Кубинский поход. Через Атлантический океан и десять морей

admin

30 лет минуло с тех пор, когда отряд кораблей от двух флотов – Черноморского и Балтийского совершил большой поход на Кубу по маршруту Севастополь (Балтийск) – Гавана – Сьенфуэгос – Гавана – Севастополь.



Это был интереснейший и незабываемый поход к далекому острову Свободы в западном полушарии, как до сих пор называют Республику Куба, поход через Атлантический океан и десять морей, двенадцатью проливами и мимо десяти государств Нового и Старого света. За 77 суток (22 марта 1981 года – 6 июня 1981 года) – было пройдено 14.467 миль.



Центральным событием похода стал официальный визит и пребывание кораблей ВМФ СССР в портах и водах Республики Куба продолжительностью чуть менее месяца. И весь этот период были незабываемые встречи, официальные и неофициальные, знакомство и исключительно теплое общение российских советских моряков с кубинцами и их маленькой страной на американском континенте площадью всего 110.900 кв. км и населением 9,8 млн. чел. (по состоянию на 1982 год, сейчас 11,1 млн. чел.), где у нее было так мало друзей. Вот почему взоры кубинцев с надеждой простирались в другое полушарие, к Советскому Союзу, который тогда был оплотом социалистического лагеря.



С тех пор многое изменилось на политической карте мира.

 

Карта похода

Но вернемся к событиям 30-летней давности. 22 марта 1981 года почти одновременно вышли из Севастополя большой противолодочный корабль «Николаев» под флагом 1-го заместителя командующего ЧФ вице-адмирала В. Самойлова, и из Балтийска два сторожевых корабля «Свирепый» и «Бдительный» с танкером «Олекма». Их путь лежал через Атлантический океан на Кубу, и корабли 3 апреля 1981 года встретятся в точно установленное время в 16.30 в точке рандеву посреди океана, после чего уже отряд боевых кораблей продолжит поход с официальным визитом на Кубу.



Визит был приурочен к дням празднованиям на Кубе 20-летия провозглашения кубинской революции и победы на Плайя-Хирон. Это населенный пункт в бухте Кочинос, на южном берегу о. Куба, близ которого 17–19 апреля 1962 годы были разгромлены контрреволюционеры-наемники, высадившиеся под прикрытием вооруженных сил США на остров для вооруженной борьбы против революционной Кубы. Кубинцы очень гордятся этой своей победой, сравнивают ее даже со Сталинградской битвой. После этого США открыто уже не покушались на независимость Кубы, и только Карибский кризис 1962 года мог изменить ситуацию. Это был международный кризис, в центре которого оказалась Республика Куба, и слава Богу, что он был успешно преодолен. И сегодня, как и 30 лет назад, есть на карте мира Социалистическая Республика Куба, и живет и здравствует легендарный герой кубинской революции Фидель Кастро Рус, с которым участникам нашего похода посчастливилось и встретиться, и пообщаться, и даже сфотографироваться на память. 13 августа 2011 года ему исполняется 85 лет.



Много событий и встреч ждало нас впереди на гостеприимной Кубе, но на пути туда нужно было пройти через океан тем самым путем, по которому почти 500 лет назад прошел на своих каравеллах «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» знаменитый мореплаватель адмирал Христофор Колумб и открыл для мира остров Кубу, кроме самого американского материка. Это было 28 сентября 1492 года.



Но тогда шел 1981 год. Фотография с картой похода дает представление о составе командования и походного штаба, который был размещен на борту БПК «Николаев». Капитаны 1 ранга В. Москаленко, Б. Абысов, Е. Чебаков, полковник медицинской службы В. Кузнецов, подполковник А. Шмерега, капитаны 2 ранга Ю. Кобзарев, В. Русин, Г. Семченков, В. Янковский, капитан 3 ранга В. Пермяков – все это опытные офицеры и профессионалы своего дела. Москва направила в поход от ПУ ВМФ капитана 1 ранга Т. Козлова. Корреспондентский корпус представляли от газеты «Красная звезда» А. Иванов, от флотских «Флаг Родины» – В. Мельников, «Страж Балтики» – А. Дмитриков.

В походе были ВИА ЧФ «Волна», штатный начальник почетного караула бравый лейтенант с усами Н. Березовой, переводчик, фотограф и лучший на флоте кок, а также группа ОСНАЗ, ведь не на прогулку же выходил в океан отряд, а шли к берегам, где господствовал флот США, наш тогда вероятный противник.

