Плавные траектории разновеликих деревянных планок, синий дельфиниум и красный олеандр. Вокруг - шланги, коробки, садовый инвентарь. Светлый декоративный гравий под защитным покрытием - работы, в том числе и с землей, еще не закончены, и надо сберечь чистоту композиции до начала праздника. Разговор с британцем Каспианом Робертсоном, хэдлайнером фестиваля "Севастополь в цвету" мы вели накануне открытия. Ландшафтная композиция Каспиана называется "Встреча старых друзей".
- Это история двух людей, которые были очень близки, очень дружны, а потом жизнь развела их, и они не общались, хотя всегда помнили друг о друге. А потом - то ли через три года, то ли через тридцать лет - их линии жизни снова пересеклись, и в момент этой встречи произошел такой прекрасный, эмоциональный взрыв, - объясняет Каспиан смысл, заложенный на нескольких квадратных метрах фестивальной площадки.
Не желая подталкивать Каспиана к какому-то конкретному ответу, не могу сдержать вопрос: понимает ли он, что здесь, в Севастополе, такая композиция будет читаться как цветочный гимн воссоединению Крыма и России? Каспиан смеется.
- Пускай! Когда я взял эту тему для композиции, я не думал об этом, но в этом и смысл, чтобы каждый видел что-то свое, - говорит он.
Оказывается, Каспиан слышит это не впервые. Первой такой подтекст композиции озвучила его партнер по российским проектам, ландшафтный дизайнер из Орла Евгения Моргунова. Она помогает Каспиану и в Севастополе.
- Когда обсуждали, какую простую, человеческую тему взять для севастопольского проекта, Каспиан предложил: "Брать любовь - банально, пошло, давай возьмем дружбу, встречу через годы". Я тогда сразу сказала, что это будет похоже на Крым и Россию, - рассказывает Евгения.
Каспиан показывает прямо "на местности": вот точка, где происходит знакомство людей, вот их жизни расходятся в разные стороны, а вот место, где люди вновь встречаются, как будто и не было этих лет разлуки, и у них случается вспышка радости, счастья.
Для рядовых британцев слова "Крым и Россия" звучат вполне естественно, гораздо органичнее, чем "Крым и Украина" - большинство понимает настоящую принадлежность полуострова и города, говорит Каспиан. На все вопросы он отвечает открыто и с улыбкой, и только предложение сравнить Россию с каким-то ландшафтом вызывает у него секундную заминку. Накидываю варианты: парк, лес, дикое поле...
- Россия большая, и я был во многих ее городах, в разных регионах. Они такие разные - и по характеру, и по климату, что нельзя обойтись одним образом. Но был особенный момент, когда мы ехали на поезде в Орел, и на подъезде к Мценску вдруг вынырнули плавные зеленые холмы и белые березы, и я очень остро ощутил, что я - в России. Этот момент мне запомнился очень, - делится Каспиан Робертсон.
Если одной ландшафтной метафорой с Россией не обойдешься, то, может быть, есть какое-то дерево, какое-то растение, которое ассоциируется у дизайнера с нашей страной? Каспиан задумывается и отвечает:
- Дёрен Коуза, да дёрен Коуза. Это дерево очень крепкое, медленно и уверенно разрастается, очень тщательно закрепляется корнями в земле - и раз в год полностью покрывается огромными белыми цветами.
Дёрен Коуза.
Как профессионального дизайнера Каспиана Робертсона привлекает в России "fair play", дословно - "честная игра".
- Здесь ты можешь сделать, как хочешь, но при этом обязан потом за это отвечать. В Великобритании очень жесткие правила относительно того, как можно и как нельзя, все регламентировано. Нельзя даже покрасить забор вокруг своего дома в тот цвет, что хочешь. А в Америке слишком много бюрократии, закостенелая система. Там излишне тщательно относятся к любому проекту. Слишком много служб должны все согласовать, и в результате проекты получаются хорошие, научно обоснованные, но за то время, пока я в Америке сделаю один проект, в России успел бы сделать пять.
Но у каждой страны свои особенности, и отсутствие национальной самоидентификации - это плохо, считает Каспиан.
- Несколько лет назад в одном опросе на вопрос "к какой национальности вы себя относите", огромное число британцем поставило галочку напротив варианта "затрудняюсь ответить", - печалится Каспиан
Хотя Каспиан Роберсон - сын британца и американской японки, для него самого такого вопроса никогда не стояло: он считает себя стопроцентным англичанином. Хотя в консервативности, излишней сдержанности и холодности его никак не упрекнешь.
