Севастополь

Доверяют ли севастопольцы цифрам в платежках

Для изрядной части россиян они — тайна.

Более четверти россиян не понимают (или не вполне понимают), откуда берутся цифры в квитанциях за жилищно-коммунальные услуги. Об этом со ссылкой на исследование онлайн-платформы Doma.ai сообщает РИА «Недвижимость».

Сделать такие выводы экспертам помог проведённый опрос, в ходе которого 27% респондентов сообщили, что «испытывают затруднения» при ответе на вопрос, из чего складываются выставляемые им для оплаты суммы, а 9% признались, что не понимают их вообще.

Кто виноват

Выяснить, какова степень доверия севастопольцев к цифрам в платёжках, ForPost намерен с помощью собственного опроса на улицах города. Ну пока мы решили спросить об отношении к этой проблеме наших экспертов.

Регулярно получает жалобы на непрозрачность или неправомерность начислений за ЖКУ и уполномоченный по правам человека в Севастополе Павел Буцай. Правда, за последний год общее число жалоб на эту сферу жизни города существенно снизилось: с 396 в 2023 году до 194 в 2024-м.

«При этом наиболее острым вопросом для значительного числа заявителей является некорректное, по их мнению, определение суммы оплаты услуг ЖКХ, а также недобросовестные действия управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, которые не учитывают произведённое полное либо частичное погашение задолженности, а также наличие судебных решений в пользу потребителей, и продолжают начислять пеню и производить иные действия, отрицательно влияющие на материальное положение граждан», — говорится в отчёте омбудсмена за 2023 год.

Нередко, подчёркивается далее, адресованные управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям просьбы заявителей произвести перерасчёт задолженности либо предоставить детализированную информацию о том, как именно она возникла, остаются без ответа. После чего люди и идут к омбудсмену. Решить проблему зачастую удаётся во взаимодействии с профильным департаментом, а то и прокуратурой города.

Однако далеко не всегда в неспособности людей понять, откуда что берётся, виноваты УК или ресурсоснабжающие организации. Особенно отчётливо это видно на примере оплаты жилищных услуг (то есть счетов, выставляемых непосредственно управляющими компаниями).

Как подчёркивают эксперты Doma.ai, наибольшую осведомлённость проявляют те, кто активно участвует в жизни своего дома, знает его проблемы и регулярно ходит на собрания собственников жилья.

С этим утверждением полностью согласна председатель одного из старейших севастопольских ТСН Наталья. Именно ЖСК или ТСН, созданные по инициативе жильцов и осуществляющие обслуживание дома самостоятельно, она считает оптимальной формой управления. Но возможно это как раз там, где люди более активны и ответственнее относятся не только к своим правам, но и к обязанностям.

«Таких домов в России немного — 5–10% в зависимости от региона. В Крыму и Севастополе их больше, хотя и не слишком значительно. Но качество содержания таких домов выше, а их техническое состояние — лучше», — говорит Наталья.

При этом ТСН или ТСЖ также могут заключать договоры на управление домом с выбранной ими управляющей компанией. Главное — что работа УК должна контролироваться: либо председателем ЖСК (ТСН), либо, если ЖСК(ТСН) не создан, советом многоквартирного дома и председателем этого совета.

«К сожалению, люди, не создавшие ТСН или ЖСК, чаще всего достаточно инертны и очень редко ответственно относятся к избранию совета дома и его председателя. А бесконтрольность для УК — настоящая вольница. Контроль должен быть обязательно.

Управляющие компании, занимающиеся коммерческой деятельностью, порой приписывают объёмы выполненных работ, которые по факту не делаются. Совсем недавно была ситуация, когда управляющая компания „нарисовала” собственникам якобы выполненные за полгода работы на полмиллиона рублей. А когда председатель ЖСК пошла эти работы принимать, оказалось, что произошла „ошибка” на сумму 63 тысячи рублей», — говорит собеседница.

Спасение собственников — дело самих собственников

Однако есть, соглашается Наталья, и вторая сторона проблемы: вопреки почти всеобщему убеждению, что все УК — воры, наживающиеся на собственниках жилья, многим из них элементарно не хватает денег на качественное обслуживание домов.

Утверждённые минимальные тарифы не покрывают расходы, плюс в каждом доме есть должники, из-за которых полностью использовать запланированные средства невозможно. А ведь УК должны ещё и что-то зарабатывать!

Уговорить же людей, не погружённых в проблему, увеличить минимальный тариф, практически невозможно.

«У нас в ТСН ежегодно на общем собрании утверждается смета. По истечении периода её действия мы выходим на собрание с отчётом: смета была такая-то, должников столько-то, хватило – не хватило денег, такие-то работы были сделаны. И на следующий год, с учётом повышения тарифов сторонних организаций и растущих затрат на материалы и услуги подрядчиков, нам нужна такая-то сумма.

