставки автокредитов, точные прогнозы по ценам сделать просто невозможно.
«В текущих условиях перспективы есть у китайских производителей, которые готовы инвестировать в Россию и менее подвержены санкциям. Однако на вторичном рынке цены продолжат расти», — считает эксперт.
Впрочем, нынешние колебания всего лишь продолжение той ситуации, которую эксперты наблюдали на рынке с самого начала года. Как писал ForPost ещё в середине января, крымский автомобильный рынок стабильно сталкивается с несколькими проблемами: дороговизной новых машин и крайне скудным выбором на вторичном рынке автомобилей.
Марина Байдукова
Фото: pixabay.com