Работа студентов Севастопольского госуниверситета Эдуарда Дубинина, Наили Дубининой и Павла Остапенко стала победителем Всероссийского молодёжного конкурса «Без срока давности» в номинации «Социальный ролик». Перед участниками стояла задача в лаконичной форме рассказать о зверствах фашистов в период Великой Отечественной войны.
Свой четырёхминутный ролик «Память» о трагических страницах истории Севастополя студенты создали всего за три дня. Об этом ForPost рассказал куратор проекта кандидат исторических наук Вадим Хапаев.
По его словам, на создание ролика почти не было времени. Режиссёр и оператор фильма Эдуард Дубинин был хорошо технически вооружён, и в этом смысле у съёмочной группы была свобода творчества. Сам Вадим Хапаев вооружил ребят исторический информацией и подсказал, какую использовать кинохронику. Затем Наиля Дубинина написала сценарий, а их друг Павел Остапенко выступил ведущим и начитал закадровый текст.
«Один день был на написание сценария и один день — на съёмки и монтаж. И как бывает в режиме русского рывка, когда нет времени на раскачку, получилось хорошо, и они выиграли», — сказал Вадим Хапаев.
Конкурс «Без срока давности» учреждён в 2020 году Министерством просвещения и проводится в самых разных номинациях. Основная цель проекта — сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения СССР — жертв военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны, установление обстоятельств вновь выявленных преступлений против мирного населения.
Напомним, что осенью 2020 года, также в рамках проекта «Без срока давности», севастопольские поисковики организации «Долг» на территории Максимовой дачи обнаружили останки десятков мирных горожан, погибших в годы Великой Отечественной войны. Предположительно эти люди были расстреляны фашистами и сброшены в ров.
Павел Истомин
Фото: кадр из ролика «Помять»
Обсуждение (17)
Будь проклята война. Будь прокляты те, кто развязывает войны!
Позвал внучку, возраст 7 лет. Смотрели вместе. Как смог рассказал о войне, о прадеде ,( он ребенком пережил этот ужас, внучка прадеда видела и помнит ). Рассказал , как убивали и сжигали детей. У самого ком в горле, внучка затихла. Не все поняла, но страх видимо почувствовала. Надо воспитывать, надо... Я хочу, чтобы цветы несли к мемориалам памяти, а не жарили сосиски на Вечном огне.
Можно было отойти от термина "нацисты" и называть их своими именами - немцы, румыны.
Немцы, румыны - это национальность. Нацисты - сущность идеологии, превосходство расы и жажда насилия. Ну ,по крайней мере мне так видится.
Воспитывать надо так, чтоб потом в бундестагах малолетние придурки не каялись. За "невинно убиенную" мразь уничтожавшую наш народ.
Спасибо ребятам за память. Но... есть конкретный ляп.
Перед просмотром полагал, что покажу на уроке. Посмотрел и передумал, - такое показывать нельзя. Давайте выключим звук и посмотрим. Какие слова возникнут в голове? Все четыре минуты (за редчайшим исключением) - "доблестные" воины вермахта. Кого прославляет этот видеоряд? Понятно, что найти что-то по заявленной теме крайне трудно, но если исключить текст, это ли не пропаганда фашизма?
Браво ребята вы молодцы
to Юрий Соколов:
Не перегибайте. Не надо звук отключать. Озвучка для того и делается, чтобы пояснять видеоряд, донести до зрителя информацию о сюжете. Не нравится текст? Так и писан ведь не Константином Симоновым, Борисом Горбатовым, Мусой Джалилем... 4 минуты памяти созданы даже не студентами ВГИКа (т.е. будущими кинематографистами), а молодым поколением севастопольцев, чтобы их ровесники знали, помнили и не простили.
to madagarova: Многовато фашистов на экране получилось.
to Просто врач:
Так их и было здесь много. И этой живодерной массе противостоял Севастополь.
to Юрий Соколов: Попробуйте посмотреть *Ирония судьбы или...* без звука.Или наложите на него другой аудиоряд.Интересно какой тогда будет смысл у фильма?
П.С Недавно прочитал стихотворение(автор неизвестен).Чего то запомнилось...
На черно-белом кадре кинохроники,
У взрывом размозженного гидранта,
Лицо застыло бледное покойника,
В немецкой форме серой интенданта.
Рапидом кадры сепии проносятся,
Войны прошедшей, как страницы книжки,
А я всё вижу дырку в переносице,
Белёсый чуб немецкого мальчишки.
Конец войны, и дни в апреле нервные,
Советский "Як" рвёт облака над кирхами,
Его вполне возможно завали Германом,
Что не дождалась Марта в Гельзекирхене.