 

Кубинка танцует на корабле

Хорошо отработанным кораблем был флагман отряда БПК «Николаев». Он не раз уже бывал в Средиземном море и был знаком с неласковым характером Бискайского залива, где он проходил штормовые испытания, во время которых громадной волной сорвало с фундамента носовую РБУ. С океаном шутки плохи. Хорошо подготовились к походу и балтийские корабли, в этом мы могли убедиться, когда, повстречавшись с ними в точке рандеву, побывали на них и проверили всем походным штабом.



По пути на Кубу океан встретил нас – 6-балльным штормом, который не стихал двое суток. И волны в океане – это совсем не то, что даже в Средиземном море. Корабль раскачивало до крена в 36 градусов, на палубе стоять было трудно. Выручили успокоители качки, они обеспечили 3-кратное умерение качки. Экипаж мог спокойно пообедать и поужинать. Под утро пригрело апрельское солнце, и океан притих. А в целом плавание проходило спокойно и вполне благополучно, даже «Орионы» и «Нептуны», прилетавшие один раз в сутки проверить нас, не были неожиданностью.



Походный штаб четко выполнял все положенные действия. В океане особо приятно было принимать поздравления с днем рождения. До сих пор помню, как флагманский штурман Юрий Кобзарев и врач-хирург Виктор Кузнецов в шуточной форме заверили факт моего дня рождения в точке посреди океана, указав и широту, и долготу.

Для меня, флагмеха отряда, этот поход через океан не был первым. Будучи командиром БЧ-5 «Очакова» я участвовал в походе к Азорским островам на учениях «Океан-75» в апреле 1975 года. И теперь делился своим опытом с командиром БЧ-5 «Николаева» капитаном 2 ранга Г. Павлюковым. Все это пригодилось, но было и неиспытанное ранее. При пересечении Саргасова моря корабли шли в сплошном поле водорослей, крупных (до 1 м длиной) кустистых бурых растений, причем плотность их на поверхности воды была значительной. Возникала опасность наматывания их на винты и забивания систем охлаждения двигателей. Но, видимо, водоросли были действительно ближе к поверхности, так что мы благополучно пересекли это море, как, впрочем, и Бермудский треугольник, при этом, конечно, повысив внимание и бдительность на вахте у действующих механизмов.



Пришлось поволноваться в походе и командирам, и штурманам, и вахтенным офицерам БПК «Николаев». Опыта плавания в районе Багамских островов и Карибском море не было ни у кого, включая и флагманского штурмана. Юрий Иванович Кобзарев, прекрасный друг, к сожалению, так рано ушедший из жизни, вспоминал, что пришлось всем, включая самого себя, еще перед походом засесть за карты, лоции и другие пособия по изучению района плавания. Длительное океанское плавание для штурманов стало хорошей школой в решении задач определения места корабля по небесным светилам. Тренировки не прошли даром, и при подходе к Багамским островам, при первом надежном определении места корабля по данным РЛС, после 2-недельного плавания в океане, корабли имели невязку всего 0,8 мили.



На особенности радиосвязи по пути следования уделил особое внимание Владимир Иванович Янковский, настоящий профессионал связи. Еще до выхода кораблей в море он на ЭВМ произвел расчет и составил специальную таблицу прохождения радиотрасс для выбора оптимальных частот, в которых обеспечивалась устойчивая радиосвязь кораблей с КП ЧФ и ВМФ в любой точке маршрута. Его расчет полностью подтвердился, а в устойчивой связи могли убедиться все – и командир отряда, и офицеры штаба, и корреспонденты газет.

15 апреля 1981 года после краткой стоянки на рейде Варадеро в 10.00 по местному времени корабли отряда зашли в порт Гавана. Стрелки часов перевели на 9 часов назад по сравнению с московским временем. Набережная Малекон, несмотря на рабочий день, в среду, была заполнена гаванцами, которые радостно приветствовали советских моряков. Ошвартовались легко кормой к зданию Революционного ВМФ Кубы, и визит в Республику Куба начался.



