Россия

Покупателей развели на скидках «11. 11» — можно ли засудить маркетплейсы?

Вместо скидок на распродаже «11.11» некоторые товары значительно приросли в цене.

Фото:
сгенерировано нейросетью Midjournei

Российские журналисты разоблачили маркетплейсы, которые обещали грандиозную распродажу 11 ноября. Как выяснил интернет-журнал HI-Tech. Mail, в «скидочный день» стоимость некоторых товаров выросла на тысячу и более рублей.

Так, например, смартфон Xiaomi 11.11 продавали якобы со скидкой. На деле он подорожал на 500 рублей.

Ещё одна несуществующая скидка была применена к смарт-часам. В карточке товара сказано, что в день «грандиозных» скидок этот товар стал дешевле. На самом деле 11.11 цена на него выросла на 1100 рублей.

Подорожала в день скидок и мультиварка Redmond. На Wildberries её продавали за 24 637 рублей. На «Мегамаркете» (товар не участвует в акции 11.11) её отпускали по цене в 19 640 рублей. Розничная цена мультиварки у ритейлеров была 19 999 рублей.


«В итоге акционный товар стоит даже дороже, чем у официальных магазинов и на других маркетплейсах без пометки 11.11», — отметили в интернет-журнале.

Жалуются на обман и некоторые пользователи Дзен:

«Хотели купить «Санокс» для чистки раковин (он стоил около 60-80₽). На маркетплейсах предлагают по 250-450 рублей. Пишут, что первоначальная цена 800-1000₽?! Где совесть продавцов?».

Авторы журналистского расследования отмечают: за несколько дней до распродажи на маркетплейсах товары начинают дорожать. В день скидок цена чуть опускается. По факту товар всё равно стоит дороже, чем до запуска аттракциона неслыханной щедрости.

«Зачастую выгодные цены скрываются там, где не проходит никаких акций. И наоборот, товары с громкими заголовками «лучшая цена», «дешевле нет», «успейте купить» и т. п. оказываются переплатой за воздух», — отмечают авторы.

Они советуют потратить время на:

  • изучение отзывов и рейтинга продавца;
  • проверку истории цены на товар;
  • сравнение цен в разных магазинах.

На кого подавать в суд?

Почётный адвокат России Евгений Харламов, изучив ситуацию с так называемыми скидками, нашёл основание для подачи искового заявления в суд.

«Это прямое нарушение прав потребителей. Это как минимум недобросовестная конкуренция. Если скидки липовые системно, повсюду, то речь может идти и о мошенничестве. Продавцы на маркетплейсах пользуются доверием простых граждан, обещают с три короба, а в итоге человек остаётся в минусе. Что это, простите меня, если не мошенничество?» — сказал ForPost Харламов.

Прежде чем идти в суд, он советует внимательно изучить договоры, которые маркетплейс заключает с продавцами.

Сначала нужно точно определить степень вины каждого участника рынка и только затем отстаивать своё право в суде, советует наш собеседник:

«Владелец маркетплейса должен чётко понимать, какой товар ему предлагают выставить, по какой цене. На мой взгляд, с него не снимается ответственность за размещение заведомо незаконной рекламы, предложений. Не стоит забывать о том, что суд [в качестве ответчика] может привлечь и третье лицо».

Он добавил, что прецеденты такие уже были.

Об одном из них не так давно писал ForPost: суд встал на сторону жителя Подмосковья, который поверил рекламе и купил на одном из маркетплейсов три новых ноутбука MacBook Pro 14 за 1107 рублей при их рыночной стоимости в 600 тысяч рублей.

Продавец не хотел отдавать товар по «жирной» скидке: да, реклама была неудачной, но стоит ли верить «завлекалову»? На рынке один такой ноутбук стоит от 140 до 320 тысяч рублей.

«Сначала изучите цены, а затем уже кликайте на карточку товара с завлекательной рекламой», — заявляли ответчики в суде.

Однако суд признал сделку добросовестной и состоявшейся, ноутбуки достались настойчивому покупателю.

Евгений Харламов отметил, что в коллегии адвокатов «активно обсуждали этот судебный спор»:

«Все как один сказали: «Парень прав, что обратился в суд. Только нас позволено разводить? Рекламодателей тоже нужно ставить на место в рамках закона». В общем, если чётко написано, что скидка есть, а товар продают по завышенной стоимости, нужно судиться».

Почему так мало исков?

Такое решение суда — исключение из правил, уверен председатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.

«Да, за недобросовестную рекламу предусмотрена ответственность. Однако для того, чтобы реализовать эту норму закона, нужно постараться — это крайне сложный процесс. Потребителю самому вряд ли под силу во всём разобраться. Доказательная база достаточно сложная. Я очень надеюсь, что законодатели устранят этот пробел и вся та реклама, которая обманывает потребителей, вводит в заблуждение, будет запрещена. Пока такой рекламы большинство», — сказал ForPost Егармин.

Евгений Харламов считает, что на помощь гражданам может прийти прокуратура. Он напомнил, что публикацию в СМИ надзорный орган должен рассматривать как официальное обращение в правоохранительные органы.

С журналистскими материалами «уже хорошо работает глава СК Александр Бастрыкин», напомнил почётный адвокат России. Он надеется, что прокуроры «последуют этому примеру» и «наведут порядок с рекламой на маркетплейсах».

Егармин считает, что параллельно нужно решать проблему с мерой ответственности торговых онлайн-площадок.

«С маркетплейсами давнишняя проблема. Они сравнивают себя с доской объявлений: «Идите к тому, кто это написал. Мы просто объявления размещаем». При этом существующие финансово-экономические модели говорят нам о том, что маркетплейс — полноценный магазин. Люди обращаются не к продавцам, контакты которых не найти, а к большому маркетплейсу, который собрал себе уже определённую аудиторию. Следовательно, эти онлайн-площадки должны нести ответственность, в том числе за незаконную рекламу и обман потребителей», — считает Егармин.

Напомним, в начале года в Госдуму был внесён законопроект, в котором прописаны отношения между правообладателями маркетплейсов, продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов.

Подробнее о законопроекте и других инициативах по регулированию деятельности маркетплейсов можно прочитать здесь.

Роберт Вочовский

1879
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (1 голос)

Обсуждение (2)

Profile picture for user val.prasolov
6564
val.prasolov

Сколько лет уже существует в РФ этот лохотрон чёрной пятницы и постоянно находятся лохи.

Некоторых жизнь ничему не учит.

Profile picture for user еще одна мама школьников
4989
еще одна мама …

Что  мешает "простым гражданам" потратить лишний час и проверить цену на заинтересовавший товар? Мы покупаем все возможное в интернет-магазинах с 2001 года. И я точно знаю, что если не полениться и поискать, обязательно найдешь тот же товар дешевле. А все эти черные пятницы, субботы и т.д. рассчитаны на людей, не умеющих просчитывать хотя бы на шаг вперед. Товары на всех мапркетплейсах одни и те же. Они же и в интернет-магазинах. Если мне нужно что-то купить из бытовой техники или электроники, я сначала читаю обзор по теме, выбираю оптимальную для нас марку и модель, а потом ищу этот товар в интернет-магазинах и на маркетплейсах. Иногда ищу не один день. Холодильник искала дня три, стиралку выбирала неделю, робот- мойщик окон - два дня.  Никакого НПА маркетплейсы не нарушили. Цена указана. Заказ делается добровольно. От получения товара можно в ПВЗ отказаться. Мошенничество - совсем другое. 

"...«Это прямое нарушение прав потребителей. Это, как минимум, недобросовестная конкуренция. Если скидки липовые системно, повсюду, то речь может идти и о мошенничестве. Продавцы на маркетплейсах пользуются доверием простых граждан, обещают три короба, а в итоге человек остаётся в минусе. Что это, простите меня, если не мошенничество?» — сказал ForPost Харламов....".

Главное за день

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
4
1355

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
9
2637

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
4950

Как власти планируют избавить севастопольцев от пробки на новой развязке

Вице-губернатор пообещал впредь прислушиваться к мнению горожан, но призвал не надевать «розовые очки».
13:00
34
4040