Плюс мы закладываем определённую сумму на случай, если люди будут платить несвоевременно — а должники есть в каждом доме. Но у нас, как я уже говорила, люди априори более активные и ответственные — они более осознанно относятся и к оплате услуг, и к своим обязанностям содержать общедомовое имущество. К тому же в нашем случае речь идёт об одном доме, а у УК их могут быть и десятки, и сотни, что усложняет задачу», — говорит председатель ТСН.

В итоге получается замкнутый круг: УК не хватает денег, чтобы качественно обслуживать дома, а их жители, глядя на царящую разруху, всё больше озлобляются и всё меньше склонны повышать тариф, ибо «всё равно украдут».

«В итоге УК не решают проблемы дома, а только нивелируют последствия очередной аварии. Забили чопик, наложили хомут — и до следующего порыва. Хотя очень часто рациональнее заменить кусок трубы», — добавляет Наталья.

Найти информацию о том, как УК тратит собранные с жильцов деньги, можно в отчётах — их управляющие компании должны выкладывать на своих сайтах и в ГИС ЖКХ. Но и тут, подчёркивает собеседница, существуют два но:

«Любой собственник может зайти в свой личный кабинет и найти интересующую его информацию. Но система, скажем так, не до конца отработана — там часто случаются сбои, к тому же не все собственники, особенно пенсионеры, умеют эту информацию находить.

И второе: Госжилнадзор контролирует размещение этой информация в ГИС ЖКХ, но не её точность и корректность. Это, опять-таки, задача собственников жилья».

Одним словом, в том, что значительная часть россиян не понимает происхождение цифр в платёжках (в данном случае — за жилищные услуги), есть изрядная доля вины самих россиян.

«Тут очень многое зависит от людей: если есть причина для недовольства, обратитесь к УК с инициативой провести собрание, рассказать вам, что и как. Напомню: по закону УК имеет право инициировать проведение такого собрания, а собственники обязаны общие собрания проводить. Если же вы этого не делаете, УК только легче», — говорит Наталья.

Ну а руководству УК, в свою очередь, нужно выходить к людям с предложениями об увеличении тарифов, обзаведясь очень весомой аргументацией. В том числе — результатами инвентаризации, технических осмотров имущества и пр.

«Нужно объяснять: всё зависит от вашего, собственники, решения. Вот тут можно обойтись сваркой шва, но в отопительном сезоне не исключена возможность порыва, из-за которого придётся отключать весь дом и спешно что-то делать. Либо мы всё-таки заключим договор (а в каждом договоре управления предусмотрено, что все дополнительные работы, не включённые в оплату услуг УК по минимальному тарифу, проводятся по решению собственников по отдельным договорам) и решим эту проблему кардинально и заблаговременно», — приводит пример председатель ТСН.

Как видим, поработать есть над чем обеим сторонам: ведь содержание общедомового имущества по закону является обязанностью собственников жилья. Но убедит ли сказанное тех, кто привык помнить только о своих правах, забывая об обязанностях, — большой вопрос.

Остаётся добавить, что доля «непонимающих» россиян пусть крайне медленно, но всё же снижается. Меньше стало и тех, кто испытывает сложности с оплатой квитанций — сейчас их 31%, хотя годом ранее было 35%. Недовольство людей вызывают банковские комиссии (об этом упомянули 63% опрошенных). Ещё 37% пожаловались на удалённость банкомата, терминала или отделения «Почты России».

Избежать проблем с терминалами и удалённостью почтовых отделений помогает оплата с помощью банковских приложений. Этот способ оказался в 2024 году самым популярным: им пользуется 59% опрошенных. Ещё 12% предпочитает мобильные приложения УК, а 9% респондентов — государственные онлайн-сервисы по оплате коммунальных платежей.

Елена Макарова

2966
Оцените статью:
2
В среднем: 1.8 (5 голосов)

Обсуждение (20)

Profile picture for user Верещагин
14985
Верещагин

Ну как можно доверять начислениям за "отопление мест общего пользования" или "отвод стоков от мест общего пользования" если в доме отродясь не существовало инженерных систем для этих целей? 

Profile picture for user аквариум
1212
аквариум

Раз платят да ещё и в очередях стоят по оплате- значит полностью доверяют

Profile picture for user sergey-ka
5112
sergey-ka

аквариум,

значит полностью доверяют

Нет. Проблема системная и её просто так не изменить. Если не платить, то запросто отключат, а потом через судебные тяжбы и дополнительные расходы возвращать всё назад. На такие свершения желающих мало.

Profile picture for user strelec
24966
strelec

Для начала надо печатать квитанции шрифтом,который пенсионеры могли бы прочитать без лупы.Складывается впечатление,что специально печатают так мелко,чтобы люди не могли разобраться с начислениями.

