Иноагенты активно критикуют «негуманное отношение» к террористам, убившим людей в «Крокусе».
Связанные с ИГИЛ* террористы предстали перед судом не в лучшем виде. Один из них по неозвученной причине не имел уха, другой имел проблемы с глазом, третий вовсе превратился в овощ, четвёртый же, как поговаривают, утратил способность к продолжению рода по итогам неправильного пользования электроприбором.
Жёсткие формы допроса — это отдельная тема для разговора.
Разумеется, в ситуации, когда речь не идёт о жизни и смерти людей, допросы ведутся следователями. Этот процесс является долгим, нудным, но гуманным и правовым.
Но в ситуациях, подобных «Крокусу», информация получается, во-первых, на месте, а, во-вторых, по горячим следам. Причина проста: вполне вероятна подготовка ещё где-то следующего теракта или наличие других террористов, имеющих возможность уйти или сотворить ещё что-нибудь.
И то, что так называемые «цивилизованные страны» поступают иначе, является ложью. Как минимум, Израиль ведёт себя куда круче. Его спецслужбы и представители армии совершенно без стеснения выкладывают в интернет фотографии и видеоматериалы с пытками террористов.
США — ещё один пример. Там пытают террористов в не менее массовом порядке, для чего даже имеются специальные тюрьмы: не только известная на базе Гуантанамо, но и множество тайных во всём мире.
Опубличивание процесса пыток может иметь целью напугать потенциальных злодеев и продемонстрировать социуму, что с террористами не церемонятся.
Впрочем, у этого есть и обратная сторона: понимание, что за актом террора последуют пытки, лишает желания сдаваться в плен. Это одна из причин, почему в Израиле такое количество террористов-смертников. Они знают, что им проще умереть.
С американцами та же история.
А вот в Европе всё иначе. Наиболее продвинутые гуманисты находятся в Швейцарии и Скандинавии, где террористам выгодно сдаваться живьём, ибо жизнь в тюрьме их ожидает куда лучше, нежели на воле.
К примеру, Брейвик, убивший 77 человек, занят регулярной подачей жалоб по поводу «бесчеловечного отношения» (одна из причин: ему не давали последнюю версию игровой консоли). На регулярных судебных заседаниях его никто не ограничивает в возможности политических заявлений и проповеди своей идеологии. В самой тюрьме он имеет три отдельные комнаты, одна из которых — спальня, другая — кабинет, а третья — маленький тренажёрный зал. Брейвик имеет возможность пользоваться кухней, общей гостиной и апартаментами для свиданий. У него есть домашние животные (три попугая). О таких мелочах, как телевизор в камере, на этом фоне даже говорить странно.
Надо сказать, что Скандинавия и Швейцария и не живут в той реальности террористического кошмара, как тот же Израиль или даже США. Разводить гуманизм у них возможностей больше. Впрочем, здесь мы имеем сразу две отдельные философии в рамках одного «цивилизованного мира». Сами решайте, какая из них вам ближе.
Павел Кухмиров
*Террористическая организация, запрещённая в России