Российские журналисты разоблачили маркетплейсы, которые обещали грандиозную распродажу 11 ноября. Как выяснил интернет-журнал HI-Tech. Mail, в «скидочный день» стоимость некоторых товаров выросла на тысячу и более рублей.
Так, например, смартфон Xiaomi 11.11 продавали якобы со скидкой. На деле он подорожал на 500 рублей.
Ещё одна несуществующая скидка была применена к смарт-часам. В карточке товара сказано, что в день «грандиозных» скидок этот товар стал дешевле. На самом деле 11.11 цена на него выросла на 1100 рублей.
Подорожала в день скидок и мультиварка Redmond. На Wildberries её продавали за 24 637 рублей. На «Мегамаркете» (товар не участвует в акции 11.11) её отпускали по цене в 19 640 рублей. Розничная цена мультиварки у ритейлеров была 19 999 рублей.
«В итоге акционный товар стоит даже дороже, чем у официальных магазинов и на других маркетплейсах без пометки 11.11», — отметили в интернет-журнале.
Жалуются на обман и некоторые пользователи Дзен:
«Хотели купить «Санокс» для чистки раковин (он стоил около 60-80₽). На маркетплейсах предлагают по 250-450 рублей. Пишут, что первоначальная цена 800-1000₽?! Где совесть продавцов?».
Авторы журналистского расследования отмечают: за несколько дней до распродажи на маркетплейсах товары начинают дорожать. В день скидок цена чуть опускается. По факту товар всё равно стоит дороже, чем до запуска аттракциона неслыханной щедрости.
«Зачастую выгодные цены скрываются там, где не проходит никаких акций. И наоборот, товары с громкими заголовками «лучшая цена», «дешевле нет», «успейте купить» и т. п. оказываются переплатой за воздух», — отмечают авторы.
Они советуют потратить время на:
- изучение отзывов и рейтинга продавца;
- проверку истории цены на товар;
- сравнение цен в разных магазинах.
На кого подавать в суд?
Почётный адвокат России Евгений Харламов, изучив ситуацию с так называемыми скидками, нашёл основание для подачи искового заявления в суд.
«Это прямое нарушение прав потребителей. Это как минимум недобросовестная конкуренция. Если скидки липовые системно, повсюду, то речь может идти и о мошенничестве. Продавцы на маркетплейсах пользуются доверием простых граждан, обещают с три короба, а в итоге человек остаётся в минусе. Что это, простите меня, если не мошенничество?» — сказал ForPost Харламов.
Прежде чем идти в суд, он советует внимательно изучить договоры, которые маркетплейс заключает с продавцами.
Сначала нужно точно определить степень вины каждого участника рынка и только затем отстаивать своё право в суде, советует наш собеседник:
«Владелец маркетплейса должен чётко понимать, какой товар ему предлагают выставить, по какой цене. На мой взгляд, с него не снимается ответственность за размещение заведомо незаконной рекламы, предложений. Не стоит забывать о том, что суд [в качестве ответчика] может привлечь и третье лицо».
Он добавил, что прецеденты такие уже были.
Об одном из них не так давно писал ForPost: суд встал на сторону жителя Подмосковья, который поверил рекламе и купил на одном из маркетплейсов три новых ноутбука MacBook Pro 14 за 1107 рублей при их рыночной стоимости в 600 тысяч рублей.
Продавец не хотел отдавать товар по «жирной» скидке: да, реклама была неудачной, но стоит ли верить «завлекалову»? На рынке один такой ноутбук стоит от 140 до 320 тысяч рублей.
«Сначала изучите цены, а затем уже кликайте на карточку товара с завлекательной рекламой», — заявляли ответчики в суде.
Однако суд признал сделку добросовестной и состоявшейся, ноутбуки достались настойчивому покупателю.
Евгений Харламов отметил, что в коллегии адвокатов «активно обсуждали этот судебный спор»:
«Все как один сказали: «Парень прав, что обратился в суд. Только нас позволено разводить? Рекламодателей тоже нужно ставить на место в рамках закона». В общем, если чётко написано, что скидка есть, а товар продают по завышенной стоимости, нужно судиться».
Почему так мало исков?
Такое решение суда — исключение из правил, уверен председатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.
«Да, за недобросовестную рекламу предусмотрена ответственность. Однако для того, чтобы реализовать эту норму закона, нужно постараться — это крайне сложный процесс. Потребителю самому вряд ли под силу во всём разобраться. Доказательная база достаточно сложная. Я очень надеюсь, что законодатели устранят этот пробел и вся та реклама, которая обманывает потребителей, вводит в заблуждение, будет запрещена. Пока такой рекламы большинство», — сказал ForPost Егармин.
Евгений Харламов считает, что на помощь гражданам может прийти прокуратура. Он напомнил, что публикацию в СМИ надзорный орган должен рассматривать как официальное обращение в правоохранительные органы.
С журналистскими материалами «уже хорошо работает глава СК Александр Бастрыкин», напомнил почётный адвокат России. Он надеется, что прокуроры «последуют этому примеру» и «наведут порядок с рекламой на маркетплейсах».
Егармин считает, что параллельно нужно решать проблему с мерой ответственности торговых онлайн-площадок.
«С маркетплейсами давнишняя проблема. Они сравнивают себя с доской объявлений: «Идите к тому, кто это написал. Мы просто объявления размещаем». При этом существующие финансово-экономические модели говорят нам о том, что маркетплейс — полноценный магазин. Люди обращаются не к продавцам, контакты которых не найти, а к большому маркетплейсу, который собрал себе уже определённую аудиторию. Следовательно, эти онлайн-площадки должны нести ответственность, в том числе за незаконную рекламу и обман потребителей», — считает Егармин.
Напомним, в начале года в Госдуму был внесён законопроект, в котором прописаны отношения между правообладателями маркетплейсов, продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов.
Подробнее о законопроекте и других инициативах по регулированию деятельности маркетплейсов можно прочитать здесь.
Роберт Вочовский
Обсуждение (2)
Сколько лет уже существует в РФ этот лохотрон чёрной пятницы и постоянно находятся лохи.
Некоторых жизнь ничему не учит.
Что мешает "простым гражданам" потратить лишний час и проверить цену на заинтересовавший товар? Мы покупаем все возможное в интернет-магазинах с 2001 года. И я точно знаю, что если не полениться и поискать, обязательно найдешь тот же товар дешевле. А все эти черные пятницы, субботы и т.д. рассчитаны на людей, не умеющих просчитывать хотя бы на шаг вперед. Товары на всех мапркетплейсах одни и те же. Они же и в интернет-магазинах. Если мне нужно что-то купить из бытовой техники или электроники, я сначала читаю обзор по теме, выбираю оптимальную для нас марку и модель, а потом ищу этот товар в интернет-магазинах и на маркетплейсах. Иногда ищу не один день. Холодильник искала дня три, стиралку выбирала неделю, робот- мойщик окон - два дня. Никакого НПА маркетплейсы не нарушили. Цена указана. Заказ делается добровольно. От получения товара можно в ПВЗ отказаться. Мошенничество - совсем другое.
"...«Это прямое нарушение прав потребителей. Это, как минимум, недобросовестная конкуренция. Если скидки липовые системно, повсюду, то речь может идти и о мошенничестве. Продавцы на маркетплейсах пользуются доверием простых граждан, обещают три короба, а в итоге человек остаётся в минусе. Что это, простите меня, если не мошенничество?» — сказал ForPost Харламов....".