Программа визита была насыщена мероприятиями. В дни нашего пребывания на Кубе отмечалась целая серия праздников. Главные из них – 20-летие победы на Плайя-Хирон и кубинской революции. Вместе с кубинцами мы отметили и наши привычные праздники – 1 Мая и День Победы, а 10 мая был День матери, который трогательно отмечает вся Куба. Везде мы были желанными и почетными гостями. В театре К. Маркса, где проходило торжественное заседание по случаю победы на Плайя-Хирон, во время выступления Фиделя Кастро зал буквально весь повернулся в сторону балкона, на котором находилась большая группа офицеров, мичманов и матросов с наших кораблей, и приветствовал нас аплодисментами. Поистине можно восхищаться ораторским талантом Фиделя.



– У вас руки аристократов! – восклицает Фидель, а в ответ голос многотысячного митинга кубинцев с вручением Боевых знамен формированиям кубинского ополчения:

– Нет!

– У вас руки рабочих! – а в ответ еще более мощное:

– Да! Приказывай, команданте!



Совсем в другой обстановке непринужденного общения состоялась встреча с Фиделем Кастро в конце официального визита на борту БПК «Николаев в порту Сьенфуэгос, куда наш отряд перешел из Гаваны. Большой, красивый, мужественный человек, руководитель государства, с неподдельным интересом слушал доклады командиров отряда и корабля капитана 3 ранга В. Куренкова, остановил внимание на вертолете КА-25ПЛ и даже спустился к механикам в ПЭЖ, а, прощаясь, сказал:



– Порты Кубы и объятия ее народа всегда широко открыты для советских моряков.



Невозможно рассказать обо всех встречах на кубинской земле. Это и поездки наших моряков в комфортабельных автобусах на пляж Санта-Мария. Это и интереснейшие экскурсии по Гаване, в музей Революции с яхтой «Гранма» под стеклом, в Музей природы в громадном здании Капитолия, посещение мемориала Плайя-Хирон, и, наконец, прогулка по набережной Малекон, на которой установлены красивейшие памятники. Командование отряда с группой офицеров возложили цветы к памятникам Хосе Марти, Антонио Масео, воинам-интернационалистам. 1 Мая, во время официальных мероприятий, на трибунах площади Революции, у монумента Хосе Марти, рядом с руководителями Кубы стояли и наши моряки. А еще многочисленные встречи с кубинскими моряками и жителями Гаваны, и ответные посещения наших кораблей, встречи и концерты на борту БПК «Николаев».



Официальная часть визита закончилась 27 апреля, и в завершение его с выходом кораблей отряда из порта Сьенфуэгос состоялись 2-дневные совместные учения с кораблями кубинского флота. Восхищение вызвали полеты кубинских летчиков на МИГах – настоящие асы. С возвращением в Гавану наше пребывание на Кубе было продолжено, корабли проводили предпоходовый ППР до 11 мая и подготовку к обратному переходу.



И вновь состоялись, теперь уже неофициальные мероприятия, в гостях у кубинских друзей, которым очень хотелось показать нам, как они живут, что едят и пьют, как отдыхают и поют, как лихо ездят на мотоциклах женщины-полицейские и умеют стрелять из 8 положений, какие на Кубе прекрасные пейзажи и дороги. Кому-то посчастливилось побывать в доме-музее Э. Хемингуэя, в индийской деревне с настоящими крокодилами, послушать музыку и песни в кабаре «Тропикана» позагорать на пляже Варадеро, побывать в образцовом животноводческом хозяйстве у старшего брата Фиделя – Раймонда, посетить музей Наполеона и даже послушать Аллу Пугачеву на концерте 2 мая. А вот рубить сахарный тростник не пришлось – не сезон.



11 мая мы попрощались с солнечной Кубой и мужественными кубинцами. Переход в Севастополь прошел спокойно, и даже океан радовал теплой, солнечной погодой. Балтийские корабли продолжили нести боевую службу в Средиземном море, а БПК «Николаев» 6 июня прибыл в Севастополь



Для передачи опыта расскажу и об особом случае, который произошел на обратном пути в океане.