Profile picture for user РобертБоберт
1165
РобертБоберт

strelec,

Жеки сейчас часто словно по методикам лохотронщиков работают. Когда от тебя усиленно требуют заплатить прямо сейчас, не давая возможности спокойно обдумать что и почему было насчитано, например. Я не знаю, как будто у них там какие то внутренние наказания за провал наработки.

Profile picture for user РобертБоберт
1165
РобертБоберт

Доверяем ли мы? Хах. Когда электрики внезапно заявляют тебе, что они потеряли твои документы и поэтому ты должен платить случайные большие суммы, или когда тепловики требуют оплаты в полном размере за промежуток времени, когда отопления не было, доверие может слишком дорого обойтись. Как финансово, так и психологически.

Profile picture for user Убеждённый
399
Убеждённый

Я как то было приходил в контору которая присылает большие раскладушки..Хотел узнать почему и как возникают две цифры к оплате..И мне так и не смогли обьяснить ничего..Сказали  что так у них программа работает..В общем сразу вспомнилась фраза из Фильма Золотой Телёнок. Ну что...Миллионера с меня не получилось..Придётся переквалифицироваться в Управдомы..

Profile picture for user И снова здравствуйте
6306
И снова здравствуйте

Правда, за последний год общее число жалоб на эту сферу жизни города существенно снизилось: с 396 в 2023 году до 194 в 2024-м.

Причина снижения  количества жалоб -очень простая -никто на жалобы не реагирует и люди потеряли надежду на результаты проверок по жалобам! Пишешь в разные инстанции - получаешь отписки. 2 простых примера УК "Центр" не снимает показания с домовых приборов учёта от слова совсем и в течении года расход электроэнергии в двух подъездах совпадает вплоть до пятой цифры после запятой каждый месяц. Даже провел эксперимент - месяц свет  в подъезде вообще не выключал и месяц ежедневно утром выключал, а вечером включал (в разное время) - расход электроэнергии на ОИ абсолютно НЕ менялся, так же начисляют плату за ХВС и ВО на ОИ при фактическом отсутствии самого водоснабжения кроме как внутри квартир. В жилхозе в ответ на обращения ответили, что все начисления правильные, привели пример расчета по конкретной моей квартире, с правильностью которого я в принципе не спорю, вот только одно НО - нет фактического  ни холодного водоснабжения на ОИ (отсутствуют точки водоразбора) ни водоотведения другого как асфальт и земля во дворе. Когда об этом написал в жилкоммунхоз, пришел ответ, подтверждающий, что начисления производятся неправильно, так как услуга  по факту отсутствует и то, что будет назначена проверка, с результатами которой можно ознакомиться на сайте правительства города. Судя по  тем же цифрам в платежке, никакой проверки никто не проводил или УК "Центр" игнорирует и проверки и тех, кто их проводит....

Profile picture for user sergey-ka
5112
sergey-ka

И снова здравствуйте,

Расход электроэнергии очень сильно зависит от мощности трансформатора подстанции. Если потребитель не превышает ток холостого хода трансформатора, то счётчик посчитает мощность потребления как будто потребителей не было. Такова физика любого трансформатора...

Profile picture for user Убеждённый
399
Убеждённый

sergey-ka,

Чушь то не неси...Счётчик реагирует лишь на замкнутую или разомкнутую цепь потребителя , её общего сопротивления и никакого отношения к Мощности подстанции и трансформаторов там стоящих не имеет..Их мощность всегда будет превышать нагрузку обычных домовых потребителей ...

Profile picture for user И снова здравствуйте
6306
И снова здравствуйте

sergey-ka,

Если потребитель не превышает ток холостого хода трансформатора, то счётчик посчитает мощность потребления как будто потребителей не было. 

Все таки "счётчик посчитает"! Только счетчик в подвальном помещении, ключи у жильцов, но никто эти ключи у них никогда не спрашивает..... У УК ключей нет ....

Profile picture for user Элиза
109
Элиза

И снова здравствуйте,

Система расчета платы за электроэнергию и холодную воду на общедомовые нужды имеется. Вроде бы сделано это с целью прозрачности начислений, а как на деле обстоит? Как правило, такие начисления УК делает по нормативу, равными суммами ежемесячно, а в первом квартале следующего года, принимая в расчет фактические показания общедомовых приборов учета и объемы потребления поквартирные, определяется объем (путем вычитания). Если плата за него меньше или больше, тогда в последующем делается перерасчет и отражается в квитанциях. Только как проверить правильность такого перерасчета? Актуальная тема по начислению за воду, если точек забора воды в доме нет. Тоже предусмотрена формула – из общего объема вычитается  поквартирный и, если есть нежилые помещения в доме, то и объем потребления в нежилых. Вся разница распределяется на всех собственников, независимо от того, есть ли потребление воды на общие нужды или нет. Но тут опять, как вести учет. Если срок поверки счетчика вышел, то начисления производится по нормативу по числу прописанных (проживающих). Как правило, не все такие актуальные данные есть у Водоканала. И, к примеру, проживает 5 человек, а прописан 1. Соответственно, начисления будут на 1 человека, тогда как тратиться воды будет в разы больше. И эта неучтенная вода, которую должны начислить по такой квартире, будет оплачиваться соседями

