Четыре судна вместимостью до 200 человек планируется запустить в этом году для перевозки пассажиров морем вдоль побережья Крыма. Спасёт ли это традиционную для Крыма отрасль и в каком она сейчас находится состоянии, обсудили на недавнем заседании комитета Госсовета республики по строительству, транспорту и топливно-энергетическому комплексу.
Грузы или пассажиры?
В 2022 году порты Керчь и Феодосия были переданы в федеральную собственность. На балансе ГУП «Крымские морские порты» (КМП) остались лишь порты в Евпатории и Ялте, напомнил замминистра транспорта республики Дмитрий Горб.
«Функциональное их назначение (Евпаторийского и Ялтинского портов — Прим.) традиционно сложившееся, — сообщил чиновник. — Ялта у нас будет заниматься пассажирскими перевозками. В целях реализации этого мы в этом году вводим четыре пассажирских судна для обеспечения перевозок из порта Ялта. Каждое судно вместимостью 200 человек».
Правда, где будут швартоваться эти суда, непонятно. По словам директора по общим вопросам КМП Сергея Зырянова, «ни одного портопункта у нас не готово». Впрочем, если федеральное правительство выделит финансирование, то крымские портовики готовы принимать пассажиров на понтонных причалах.
Читайте по теме: Что стоит за новым рецептом спасения крымских портов
Что касается порта на западе полуострова, то он «технически более предназначен для того, чтобы производить перевалку грузов». Там сегодня, по словам Горба, идёт перевалка песка и зерна. Между тем, как уточнил Зырянов, песок переваливают на Донузлаве, а Евпаторийский порт «вообще стоит».
Во многом это происходит из-за западных санкций и потенциальной угрозы под них попасть. Как объяснили спикеры, не спешат заходить в крымские порты не только иностранные, но даже свои отечественные грузовые суда: их капитаны и судовладельцы опасаются, что после визита в Крым для них окажутся закрытыми все международные порты.
У всех крымских портов одна большая проблема — санкции.
Можно было бы наладить взаимодействие между новыми и непризнанными регионами, но беда в том, что своего торгового флота в Крыму практически не осталось.
«Есть крайняя потребность в том, чтобы иметь в наличии сухогрузы. На сегодня [у нас есть] два судна — «Пётр Лидов» и «Порт Керчь», которые находятся в состоянии, пока невозможном для этой работы», — уточнил Горб.
Читайте по теме: В Чёрном море сухогруз переломило пополам штормом
По его данным, сейчас КМП определяет «всё неликвидное имущество». Это делается для того, чтобы восстановить «если не два, то по крайней мере одно судоходное морское судно». Ликвидное имущество задействуют в перевалке грузов.
Запасной путь
Между тем Крыму остро не хватает морских перевозок, напомнил председатель комитета Госсовета по строительству, транспорту, топливно-энергетическому комплексу Валерий Коваленко.
«Мы не раз поднимали вопрос о том, чтобы обеспечение Крыма морским путём было поставлено на должную высоту, потому что после Нового года мы столкнулись с нехваткой некоторых видов бензина на заправках. Не дай бог, что-то изменится, можем столкнуться и с тем, что может продуктов не хватать», — заявил парламентарий.
Коллегу поддержал его заместитель Валерий Аксёнов.
«У нас сегодня война <…>. Случись что, мягко говоря, нам убежать не на чем. Бежать никто не собирается, но факт остается фактом», — уточнил народный избранник.
Однако своими силами реанимировать погибающую отрасль у Крыма не получится. Требуется помощь Москвы: нужна «нормальная федеральная целевая программа по развитию торгового пассажирского флота в Крыму, в акватории Чёрного и Азовского морей», обобщил Сергей Зырянов.
О возрождении пассажирского судоходства крымские чиновники мечтают уже не первый год.
При этом Аксёнов напомнил о том, что подобные обсуждения возникают не первый год, однако конкретных шагов пока предпринимается немного.
«В Крыму и Краснодарском крае отсутствуют все виды морских перевозок. Министерство транспорта практически ничего не делало для того, чтобы обратиться к правительству РФ [о том, чтобы] выработать программу строительства судов. <…> Мы будем каждый год говорить об одном и том же. Нам нужна программа общероссийская, вместе с Краснодарским краем», — подчеркнул зампредседателя профильного комитета Госсовета.
За решение перейти поскорее от слов к делу и проголосовало большинство собравшихся.
Впрочем, насколько эффективным окажется федеральное участие, покажет время. Пока, как писал ForPost, все крымские порты завалены судебными исками. По мнению некоторых экспертов, отрасль может целенаправленно уничтожаться в интересах возможных девелоперов.
Пелагея Попова
Фото: Наталия Назарук|ForPost
Обсуждение (2)
Разме может быть другое мнение!? Для этого надо было 9 лет, чтобы понять! Хотя, наверное, не все ещё "поняли" и делают вид с умным лицом...
Крымские и Севастопольские чиновники уже реализовали систему ограбления пассажиров на автобусных маршрутах. По Крымавтотрансу до 5 млрд руб в год... Право грабить "освятили" Гагаринский, Севастопольский и 4 Кассационный "суды".
Как "распилят" грабеж моря, так и пойдут морские перевозки...