сб, 27/02/2021 - 15:00

Что на самом деле ЮНЕСКО советовало Херсонесу в Севастополе

ForPost изучил документ, на который ссылается руководство музея.

Деятельность действующего коллективного руководства музея-заповедника «Херсонес Таврический» вызывает большое количество вопросов у севастопольцев. Ситуация дополнительно усугубляется тем, что на Херсонесе начали возникать не просто спорные с точки зрения эстетики и научного подхода деревянные дорожки, флаги, скамейки и т.д. На территории античного города по неведомо чьему наущению стали проводиться концерты и другие перформансы.

Всякий раз их проведение сопровождалось значительным вмешательством строителей, многотонных грузовиков и прочих явлений, никак не способствующих сохранности близких сердцам севастопольцев древних руин. Общественная реакция на такие события была предсказуемой, в частности она доносилась посредством ярких одиночных пикетов.

Представители музея-заповедника регулярно оправдывали свои действия рекомендациями ЮНЕСКО – ещё украинского периода, поскольку с 2014 года представители ООН с Херсонесом не работают. Главный для музея-заповедника документ – План управления культурными ценностями «Древний город Херсонес Таврический и его хора» – датирован 2011 годом.

В частности, о ближайших планах «благоукрашения» Херсонеса сообщал Иван Есин — председатель совета фонда «Моя история».

ForPost изучил относящиеся к Херсонесу документы, размещенные на сайте специализированного учреждения ООН, в которых обнаружились интересные детали.

Факторы риска

В Плане управления Херсонесом отмечены факторы, представляющие риски для сохранности руин, а также предложены определенные варианты купирования этих угроз.

Сейсмическая угроза должна учитываться при разработке любых проектов по сохранению древних руин, также необходима комплексная программа сейсмической безопасности и охраны особо охраняемых природных территорий города Севастополя. Это должно быть разработано как можно скорее, подчеркивает ЮНЕСКО. Существует ли подобная программа по состоянию на 2021 год – неизвестно.

Береговая эрозия, по мнению ЮНЕСКО, требует проведения в кратчайшие сроки комплексных берегоукрепительных мероприятий и установки противоволновых барьеров по всей береговой линии охраняемых территорий в древнем городе Херсонесе, на перешейке полуострова Маячный и на мысе Виноградный, а также долгосрочная программа берегоукрепления прибрежной зоны Гераклейского полуострова в целом. К 2013 году ЮНЕСКО призывало реализовать «уже разработанный проект берегоукрепления береговой линии древнего города Херсонеса, приостановленного из-за отсутствия целевых государственных средств».

Оползни, считали в ООН, требуют создания комплексного проекта обобщенного отвода грунтовых вод и стоков на участке на мысе Виноградном, возведения подпорных стенок вдоль подножия скалы и закрепления локальных участков скалы, наиболее подверженных обрушению. Поскольку оползни представляют угрозу не только древним руинам, но и современным постройкам на мысе Фиолент, такие работы должны быть предусмотрены в Генеральном плане города Севастополя, считают в ЮНЕСКО. Будут ли работы предусмотрены в Генплане – пока неизвестно, старый Генплан был объявлен устаревшим, а новый пока не начинали.

С повышением уровня моря необходимо бороться не только путем аварийной гидроизоляции фундаментов юго-восточной части, как это предусмотрено Комплексной программой консервации и реставрации Херсонеса Таврического, но и проведением подобных работ на других памятниках в цитадели, в районе порта и в бухте Казачья, отмечают в ООН.

Интересно, что по подсчетам экспертов ЮНЕСКО «стоимость этих работ не так высока и может быть покрыта самим Национальным заповедником в рамках плана реставрационных расходов на 2012-2013 годы». Точные цифры в Плане не приводятся.

В более поздний период ЮНЕСКО предлагает провести ряд работ по обезвоживанию заболоченных территорий в городе Херсонесе и в его хоре, а также диагностировать состояние древних руин, затопленных морем, и принять соответствующие меры для их сохранения.

Настаивает ЮНЕСКО на избавлении от «агрессивной растительности». Которая, подчеркивают эксперты, «должна быть нейтрализована путем срочного уничтожения деревьев и кустарников, растущих в древних руинах». При этом делается важное уточнение - для поиска наилучших решений по борьбе с растительностью деревьев и кустарников, покрывающих обширные площади руин на охраняемых объектах в городе Херсонесе, в Юхариной балке и балке Бермана, а также в бухте Казачья, необходимо привлекать профессиональных ботаников.

Также ЮНЕСКО предлагает беречь Херсонес от степных пожаров.

Угроза градостроительства

Градостроительство и инженерные коммуникации являются фактором, которому в документе ЮНЕСКО уделено особое внимание. К неотложным вопросам – напомним, документ датирован 2011 годом – в ООН относят «удаление с территории древнего города некоторых диссонирующих структур (таких, как яхт-клуб, частная усадьба и т.д).