Profile picture for user И снова здравствуйте
6306
И снова здравствуйте

Элиза,

А давайте с Вас будут брать деньги на выходе из магазина за то, что Вы зашли посмотрели на товары и поняли, что нужного  продукта нет. У них ведь все равно что-то воруют, так почему бы не расписать на всех туда входящих? Почему я должен платить за воду которой нет и водоотведение, вместо которого вода впитывается в землю?!

Profile picture for user Элиза
109
Элиза

И снова здравствуйте,

Вы совершенно правы, когда начисляют за фактически не предоставляемую услугу, особенно за "отопление" в подъездах, которое не может иметь место по причине отсутствия батарей, как минимум, вызывает недоумение.

 

Profile picture for user Гусь лапчатый
305
Гусь лапчатый

Севастополю и так деньги на содержание дают, почему бы не отменить плату за электроэнергию, газ, бензин? Фантики монетного двора или натура? Я бы выбрал натурой. Гораздо сложнее прикарманить, когда это бесплатно). 

Profile picture for user d dd
8857
d dd

Доверяют ли севастопольцы цифрам в платежках

 вот давайте начнем с вопроса ,а кто в состоянии проверить сам тариф, потому ,что в квитанции арифметика экселем считанная.

вот бьем запрос

расчет стоимости 1 гкал тепловой энергии Севастополь

и что видим в выдачи?

Нас информируют, что нам назначен тариф - с такой то даты, столько то руплей.

А сам расчет?такой фиг и масло,а не расчет.

зато там есть статья от 11 года

Тарифы на тепло и горячую воду — вне закона

 и комменты

И некуда бедному крестьянину податься.... Обложили со всех сторон.

Да ничего...выживем...
назло всем врагам своего народа... 

 

Profile picture for user ∆∆∆
1719
∆∆∆

Разворотневу послушайте! Крышу сорвёт!

Profile picture for user d dd
8857
d dd

Разворотневу послушайте! Крышу сорвёт!

психолог в жкх,конечно крышу сорвёт!

Profile picture for user gos_linux
1071
gos_linux

Как подчёркивают эксперты Doma.ai, наибольшую осведомлённость проявляют те, кто активно участвует в жизни своего дома, знает его проблемы и регулярно ходит на собрания собственников жилья.

теперь понятно, что виноваты эти самые собрания с особо активными гражданами.

это не "цифровое развитие" а "цифровая деградация", ладно уговорили буду голосовать онлайн но "против"

Profile picture for user cee'd
53
cee'd

gos_linux,

Почему-то никто не заметил, что "эксперты" Doma.ai зарегистрировали свой домен .ai — национальный домен Ангильи, самоуправляемой заморской территории Великобритании.

Главное за день

В Севастополе открыли часовню в память о погибших на «Учкуевке»

На каждой стороне часовни можно прочитать имя погибшего в тот страшный день.
13:11
1
647

На владельца парка львов «Тайган» Олега Зубкова напали его подопечные

По предварительной информации, бизнесмен находится в больнице с серьёзными травмами.
20:44
39
13465

Реконструкция в Балаклаве расширяет свои границы на 11 гектаров

Власти Севастополя объявили о разработке документации по улице Исторической.
18:08
28
3540

«Превращают в МММ»: что не так с ремонтом главного парка крымской столицы?

Концепция места может пропасть уже до конца года.
17:14
1
1171

Бывший глава севастопольского ДИЗО задержан по делу о мошенничестве

Рустэм Зайнуллин сейчас занимает должность заместителя губернатора Белгородской области.
15:06
33
4329

Туризм

Как достать билет на поезд в Крым

В компании-перевозчике раскрыли секреты «охоты».
12:20
3
16852

Какие плюсы даёт туристам альтернативный путь в Крым

Время в дороге по сухопутному коридору — около 9,5 часа.
18:22
2
7607

Самый удачный для отпускников поезд начал ходить в Крым

Ещё один поезд отправится по самому протяжённому маршруту.
14:22
3
31277

Электрички в Крыму и Севастополе станут ходить по-другому

Летом на многих маршрутах появятся дополнительные остановки и поезда.
10:18
0
10331