Учитывая уже имевшийся опыт эксплуатации кораблей на боевой службе в Средиземном море, корабли отряда были снабжены всем необходимым. На танкер «Олекма» в Балтийске перед походом был погружен на борт и запасной дизель-генератор для сторожевых кораблей. На обратном пути с Кубы на одном из них вышел из строя дизель-генератор (по иронии судьбы это случилось в Бермудском треугольнике), потребовалась его замена, что и было сделано личным составом. Технология была отработана, и личный состав умел это делать. Однако перегрузка дизель-генератора весом более 2-х тонн в океане при волне с танкера на СКР оказалась невозможной из-за большой разницы в высоте бортов. Тогда применили двойную перегрузку дизеля – с танкера на высокую палубу БПК «Николаев», который и раскачивало меньше, а затем бортовой стрелой – с БПК «Николаев» дизель опустили на СКР. Операция прошла успешно, но и она требовала и осторожности, и умения. В те годы на боевой службе в Средиземном море перегрузки и грузов, и людей с корабля на корабль были отработаны. Этому экипажи кораблей учились, но такая операция в океане была проведена впервые.



Мы вспоминаем сегодня о походе через океан 30-летней давности не только потому, что, как и всякий большой поход современных кораблей ВМФ, тем более в страну с героической историей, и слово «Куба» было символом борьбы за свободу от иноземного владычества на американском континенте, приносил с собой много интересного и познавательного. Поход на Кубу в 1981году был и весьма заметным событием на флоте, даже несмотря на то, что корабли ВМФ уже не один год несли постоянное боевое дежурство при плавании в Мировом океане. Плавание отряда кораблей происходило вблизи берегов США в непростой обстановке в мире и послужило хорошей поддержкой дружественной страны.

 

 

Вспоминаем об этом походе, извлекая уроки из прошлого, по той причине, что в походах приобретался бесценный опыт освоения неизвестных ранее районов плавания с выходом в Мировой океан советского ВМФ, опыт эксплуатации кораблей с новыми типами электромеханических установок в районах с высокой температурой и влажностью и в других особых условиях. Этот опыт во многом пригодился в последующих походах кораблей ЧФ, в том числе и на Кубу. В 1988 году, при подготовке к походу на Кубу кораблей уже другого (Северного) флота отчетные материалы именно совместного похода кораблей двух флотов в 1981 году тщательно изучались командованием и офицерами походного штаба в штабе ЧФ в Севастополе.



Востребован был этот опыт и в походах кораблей ВМФ РФ в нашей новейшей истории. Примером тому служит поход в Индийский океан кораблей ЧФ в 2003 году. После длительного перерыва в таких походах кораблей в океан, прекращения службы 5-й Средиземноморской эскадры, этот опыт во многом был утрачен. А до мелочей отработанная на эскадре организация не давала сбоев в любых условиях обстановки. Тогда-то и возникла необходимость восстановить то, что было утрачено. Инженерами-механиками на флоте были подготовлены для каждого корабля абсолютно конкретные рекомендации по опыту эксплуатации электромеханических установок в особых условиях плавания, в районах с повышенной температурой и влажностью, которые учитывали все, с чем придется встретиться в походе, в том числе и защиту от водорослей и полей с полиэтиленовыми мешками. Командование отряда кораблей во главе с вице-адмиралом Е. Орловым приняло все меры, чтобы опыт буквально по всем специальностям (от штурманов до врачей) был детально изучен перед походом, что сыграло немалую роль в его успешном проведении.



И до, и после нашего похода корабли ЧФ еще не раз посещали Кубу с визитами и деловыми заходами. Всегда разные впечатления были от этих походов. Но было и что-то общее, радостное от встречи с солнечной страной, ее добрым народом, питающим самые теплые чувства к российским морякам, к Советскому Союзу. А кто не помнит популярную песню тех лет?

Куба – любовь моя!

Остров зари багровой.

Песня летит над планетой,

звеня:

Куба – любовь моя!

Поход на Кубу в 1981 году был заметным событием на флоте. Это большое плавание через океан современных больших кораблей, одно из тех, какими всегда отличались походы кораблей Российского флота. Офицеры и матросы гордились тем, что им посчастливилось в них участвовать. Хотя бы один раз пересечь Атлантический океан, пройти по тому пути, по которому прошел сам Христофор Колумб – это мечта моряков.

Капитан 1 ранга в отставке Евгений Чебаков,

участник похода на Кубу

 

Profile picture for user Вадим
4359
Вадим

Да, интересно. Перефразируя известную песню:
Только в полётах живут самолеты.

То корабли живут в походах. И хорошо, что тот опыт востребован сейчас.

