Завершена техническая часть расследования катастрофы Ту-154Б-2 Минобороны, рухнувшего в Черное море 25 декабря 2016 года после взлета из аэропорта Адлера, сообщает "Коммерсантъ". Эксперты пришли к выводу, что самолет вообще не падал, а сел на воду в контролируемом полете под управлением командира экипажа Романа Волкова. Теперь причину странного поведения летчика ищут в Минобороны: там изучают медицинскую карту погибшего пилота и результаты прохождения им психологических тестов, опрашивают инструкторов, учивших майора летать, а также выясняют, правильно ли был организован отдых экипажа перед рейсом.
Версия об ошибке экипажа стала основной в расследовании уже через несколько дней после катастрофы: следовавший в Сирию Ту-154 не падал и не пикировал после взлета. В Межгосударственном авиационном комитете черный ящик самолета отремонтировали, заменив изношенные детали, получили с него необходимую информацию, а затем синхронизировали параметры полета с переговорами летчиков, которые, в свою очередь, были записаны на речевой магнитофон. Итогом работы МАК стала так называемая 3D-модель последнего полета Ту-154 - видеореконструкция движения машины в пространстве с наложенными на нее цифрами, отражающими высоту полета, скорость, режим работы двигателей и пр., а также с описанием всех произнесенных при этом слов и действий летчиков. Выводы по этим материалам делали уже эксперты военной технической комиссии.
По данным близкого к комиссии источника "Коммерсанта", выводы оказались "шокирующими". Самолет, как выяснилось, взлетел в штатном режиме. Примерно через минуту после отрыва от земли Ту-154 набрал высоту около 250 м и скорость 360-370 км/ч, а сразу после этого на борту, как выразился собеседник газеты, стала "стремительно развиваться нештатная ситуация". Управляющий пилот, который должен был дальше набирать высоту, фактически перевел машину в режим посадки. Ту-154, как показало моделирование, в течение десяти секунд до столкновения с водой снижался в так называемом контролируемом полете под управлением летчика.
По мнению экспертов, причиной трагедии могла стать дезориентация пилота в пространстве. Набирая высоту в темноте, над морем, пилот не контролировал визуально положение машины, поскольку не видел впереди никаких ориентиров и даже горизонта. Дезориентировать экипаж могли даже звезды, которые одновременно были как сверху, так и снизу в виде отражений на поверхности воды. В этой сложной обстановке пилотирующий летчик, по словам экспертов, должен был полностью довериться приборам, показания которых командир Волков, видимо, проигнорировал, доверившись своему опыту и ощущениям. Так, например, возникшая при ускорении машины перегрузка могла создать у летчика иллюзию набора высоты - в то время как на самом деле самолет снижался.
Специалисты допускают, что задержка рейса (экипажу пришлось сначала несколько часов ждать вылета из Москвы, а затем еще и садиться из-за погодных условий в плохо известный ему аэропорт Адлера вместо запланированного Моздока) спровоцировала обострение у пилота каких-то хронических заболеваний или привела его в стрессовое состояние, с которым летчик не сумел быстро справиться.
В Минобороны, тем временем, версию о возможной ошибке экипажа отвергают. Во всех сообщениях ведомства многократно говорилось об опытности и безупречном послужном списке членов разбившегося экипажа. Во время прощания с командиром Волковым главнокомандующий воздушно-космическими силами РФ Виктор Бондарев, в частности, заявил, что его подготовка "соответствовала всем требованиям, которые предъявляются нашими законами к выполнению полетного задания".
Обсуждение (11)
В оригинальной статье в Коммерсанте написано, что ответственность ляжет теперь на Минобороны.
Собственно, это было понятно с первого дня. Пилоты, которые летают на таких бортах, прямо сказали, что борт не взлетел, потому что просто не мог лететь.
Не было никаких террористов, некачественного керосина, поломок техники и ошибок пилотирования.
Просто нужно было забрать "туристов" в погонах с большими звездами с адлерских курортов и забрать тяжелый, но незадокументированный груз.
Теперь кто-то ответит своими погонами или свободой. Про честь офицера кому-то придется напомнить. В общем, история Курска. Один в один. Головотяпство командиров.
to Тутанхамон
Угу, это они от восторга орали и все радостно наблюдали как пилот приводняется. Прям отряд самоубийц какой-то.
to dlz77 (Первопрестольная)
Теперь кто-то ответит своими погонами или свободой. Про честь офицера кому-то придется напомнить.
Никто никак не ответит. Как обычно дело замнут, виновными объявят погибших.
Теперь будут говорить все что угодно - лишь бы люди так и не узнали правду.... Правду о том, что же на самом деле произошло с присутствующими на борту. пусть земля будет им пухом... Это ужасно
Так и замнут
to Петръ (Севастополь) to 07 (Севастополь) to dlz77 (Первопрестольная)
Правду знают летевшие в самолёте и экипаж,а то что мы правду не узнаем, это верно
Взрывчатка была в гум. помощи, которую везла др. Лиза.
Тела были разорваны, некоторых вообще не нашли!
to trubach (Cherepov)
да похоже на то.
В таком случае, как самолет мог благополучно долететь до Адлера, делая там дозаправку?
Лично я, как обыватель, исключаю человеческий фактор, в лице пилотов.
…Волков, видимо, проигнорировал, доверившись своему опыту и ощущениям. Так, например, возникшая при ускорении машины перегрузка могла создать у летчика иллюзию набора высоты - в то время как на самом деле самолет снижался. .....
Это суетливое многословие якобы «источника» с «допущениями» и «недоумениями» просто разит откровенным бредом и заказухой. Специально привлечён в тему и такой аж никакой «нейтральный» «Коммерсант».
Налицо заурядное «отстирывание галифе» и желание любым путём сохранить погоны и пенсии. В том числе за «высокие и многоступенчатые» ошибки. В том числе и полным и уже явным шельмованием экипажа.
Вспомните себя - любой школьник всегда понимает, когда его велосипед «вспухает» или «проваливается» . А тут лётчик с таким опытом …. Звёзды и струи в глазу ?!....
Даже если «правый» с недосыпа как-то «прощёлкнул» с закрылками ( преждевременная уборка ) самолёт надо было срочно ставить в горизонтальный полёт и резко добавлять скорость . Или даже слегка «кивнуть» – уже на газах «зайти в глиссаду» для срочного набора скорости перегруженной машиной.
Так что действия левого лётчика можно считать именно адекватными . С завидной реакцией командира - как у лётчика-истребителя. Просто не хватило запаса высоты и тяги для этой до полной не нормы загруженной машины . Но если ещё были выпущены шасси…. не всем везёт в лотерее.…..
P.S. Случаи потери «чувства горизонта и пространства» известны . До полного сомнения в показаниях приборов. Но они случались именно у пилотов высокоскоростных истребителей или самолётов ПВО после активного пилотажа в облаках или полной темноте. Именно после активного пилотажа с перегрузками. Не иначе.
Проблемы как-то решались своевременной связью с КДП и постами «наведения».
В таком случае, как самолет мог благополучно долететь до Адлера, делая там дозаправку? Лично я, как обыватель, исключаю человеческий фактор, в лице пилотов.
Я тоже!
Что то произошло, и не по вине пилотов, и экипажа, и многие из нас понимают, правду мы не узнаем.
Всё закономерно и ожидаемо... Мёртвые не возразят и не смогут защитить свою честь. Всем экипажем дружно сошли с ума. Как удобно для кого-то.