- Британцы - упрямые стоики, мы сгорим на солнце, но задачу выполним, - говорит Каспиан. Возможно, на этот пример его подтолкнули фестивальные работы на месте бывшей "Ивушки". - И вообще, государство должно выяснить лидирующие черты национального характера, национального менталитета, национального интеллекта, и это использовать. Тогда все, что бурлит в людях, будет направляться в правильную сторону, воплощаться в том, что они умеют делать хорошо, лучше всех.
Севастополец - это, конечно, не национальность, но свои особенности у нас, говорят, есть. По мнению гостя из Великобритании, одна из их причин - прекрасный климат.
- Здесь видно, что люди в Севастополе наслаждаются природой, погодой, теми возможностями, которые им дают местоположение, и они берут от жизни все. Именно поэтому они улыбчивые, добрые, гостеприимные и дружелюбные, - считает Каспиан.
Светлана Косинова
Фото автора
Обсуждение (18)
Анекдот!!!
история двух людей, которые были очень близки, очень дружны, а потом жизнь развела их, и они не общались, хотя всегда помнили друг о друге......... и!!!.....
здесь, в Севастополе, такая композиция будет читаться как цветочный гимн воссоединению Крыма и России.....
Он-про любовь....ему -про политику..
Запутался в терминах, начиная с заголовка. Кто-нибудь может объяснить мне, что такое "хэдлайнер фестиваля"? Головолинейщик? Линейкоголовый? Неужели в русском языке нет термина, обозначающего функции этого странного человека? И ещё: кто и почему его сюда притащил? Надеюсь, хоть его участие не было оплачено из средств города?
Он точно подметил, у нас сейчас время огораживаться заборами!))
Да, мы оказались "деревом", деревом крепким и свето- любивым. Мы хотели весь мир радовать своим жизнелюбием.
Но сорняки и растения - паразиты , которые поросли вокруг , они высасывают с нас соки и тянутся по нашим стволам!
И кто-то этих людей ставит нам в пример? Иваны-родства-не-помнящие. Чем гордиться и что ценить человеку без рода и племени?
У нас теперь железные деревья актуальны. Это вам не ромашки-васильки. Насчёт заборов - в точку!
Каспиан,оставайтесь!
to Николай Коротков: Хотите, чтобы парень перестал улыбаться?
Ты хочешь, чтобы я был, как ель, зеленый,
Всегда зеленый - и зимой, и осенью.
Ты хочешь, чтобы я был гибкий как ива,
Чтобы я мог не разгибаясь гнуться.
Но я другое дерево.
Если рубанком содрать со ствола кожу,
Распилить его, высушить, а потом покрасить,
То может подняться мачта океанского корабля,
Могут родиться красная скрипка, копье, рыжая или белая палуба.
А я не хочу чтобы с меня сдирали кожу.
Я не хочу чтобы меня красили, сушили, белили.
Нет, я этого не хочу.
Не потому что я лучше других деревьев.
Нет, я этого не говорю.
Просто, я другое дерево.
Говорят, если деревья долго лежат в земле,
То они превращаются в уголь, в каменный уголь,
Они долго горят не сгорая, и это дает тепло.
А я хочу тянуться в небо.
Не потому что я лучше других деревьев, нет.
А просто, я другое дерево.
Я такое дерево.
Г.Поженян
Да, Севастополь - другое дерево. Не такое, к каким привыкли приезжие управленцы. Не ива, не сосна и не береза.
Может, прав заморский гость - неведомый дёрен с крепкими корнями и белыми цветами?
Но, наверное, всё же тёрн. И корни, и белый цветы. И местный.
Не сравнится с красавицей березкой, но крепкий и по-своему красивый.
Знай природу родного края! Березу в Крыму вперые нашел А.С. Пушкин! Также в Крыму встречаются и ивы и сосны. Поменять названия на лиственницу и чернику.
Выжженная земля, вот название увиденного фестиваля. Просто ужас!!!
Какое мы дерево?
Судя по многообразию переплетенных ветвей, теперь мы - баобаб!
to scilla-1:
А до того момента, как Пушкин встретил березку на Шайтан-Мердвене, в Крыму берез никто не видел? Может, и перевал тоже он открыл - он же и про него в том письме написал?
А видели Вы крымские березки? А материковые?
А есть разница между выращиванием березы в Крыму и на материке?
А кроме тёрна ивы и сосны в Крыму ничего не встречается из древесной растительности?
А зачем Вы чепуху пишете?
to Гаврила Бобров: Ежевика. Такая, как у нас живой изгородью служит.
Запущенный вариант, когда заросли дикие.
Не дерево правда. Но измельчали - что поделаешь...
Дубовой больше мы породы.
Главное дружба.И между народами в том числе.Позитивный парень.