Profile picture for user Черное море
11240
Черное море

to магадан7 (Севастополь) Спасибо, капитан, хорошо написал, интересно читать. В воспоминаниях так и чувствуется морской ветер, солнце, дружба, вобщем позитив, который тогда и преобладал.

Согласен с вами. Теплый хороший материал написал Евгений Чебаков. Приятно его почитать. Будем ждать новых материалов.

Profile picture for user Скумбриевич
831
Скумбриевич

Читаешь и думаешь.Ведь сейчас нам доступны материалы по атлантическим и северным конвоям в период второй мировой войны.Перед их участниками снимаю шляпу.А здесь? Пикниковые переходы за чеками торгмортранса.Весь город на фальши сидит.

Profile picture for user Черное море
11240
Черное море

to магадан7 (Севастополь)

Скумбриевич просто фуфло.

Profile picture for user Черное море
11240
Черное море

to магадан7 (Севастополь)

Посты скумбрии - провокационны.

Profile picture for user judge24
1
judge24

разместил статью у себя в блоге Veritas
если вы против, могу удалить

Profile picture for user Авиатор
2042
Авиатор

Статья хорошая. А для скумбриевича надо готовить Берлагу.

Profile picture for user частный сектор
185
частный сектор

Прав, однако, Скумбриевич...
Чрезмерный пафос, чванство и показуха всегда были свойственны послевоенным черноморцам, особенно 70-80х годов, в отличие от балтийцев и североморцев.
Сотни, нет тысячи моряков торгового флота спокойно, без ненужного напряга и многомесячной подготовки и обеспечивающих танкеров шли,куда укажет судовладелец или фрахтователь \особенно в трампе, когда не знаешь, что повезёшь и какой порт назначения у тебя будет следующим\ .
А здесь даже запасной ДГ с собой оказался, прихватили из дома на всякий случай.
У воякдаже Босфор с Дарданеллами пройти - почти подвиг.
Знавал я одного командира, который пройдя Черноморские проливы хвата микрофон и поздравлял "весь л\состав с БЛАГОПОЛУЧНЫМ проходом Черноморских проливов". Причём военные корабли суда проходят проливы только в светлое время суток.
Тоже, кстати, начало 80-х.

Profile picture for user Черное море
11240
Черное море

to Авиатор (Жуковский) Статья хорошая. А для скумбриевича надо готовить Берлагу.

Согласен!!!

Profile picture for user костя ласточкин
4
костя ласточкин

был в том походе - молодость,здоровье,шило,ром,ТРОПИКАНА!,пляжи. К местным девчонкам советская власть не допускала

Profile picture for user Черное море
11240
Черное море

to костя ласточкин (Пушкино, Россия) был в том походе - молодость,здоровье,шило,ром,ТРОПИКАНА!,пляжи. К местным девчонкам советская власть не допускала

А вот зря не допускала. Кровосмешение дает хорошие плоды!

Profile picture for user Черное море
11240
Черное море

Рождаются красивые дети. В ту пору флотские офицеры была элита. Выпускники "Нахимки" были желанными женихами.

Profile picture for user strannik
275
strannik

Евгений Михалович Чебаков житель города Севастополя.Сегодня он председатель совета ветеранов 5-й оперативной эскадры (базировалась в Средиземном море).Это прекрасный человек и очень грамотный специалист.Более того, он уже проявил себя на писательском поприще.
А по поводу того, что торговые моряки проходят те же проливы "без пафоса", а военные с напрягом и в светлое время... Так это согласно договоренностей с Турцией.На военном корабле в погребах сотни тонн артиллерийского, бомбового и ракетного боезапаса, да всех видов топлива, в т.ч. авиационного под завязку, плюс сотни человеческих жизней. Поэтому вполне понятно поздравление командира в связи проходом тех же проливов.Думаю, что дальнейшие комментарии просто излишние.

Profile picture for user частный сектор
185
частный сектор

to магадан7 (Севастополь) to strannik (Санкт-Петербург)

Это не соглашение с Турцией. Это Конвенция "Монтрё" от 1936 года.

to strannik (Санкт-Петербург) Совершенно верное замечание. И потом, я не слышал, чтобы военные провозили контрабанду, как другие, более озабоченные и менее дисциплинированные и романтичные мореманы.

Не слышал, говоришь? Тогда, похоже, тебе, шановный, много чего не удалось услышать в этой жизни.