К 2027 году прибрежные города Крыма могут стать пунктами назначения для водного пассажирского транспорта, идущего от Ростова-на-Дону. Амбициозные планы предложили в Министерстве транспорта Ростовской области в рамках развития сферы пассажирских перевозок на судах смешанного плавания.
Изначально речь шла о завершении «первого этапа возобновления пассажирских перевозок» по Дону. На данный момент речной транспорт, представленный двумя пассажирскими судами «Валдай 45Р» на подводных крыльях, обслуживает два направления — Ростов-на-Дону — Азов и Ростов-на-Дону — Семикаракорск. По данным, опубликованным на официальном сайте областного министерства, с весны 2024 года речные суда выполнили 1200 рейсов и перевезли 18 тысяч пассажиров.
Весной следующего года транспортный состав расширится. Как сообщил глава ведомства Виталий Кушнарёв, область получит ещё одно судно «Метеор 120 Р», способное вмещать до 120 пассажиров. Его также планируется использовать для речных направлений до Волгоградской области.
А вот в рамках второго этапа правительство Ростовской области намерено расширить не только флот, но и географию перевозок, дойдя до Черноморского региона. Речь, в частности, идёт об обслуживании морских линий до Мариуполя и Анапы, а также до Керчи и Ялты, отметили в ростовском минтрансе. Для этого к 2027 году ведомство планирует получить два судна на подводных крыльях морского класса «Метеор М».
«Сегодня это не совсем транспорт, это ещё и туризм. Люди, когда движутся по Дону, видят красоты нашего края. То, что возобновлены водные пассажирские перевозки, людям нравится. За билетами постоянные очереди. И мы получаем хорошие отклики», — отметил губернатор Ростовской области Василий Голубев, впрочем, признав, что на сегодня в регионе «и половины ещё не сделали из того, что задумали».
Подобные проекты морского пассажирского сообщения обсуждаются уже впервые. Однако пока добиться стабильного сообщения не удалось даже между городами Крымского полуострова. Напомним, сообщение по морю между Ялтой и Севастополем было открыто в 2018 году, когда на полуостров поставили судно на подводных крыльях «Комета 120 М». На торжественном запуске пассажирского сообщения летом 2018 года присутствовал даже возглавлявший тогда правительство России Дмитрий Медведев.
Летом 2020 года рейсы крымской «Кометы» были приостановлены «по техническим причинам» и возобновились только в 2021 году. Тогда же возглавлявший на тот момент Министерство промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявлял, что с помощью «Комет» правительство намерено связать по морю Севастополь и Сочи.
Однако до реализации этих планов дело так и не дошло, несмотря на то, что до конца года на судостроительном заводе «Море» в Феодосии планировали достроить и спустить на воду ещё два таких судна. В мае 2022 года, уже после начала специальной военной операции, официальный оператор морских пассажирских перевозок анонсировал возобновление навигации между Ялтой и Севастополем с 1 июня. Этим дело и ограничилось.
С тех пор, согласно информации на сайте официального оператора продажи билетом для проезда на «Комете», судно осуществляет навигацию только на линии Сочи – Анапа – Геленджик. Однако сегодня там же сообщается, что по техническим причинам «Комета» досрочно прекратила навигацию.
Вместе с тем, как сообщал ForPost в конце сентября 2024 года, новое скоростное пассажирское судно на подводных крыльях этого проекта, названное в честь лётчика-космонавта Павла Поповича, успешно прошло испытания и получило разрешение на эксплуатацию.
Кроме того в 2023 году тогдашний замминистра транспорта Республики Крым Дмитрий Горб заявлял, что в течение года для обеспечения морских пассажирских перевозок между крымскими городами будут введены четыре пассажирских судна, каждое вместимостью 200 человек. Однако воплощение планов, как сразу предупредили крымские чиновники, столкнулось в первую очередь с тем, что принимать пассажирские суда не готов ни один портопункт в республике. Тогда же на заседании профильного комитета Госсовета крымские парламентарии признали, что своими силами «реанимировать» отрасль морского судоходства, что пассажирского, что грузового, у региона не получится.
Фото: Наталия Назарук|ForPost
Обсуждение (3)
Отличный проект !
Т.е. в среднем 15 пассажиров за рейс? Однако.
Вообще-то, согласно географии, должно быть "Сочи - Геленджик - Анапа", а обратно - "Анапа - Геленджик - Сочи".