Весной пушатся над водою вербинки,
И лёд речной очухался от статики,
И если бы не дым, не трубы Треблинки,
Я б пожалел несчастного солдатика.
Скривились пальцы грубо онемевшие,
И впали щёки в мёртвой исхудалости,
И если б не Хатынь дотла сгоревшая,
То мог дождаться парень моей жалости.
Луна на небе светит белым зеркалом,
В войне все цвета хаки, даже штатские,
Но миллионы судеб исковерканных
Мне не дают поплакать над солдатскою.
Всё в хронике взрывается и носится,
Немецкий "Опель" спит с разбитым бампером.
Победа. А за дырку в переносице
Я тихо прошепчу "спасибо" снайперу.
to Шато:
Автор стихотворения Александр Гутин.
to Шато:
Стихотворенияе, которое Евтушенко назвал "главным стихотворением о войне".
Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит.
Ион Деген 1944 г.
Все верно. Да и немцы были разные. Маме было 4 года. Сунула в нос фасолину, ну та и разбухла, ни достать, ни в себя "шмыгнуть"... А как раз июль 1942-го был, немцы только вошли, ну и начали население "сортировать". Так бабушке один офицерик дал коробку с леденцами, мол "дай своей девочке".
А дед (т.е. мамим отец) на СМЗ работал, слесарь, приборист по манометрам и прочим, 6 разряд! Так какая-то сволочь стуканула. Ну к нему подошли, мол "ты такой-то". Он - ну я. А что еще ответить? "Пошли мол на завод"! Дед типа - да я не умею, сапожник... А сапоги действительно умел шить, в те времена такое не редкость было. Ну и подбил другому офицеру его обувь, что лучше новых стали. Забрали для профилактики, куда-то в подвал на неделю, потом - отпустили..
- "Точно мол не слесарь"?
- "Да я видать с бабой того, кто на меня настучал переспал, вот он и мстит".
Поржали, и отпустили. Ибо это обычный вермахт был. Солдаты, которых так само как и наших от станка и плуга оторвали. Это все мама со слов бабушки рассказывала.
А буквально за несколько дней до мая 1944-го в море баржа с людьми выходила. А возвращалась уже без них. С немецкой педантичностью, сегодня улица №1, завтра №2, послезавтра - №3. До нашей не дошли три улицы, вошла Красная Армия в город. И это тоже немцы делали! Немцы, но не "солдаты", а другие немцы.
Ну а дед на третий день после - уже на заводе опять был!
Маме было 8, когда началась война. Всю осаду, как входили фашисты в город, всё помнит. Написала воспоминания. И про Максимову дачу тоже.
Бессмертный полк Максимовой дачи.
Мы знали её с детства. Сначала ходили со старшими ребятами, а потом бегали сами: брали бидончики и ходили за родниковой водой.
Максимова дача была жемчужиной Севастополя. Три бассейна. Один, в который лилась вода, был выложен красивыми камнями. Вода переливалась из одного бассейна в другой. Огромные гроты с водой, даже из подпорной стены вытекала маленькой струйкой вода и поливала рядом растущие кусты и деревья. Удивительно красиво. Сказочный птичий домик. По подпорной стене вился виноград, мы его ели. Был там соковый завод, вокруг дачи были виноградники. От завода был проложен ручеёк, ступеньки из камня. Вода текла по ступенькам, как маленькие водопады. Незабываемая красота. Вода какая-то необыкновенного вкуса.
Нас трое, ещё далеко были слышны бои, а мы с бидончиками побежали на Максимову дачу. Она почти рядом с Красной горкой.
То, что мы увидели, от страха упали на землю, не шевелясь, прижались друг к другу. Внизу была вырыта огромная яма и туда носили на носилках трупы бойцов и скидывали в эту яму. Нас никто не видел. Обратно мы с водичкой шли по дороге мимо гротов, а там в воде лежали убитые бойцы вниз лицом. Страшно было на это смотреть. Мы быстро пошли, вода плескалась по ногам. Поле тоже было всё в воронках и везде лежали ещё не убранные убитые бойцы. От страха домой мы просто бежали. Больше мы туда уже не ходили.
Немцы на даче сделали лагерь для военнопленных. Много раз мы видели, как по Красному спуску на Корабельную тащили телегу запряженные в неё пленные. Они еле живые, с потухшими глазами, волокли эту телегу. Конвой: три немца с автоматами, дубинками, плётками. И если кто-то не мог идти, они его избивали.
Мы пробегали быстро мимо, чтобы не видеть этот ужас. Волосы шевелятся на голове при воспоминаниях об этом, и ком в горле. Оно живое перед глазами.
Бессмертный полк вместе с погибшей Максимовой дачей. Вечная память.
to Marat Kanzha:
to aquila:
;Спасибо вам за воспоминания.