К числу «диссонирующих структур» в ЮНЕСКО отнесли линии электропередач и водоснабжения в Юхариной балке и балке Бермана, которые «необходимо срочно убрать с охраняемой территории». Также на охраняемой территории должна быть прекращена «несанкционированная хозяйственная деятельность» - что бы это ни значило.

Тревогу экспертов ООН вызывает растущее число посетителей. Неблагоприятные последствия воздействия посетителей на объект могут быть устранены путем организации дополнительных входов и перераспределения потоков людей, создания альтернативных маршрутов посещения и внедрения модели управления, предусматривающей равное распределение посетителей в течение всего года.

Кроме того, отмечают эксперты, необходимо усовершенствовать систему туристической инфраструктуры, особенно в том, что касается туалетов и объектов по обращению с отходами, что должно помешать посетителям оставлять мусор на охраняемой территории.

ЮНЕСКО также дает достаточно предсказуемые рекомендации по профилактике вандализма и незаконных раскопок за счет установки постов охраны, систем видеонаблюдения и т.д.

«Главными приоритетами для охраняемых территорий в хоре являются ограждение и круглосуточные посты охраны, особенно учитывая тот факт, что объекты хоры особенно уязвимы для скрытых раскопок с их непоправимым ущербом целостности археологических слоев», - подчеркивает недопустимость земляных работ на Херсонесе ЮНЕСКО.

Что можно и чего нельзя

Относительно активности на территории Херсонеса Таврического ЮНЕСКО опирается на план, где отмечены зоны перспективных исследований, места, требующие немедленных консервационных мероприятий и т.д. Интересно, что в рамках этого плана место, где размещена вызвавшая массовые протесты севастопольцев концертная сцена, относится к категории требующих консервации мест перспективных исследований.

Напомним, есть надежда на переезд спектакля «Грифон» из Херсонеса к 2023 году – но это пока не точно.

Формат пешеходных дорожек в документе ЮНЕСКО упомянут – но весьма своеобразно. Обустройство пешеходных дорожек и мест отдыха является частью мероприятий по благоустройству охраняемых территорий и должно осуществляться в рамках специальных проектов на основе рекомендаций, изложенных в Плане организации территории Национального заповедника «Херсонес Таврический» – создание которого было намечено на 2012 год. На сайте ЮНЕСКО соответствующий документ отсутствует.

Со своей стороны, ЮНЕСКО отмечает, что «основные пешеходные дорожки» должны иметь покрытие, подходящее для всех возрастных групп, а также для инвалидов, а это означает, что должны быть предусмотрены специальные пандусы и перила. «В то же время необходимо позаботиться о том, чтобы такие поверхности не вызывали диссонанса среди открытых древних сооружений», - подчеркивает ЮНЕСКО.

Орган ООН рекомендует, чтобы пешеходные дорожки были покрыты «видами щебня или гальки, совместимых с материалами, применяемыми в древних сооружениях». Никаких деревянных покрытий в рекомендациях ООН не усматривается, и в силу каких соображений они возникли в Херсонесе – непонятно.

К этой идее, отмеченной в документе от 2011 года, в администрации музея-заповедника пришли в 2021-году. Не исключено, что под воздействием коллективного общественного мнения севастопольцев, считающих недопустимым трансформацию Херсонеса в «музей деревянного зодчества».

В ООН подчеркивают, что места отдыха должны находиться в тени и, опять-таки, «соответствовать древним руинам вокруг».

Интересно, что вместо новых заборов ЮНЕСКО предлагает демонтировать старые. В частности, предлагается «демонтировать ограду вокруг Владимирского собора, тем самым открыв путь для новых маршрутов посещения по главной улице древнего и средневекового города».

Из всех видов деятельности, которые могут быть на территории Херсонеса, ЮНЕСКО настаивает на приоритетности археологических работ, «которые будут проводиться на различных объектах, что в перспективе позволит значительно расширить и, что еще более важно, объединить экспозиционные зоны древнего города в значимые образования. Часть территорий предлагается зарезервировать для будущих поколений археологов, а это значит, что любые археологические раскопки в этих районах будут запрещены».

Херсонес для ученых

Интересна позиция ЮНЕСКО относительно приоритетов, изложенная в одном из немногих документов «нового времени», после воссоединения Севастополя с Россией. Структурное подразделение ООН усматривает значительные риски в расширении присутствия РПЦ на территории античного музея-заповедника.

«В феврале 2017 г. Русская Православная Церковь объявила о намерении взять в свою собственность 24 объекта, которые являются неотъемлемой частью объекта всемирного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его хора», внесенного в Список всемирного наследия. Это непосредственно оказывает негативное влияние на состояние сохранности указанного объекта», - отмечает ЮНЕСКО в мониторинговом документе.

Отметим, впрочем, что документ 2017 года не свободен от большого числа политических негативных клише, и его объективность остается дискуссионной. Как уже говорилось, эксперты ЮНЕСКО не бывали в Севастополе с 2013 года, и могут собирать информацию исключительно в открытых источниках.

Со своей стороны, представители РПЦ – в том числе активные пользователи построенной в зоне перспективных археологических исследований сцены – не видят в своей деятельности ничего плохого.

Николай Сведски

Читайте также: