Крым

Деньги есть – ума не надо: почему крымская ФЦП рождает скандал за скандалом

Экономический обозреватель Николай Проценко разобрал проблемы хронического провала ФЦП в Крыму и Севастополе.

Деньги есть – ума не надо: почему крымская ФЦП рождает скандал за скандалом
Фото:
pixabay.com

Проблемы с реализацией федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя (ФЦП),  которую, возможно, придется продлевать на три года, стали закономерным результатом поспешных решений при формировании этого документа, общего плачевного состояния инфраструктуры Крыма, кадровой чехарды и коррупции на протяжении всех пяти лет с момента присоединения полуострова к России.

От общего к частному

«Половину проектов нужно просто выкидывать в мусорку, чтобы не тратить зря бюджетные деньги», «более 40 объектов ФЦП нуждаются в перепроектировании» - эти недавние заявления врио губернатора Севастополя Михаила Развожаева и вице-премьера Республики Крым Евгения Кабанова если не обнуляют результаты нескольких лет реализации ФЦП, то уж во всяком случае призывают к серьезному анализу причин столь плачевной ситуации и определению персонально ответственных за нее. Возникла она, конечно же, не на пустом месте.

О серьезных проблемах с реализацией ФЦП говорилось еще два-три года назад. На протяжении всего 2017 года из разных ведомств – как региональных, так и федеральных – регулярно поступали сигналы о неэффективном расходовании средств по программе, пока в самом конце 2017-го вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак не потребовал устранить нарушения в плане реализации программы под угрозой увольнения ответственных за нее чиновников Крыма и Севастополя. Этому предшествовало появление информации Минфина Республики Крым о том, что на 1 декабря уровень освоения средств по ФЦП составил всего 52,6%.

2018 год принес понимание того, что завершить программу в первоначально намеченный срок – 2020 год – не получится, в связи с чем правительство РФ приняло решение о ее продлении до 2022 года, а заодно и выделении дополнительных средств в размере 40 млрд рублей. Прошло еще полтора года – и вот уже замминистра экономического развития РФ Сергей Назаров, прибывший в Симферополь в конце ноября, заявляет, что сейчас обсуждается возможность продления ФЦП еще на три года либо принятия новой программы для строительства инфраструктурных объектов на 2023-2025 годы. При этом, уточнил Назаров, в текущем году выделенные на мероприятия ФЦП средства будут освоены в РК на 96%, а в Севастополе – более чем на 90%.

«Я не смог найти актуальных данных по исполнению крымской ФЦП. Однако большая ее часть реализуется через бюджеты Республики Крым и Севастополя, поэтому уровень их исполнения дает представление и о реализации ФЦП», – говорит эксперт по региональным бюджетам, доцент Волгоградского государственного университета, заместитель генерального директора АО «Финансовый брокер "Август"» Карэн Туманянц.

По его словам, по состоянию на 6 декабря последняя представленная в открытом доступе отчетность об исполнении бюджетов субъектов РФ имелась на дату 1 октября 2019 года. Согласно этим данным, по итогам трех кварталов полученные доходы бюджета Республики Крым составили 67% от утвержденных, расходы - 64,6%; по Севастополю соответствующие цифры составили 53,8% и 48,5%, по всем консолидированным бюджетам субъектов РФ - 62,3% и 61,7%.

Таким образом, констатирует Туманянц, собственно о "срыве" можно говорить только в Севастополе – Республика Крым демонстрирует значения бюджетных доходов и расходов, близкие к среднероссийским, даже чуть опережая их. Видимо, добавляет эксперт, за прошедшее время ситуация не сильно изменилась, так как на 29 ноября бюджет Республики Крым был исполнен на 79% по расходам и 83% по доходам, а бюджет Севастополя - на 54,6% и 61% соответственно. Для сравнения, показатели исполнения федерального бюджета на ту же дату таковы: 76% по расходам и 89% по доходам (хотя общей статистики по всем субъектам РФ после 1 октября еще нет).

Отставание в реализации мероприятий ФЦП в Крыму имеет как общие для России причины, так и специфические именно для Крыма, считает Карэн Туманянц. К общим факторам, по его словам, можно отнести длительные сроки проведения закупочных процедур, запаздывание в оформлении документов для получения федеральных трансфертов, ошибки при проектировании многих объектов капстроительства и изначально нереальные сроки выполнения многих работ. Кроме того, при отсутствии авансирования расходов со стороны бюджета у исполнителей госзаказа (победителей тендеров и аукционов) возникают сложности в привлечении финансов, а при наличии финансирования (собственного или бюджетного) сказывается ограниченность ресурсов (трудовых и материальных) для выполнения работ.

«Думаю, ситуация с рабочими кадрами не требует комментариев – дефицит многих специалистов уже вполне очевиден. Как ни странно, но есть и задержки с поставками, например, некоторых видов стройматериалов. К этим общим проблемам добавляется и крымская специфика – более сложная логистика грузов, более узкий рынок труда. Сказываются и международные санкции - некоторые российские компании отказываются напрямую работать на территории Крыма, не говоря уже о зарубежных», – добавляет эксперт.

О том, что причины проблем ФЦП имеют как общероссийский, так и специфически местный характер, говорит и независимый крымский эксперт Виктор Ядуха. Общее, по его словам, это порочность федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе», дурные подрядчики, халтурные проекты, воровство. Крымская специфика – это монополизация банковских гарантий (в Крыму их может дать только один банк), всепрощение центра (первых лиц почти не сажают), отсутствие долгосрочного целеполагания: чиновники не рассматривают дедлайны ФЦП всерьез, у них свои дедлайны – конец финансового года, отчет президенту, выборы и т.д.

Однако во всем этом длинном списке проблем нет традиционного первого пункта, который в качестве оправдания приводят чиновники – отсутствия денег.

«Насколько я понимаю, "узким местом" исполнения крымской ФЦП на данный момент является все-таки не финансовая часть (деньги есть, проблемы с "доведением финансирования" к концу года решены), а их, выражаясь советским языком, освоение, то есть выполнение работ. Судя по цифрам, которые я приводил, "следов аврала" не наблюдается», – резюмирует Карэн Туманянц, намекая на заявление, сделанное в августе руководителем Дирекции по реализации крымской ФЦП Андреем Никитченко: при отсутствии положительных результатов в третьем квартале могут быть предприняты «экстраординарные, авральные меры».

Спектр возможных мер, считает Туманянц, может включать как перенос сроков (по нацпроектам уже озвучено решение правительства РФ о переносе всех незавершенных мероприятий 2019 года на 2020 год), так и применение санкций к исполнителям – взыскание штрафов и пени, предусмотренных контрактами, а также расторжение контрактов с сильно отставшими от графика и передача их другим исполнителям.

Некрепкие хозяйственники

Главный негативный фактор, влияющий на качество реализации крымской ФЦП – всё ещё не до конца преодоленные последствия украинского периода, и прежде всего это управленческое «наследие», считает политтехнолог Сергей Смирнов, руководитель фонда «Прикладная политология»:

«Сколько ни меняй одних начальников на других, в конечном итоге, результат дает вся управленческая вертикаль, которая по природе своей инерционна. Поэтому последствия пребывания Крыма и Севастополя в составе Украины будут ощущаться еще долго».

В Севастополе, добавляет Смирнов, эта проблема стоит еще более остро, чем в Республике Крым, где за последние пять лет как минимум не произошло смены первого лица. В Севастополе же только третий руководитель города за пять лет наконец хотя бы попытался создать нечто вроде «коалиционного правительства», взяв в свою команду не только «приезжих» чиновников и своих бывших подчиненных из ОНФ, но и местных.

«До этого в Севастополь попросту высаживали «десант» москвичей, но этот путь тупиковый – всех исполнителей, вплоть до последнего чиновника, таким способом поменять невозможно, – считает эксперт. В результате возникал разрыв управленческой вертикали: местные не особо воспринимали приезжих – и наоборот. К тому же “Единая Россия” в Крыму и Севастополе во многом формировалась на базе бывших отделений Партии регионов, что оказалось некой “родовой травмой”, повлиявшей на восприятие местных кадров: к крымским и севастопольским единороссам долгое время относились именно как к бывшим “регионалам”».

История еще никогда никого и ничему не научила – это знаменитое высказывание философа Георга Гегеля сразу же приходит на ум при виде списка чиновников, для которых крымская ФЦП стала либо крестом на карьере, либо пятном на репутации. В этом списке уже значатся два попавших под уголовные дела вице-премьера Крыма – Олег Казурин и Виталий Нахлупин, которые курировали реализацию ФЦП, и. о. замминистра транспорта РК Валентин Дукорский, первый зампред комитета конкурентной политики РК Ярослав Сливка, экс-глава севастопольского Управления по эксплуатации объектов городского хозяйства» Александр Антюфеев, попавший под статью при расследовании исчезновения денег на севастопольские очистные сооружения в лопнувшем санкт-петербургском банке ОФК и т.д.

Бывший губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников покинул свой пост без уголовного состава, однако именно провалы в реализации ФЦП стали ключевым фактором его досрочной отставки. «На развитие Севастополя выделяется огромное количество федеральных средств. Крайне важно, чтобы они работали на решение проблем города. К сожалению, вместо этого жители получили срыв сроков и недостроенные объекты, политические конфликты и скандалы», – прокомментировал это решение секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

«"Кадровая чехарда" и коррупционные скандалы на реализацию ФЦП и нацпроектов в Крыму и Севастополе влияют в самой фатальной степени. Крым и Севастополь – зона «короткого хапка»: приехал, хапнул - уступи место, другие тоже голодны. Мало кто из назначенцев связывает с Крымом дальнейшую жизнь – сюда едут придать импульс карьере и обогатиться. При этом у варягов нет оберега «героев Крымской весны», позволяющего первым лицам не бояться кремлевских люстраций. Из-за этого полуостров называют кладбищем карьер и репутаций», – комментирует Виктор Ядуха.

Наиболее наглядно отношение чиновников к ФЦП, по его мнению, показывает скандальная история с севастопольскими очистными сооружениями, ставшая достоянием общественности незадолго до отставки Дмитрия Овсянникова:

«2 млрд из 6 млрд рублей ушло в лопнувший питерский банк, стрелочник сел, губернатор вернулся в кресло замминистра – а федералы уже 8 млрд дают. Не удивлюсь, если 30 процентов опять пропадут. Это как с тротуарами в Москве: бесконечность «освоения» важнее результата. «Экстраординарными, авральными мерами» могут быть только отставки и посадки. Но Крыму Козак грозит ими уже пять лет, а увольняют и сажают только чужаков».

На днях и.о. руководителя ГСУ Следственного Комитета России по РК и Севастополю Владимир Терентьев сообщил, что в этом году в его ведомство поступило девять сообщений о преступлениях, связанных с реализацией ФЦП (по всем из них возбуждены уголовные дела), а всего в производстве находилось 19 уголовных дел такой категории.

Очевидно, что с учетом недавних заявлений властей Крыма и Севастополя о нарушениях на объектах ФЦП это просто капля в море. Крымский вице-премьер Евгений Кабанов недавно выразил надежду, что по этим фактам «в ближайшее время начнутся посадки», однако подобные заявления без особых последствий делались и раньше. В октябрьском интервью ТАСС глава Крыма Сергей Аксенов признал, что начиная с 2016 года ни один подрядчик не был привлечён к ответственности за брошенные объекты ФЦП с общим ущербом 1,6 млрд рублей.

Золушка не станет принцессой

Об эффективности реализации ФЦП можно судить и по такому параметру, как уровень дотационности бюджетов Крыма и Севастополя, ведь бюджетные вложения в инфраструктуру, в конечном итоге, предполагают, что эта инфраструктура будет работать на благо экономики и стимулировать рост поступлений в казну. Пока на этом направлении об особых успехах говорить точно не приходится.

По данным РИА «Рейтинг», в первом полугодии налоговые и неналоговые доходы бюджета Республики Крым выросли на 12,6% – до 19,6 млрд рублей, бюджета Севастополя – на 20,4%, до 7,3 млрд рублей. Однако их доля в суммарных доходах Крыма и Севастополя, как и прежде, оставалась очень низкой – соответственно, 26% и 47%. Крым по этому параметру сопоставим с такими беднейшими регионами России, как республики Алтай (22%), Тыва (23%), Карачаево-Черкесия (24%), Дагестан (27%). Севастополь по уровню наполнения бюджета собственными доходами стоит на одном уровне с хронически депрессивными Бурятией (47%), Калмыкией (49%), Брянской (47%) и Курганской (48%) областями.

Связь между ФЦП и показателями дотационности региональных бюджетов – прямая, комментирует Карэн Туманянц, напоминая, что в прошлом году крупнейшими получателями помощи из федерального бюджета были главным образом регионы, где действуют собственные ФЦП. В их числе – крымская (138,7 млрд рублей), калининградская (64,3 млрд), дальневосточная (53,1 млрд) и северокавказская (13,9 млрд). Именно на этих территориях находится большинство субъектов федерации, расположившихся в нижней части списка регионов по дотационности, то есть имеющих наибольшую долю дотаций в доходах. Единственное исключение – Калининград.  

«Как известно, в России накоплен значительный опыт различных федеральных программ помощи регионам, однако примеров чудесного превращения золушки в принцессу с помощью федеральных финансов нет, – говорит Туманянц. – Дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития не снижается, несмотря на все усилия. Оснований ожидать иного эффекта для Крыма от ФЦП и нацпроектов у меня нет. Реальным средством снижения дотационности, на мой взгляд, может стать только активизация бизнеса на соответствующей территории. Но щедрое федеральное финансирование оказывается недостаточным инструментом для этого».

ФЦП – это инфраструктура, а не собственно экономика, не удочка, это рыба, добавляет Виктор Ядуха, а влияние программы на крымскую экономику не такое уж большое:

«Да, мост, трасса «Таврида», газопровод с материка и ТЭС – это жизненно важно для всех. Но остальные объекты не дают крымчанам стабильных рабочих мест и не являются генераторами стабильной прибыли, источниками стабильного наполнения бюджетов. Дороги строят в основном приезжие, они на этом и зарабатывают. Подрядчики вообще в основном не местные. Да, очистные в Севастополе и Саках нужны, набережные нужны. Но вот их построят, и что?»

По мнению Сергея Смирнова, в данном случае также следует учитывать то плачевное состояние, в каком оно украинского «наследие» досталось России вместе с Крымом и Севастополем. Пять лет с момента присоединения Крыма – это очень короткий срок, учитывая то, что с 1991 года Киев не вкладывал в Крым практически ничего, а на исходе советского периода на необходимые инвестиции просто не было средств, считает эксперт.

Поэтому, уверен Сергей Смирнов, масштаб инфраструктурных проблем выходит далеко за рамки ФЦП – и это имеет для качества реализации программы свои последствия:

«Можно все правильно и качественно сделать на тех объектах, которые вошли в программу, но эти объекты не существуют сами по себе, отдельно от других, до которых программа не добралась. Эти объекты, формально не относящиеся к программе, и могут стать «тонкими местами», причем где они появятся, спрогнозировать невозможно. И даже если вы знаете о таких проблемах, то ограничены в инструментах их решения, поскольку это не предусмотрено программой: выделите мизерную сумму – получите серьезные проблемы в связи с нецелевым использованием средств».

Николай Проценко

3258
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (3)

Profile picture for user Зод4ий
106

Чему собственно удивляться? В Севастополе не работает 224ФЗ,или собатируется.Во многих регионах бюджет городов пополняет именно этот закон.Он не тебует никаких фин.вложений от государства.А мы до сих пор просим,просим...

Profile picture for user КОТ МАТРОССКИН
1323

Если бы "освоение" ФЦП пристально контролировала прокуратура, то скандалов бы было намного больше))))))))))))))))0

Profile picture for user TSA
218

А чего Вы ждали?

В условиях системного внешнего управления по: Конституции-РФ ст.15, ч.4; уставу Севастополя, Ст.3, ч.1 и Где прописано, что: все смыслы, содержания и применения законов для РФ определяют иностранцы, а за неисполнение судебное преследование. Как надоест играть в "терпилово" то предстоит:

- расследование гос.переворота в 1991г!

- восстановление государственного суверенитета, единого много национального и много конфессионального Отечества, в границах 1945г!



http://rusnod.ru/referendum/

https://www.zareferendumnarod.ru/

https://vk.com/video-176601361_456241223

ПП ВС РФ от 10.10.2003 №5.

Главное за день

Участок у Карантинной бухты уверенно отходит военным

Региональное правительство во второй раз потерпело поражение в суде.
12:00
24
3351

Власти Севастополя проиграли суд о сносе незаконного торгового центра

Как и в деле с шалманом на Хрустальном, – из-за истечения срока исковой давности.
16:04
15
4482

Проблема погибающих сосен распространяется по всему Севастополю

На этот раз гибнущая сосновая аллея обнаружена у памятника в Хмельницком.
15:03
9
1396

Под столицей Крыма загорелась железнодорожная цистерна

По предварительной информации, есть пострадавшие.
14:05
2
1322