Многие россияне, ставшие жертвами обмана по телефону, часто винят в случившемся банки и их сотрудников. Расстроенные потерей средств люди заявляют о «сливе» личных данных и невнимательности работников финансовых организаций.
Должны ли сотрудники банка нести ответственность за потерянные клиентом деньги? На этот и другие вопросы в пресс-центре РИА Новости Крым в Симферополе ответила вице-президент, начальник управления частного банковского обслуживания одного из крупнейших банков в Крыму, член Общественной палаты Крыма Валентина Радзивил.
По словам специалиста, помимо мошенников и жертвы в схемах дистанционного обмана всегда фигурируют сотрудники банка либо курьеры. Выступая в качестве третьей стороны, они могут как поспособствовать обогащению преступников, так и уберечь деньги доверчивых граждан.
«Поэтому если сотрудники банка начнут нести ответственность за подобное, ситуация улучшится», — считает Валентина Радзивил.
Но, подчеркнула представитель банковской сферы, речь идёт не о каких-либо штрафах, взысканиях или уголовной ответственности. Наоборот, в региональной Общественной палате хотят заменить негатив в обсуждении проблемы на что-то позитивное. Для этого разрабатываются механизмы поощрения банковских сотрудников, которые помогли остановить передачу денег.
«Мы считаем, если кассир предотвратил какое-то мошенничество, его необходимо поощрить. Грамота, отпечатанная на принтере, не стоит никаких денег — зато социальное поощрение и признание такого подвига очень хорошо сыграют», — пояснила вице-президент банка.
А чтобы было кого поощрять, в банках ужесточают психологическую работу с персоналом. По словам Валентины Радзивил, уже сейчас менеджеров и администраторов зала инструктируют обращать особое внимание на психоэмоциональное состояние клиента. Именно оно, уверена специалист, способно выдать незримое участие мошенников.

Помимо человеческого фактора в банковской системе Крыма есть и технические нюансы, которые требуют реагирования. Показательным примером стал очередной случай дистанционного обмана, который произошел на полуострове в начале прошлого месяца. Тогда, по данным пресс-службы МВД по Республике Крым, за пару дней испуганная местная жительница перевела на «безопасные счета» около 7,4 миллиона рублей. Крымчане бурно обсуждали инцидент в социальных сетях, задаваясь вопросом о том, как преступники смогли выйти на жертву.
«Откуда мошенники узнают о наличии таких денег у людей? Тут без участия сотрудников банков явно не обошлось, думаю, что они сливают нужную информацию. Снимите деньги со счёта и увидите, что мошенники стали меньше звонить в 10 раз», — заметил в комментариях к новости один из пользователей.
Подобное мнение звучит не впервые. Например, ранее юрист Сергей Хаустов назвал российские банки «ключевыми бенефициарами» всей системы преступлений телефонных мошенников. И хотя эксперты банковской сферы, опрошенные ForPost, были не согласны с резким высказыванием юриста, они признали, что в банковской сфере есть слабые места.
Уязвимость системы признала и Валентина Радзивил. По словам специалиста, сейчас о себе даёт знать старый изъян в области хранения персональных данных.
«У наших коллег есть такая проблема. Изначально хотели сделать как лучше — чтобы был быстрый обмен информацией с налоговой, клиенты могли легко открывать счета. Но в момент, когда систему создавали, появилась лазейка для утечки личных данных. Лазейку устранили, а отголоски до сих пор слышны», — объяснила представитель банковских структур.
За последние несколько лет в Крыму серьёзной проблемой стало дропперство, то есть передача банковских карт и счетов третьим лицам. Подобная тенденция вызывает беспокойство как у представителей финансовой сферы, так и у правоохранителей, ведь чаще всего жертвами дропперства становятся подростки и студенты. Напомним, ранее ForPost уже разбирался в том, зачем мошенники задействуют несовершеннолетних в своих схемах.
Елена Фокина
Фото: Татьяна Воробьёва|ForPost