Независимость Донбасса можно признать даже без согласия Украины
Владимир Путин предложил Дональду Трампу провести референдум в Донбассе. Это предложение было частью плана по урегулированию кризиса вокруг Украины, сообщило агентство «Блумберг».
Украинские политики сразу же подвергли резкой критике саму идею референдума. Бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк написал в своем «Фейсбуке»:
«Советуем всем партнерам не иметь никаких иллюзий относительно "новых" и "интересных" идей, которые Россия предложила на встрече в Хельсинки. Это переговорная ловушка. Украина не примет никаких тайных планов относительно Донбасса и Крыма».
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил: «Россию Донбасс совсем не интересует, и наши, украинские граждане в Донбассе, конечно, тоже. Вспомните российские пассажи о федерализации Украины, и вы сразу поймете, что это не про Донбасс. Это своего рода "репетиция", которую кремлевский режим будет толкать, чтобы развалить нашу страну. Им это не удастся".
Возможность проведения референдума отвергла и официальный представитель Госдепа США Хизер Нойерт, которая заявила, что у голосования не будет легитимности.
Российские комментаторы инициативы президента России выступили с позиций глубокого уныния. Дескать, вопрос о независимости Донецка и Луганска на референдуме поднять не удастся, значит, речь идет о способах интеграции регионов в состав Украины, то ли на правах автономий с особым статусом, то ли вовсе обычных украинских областей. Дескать, всё пропало.
Однако, если подумать, так ли уж безнадежна идея референдума? Может ли она быть реализована?
Современное международное право базируется на двух противоречащих друг другу принципах – праве народов на самоопределение и праве государств на сохранение территориальной целостности.
В «Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций», принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1970 году, говорится:
«Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».
Одновременно в Декларации указывается, что:
«Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории».
Как видим, территориальная целостность государства не может быть нарушена, если оно соблюдает принципы равноправия и самоопределения народов.
Однако, довольно очевидно, что с этим в современной Украине имеются проблемы. Украинские власти по собственной инициативе развязали войну в Донбассе, в том числе с применением против мирных жителей боевой артиллерии и авиации. На Украине предпринимаются попытки гонений на русский язык, а также проводится политика украинизации, то есть насильственной смены идентичности проживающих на Украине русских, венгров, представителей других народов. Очевидно, что о соблюдении принципов равноправия народов на современной Украине не может быть и речи.
Это дает возможность гражданам Донбасса цивилизованным путем решить свою историческую судьбу. То есть путем референдума либо выйти из состава Украины и стать независимым государством, либо остаться в составе Украины с той или иной степенью автономии, либо даже вовсе присоединиться к России (или иному государству).
Правда, жители Донецка и Луганска уже высказались в пользу независимости на референдумах 11 мая 2014 года. Но тогда эти референдумы не были признаны мировым сообществом.
Для того, чтобы стать независимым государством, в современном мире нужно получить признание со стороны других государств, а также вступить в ООН. Если эти две задачи решены, государство можно считать состоявшимся. Единственным суверенным государством - не членом ООН является Ватикан.
Если «державы» захотят признать новую страну – они её признают.
Каковы шансы на это у Донецка и Луганска? В данный момент они невелики – республики не признает никто из членов ООН.
Однако стоит вспомнить многолетний конфликт вокруг Южного Судана. Суданское правительство длительное время вооруженным путем пыталось добиться от Юга своей страны покорности, пока при международном посредничестве великих держав не было заключено соглашение о мирном урегулировании конфликта. Оно включало в себя официально признанный референдум. С 9 по 15 января 2011 года такой референдум действительно был проведен. Избиратели подавляющим большинством высказались в пользу независимости. В результате сначала суданское правительство, а затем и великие державы признали независимый Южный Судан. В настоящее время это государство является членом ООН.
В конечном итоге, всё зависит от консенсуса великих держав. Если США и Европа захотят, Донецк и Луганск могут стать независимыми государствами, как это произошло с Косово. Этот сербский регион Запад признан вопреки воле Белграда. В настоящее время Косово признают уже более 100 государств мира.
Именно поэтому встреча Путина и Трампа вызвала столь большой ажиотаж в западных СМИ. Вдруг договорятся? И не только по вопросу непризнанных республик.
Конечно, при нынешней позиции Запада в отношении Донецка и Луганска трудно ожидать, что референдум о независимости будет признан. Однако времена меняются. Если страны Европы и США поймут, что независимость Донецка и Луганска – единственный путь урегулирования, они могут пойти на это.
Теоретически, эту независимость можно признать даже без согласия Украины – решением Совета безопасности ООН.
Другое дело позиция самой России.
Если референдум хотят посвятить не независимости, а только автономному статусу Донецка и Луганска в составе Украины, он может быть проведен только с согласия украинских властей. Чем официальный Киев, конечно, воспользуется и никакого референдума не разрешит. Что мы только что и видели. Поэтому если борьба за независимость Донецка и Луганска еще имеет шансы на успех, то борьба за автономию является проигрышной.
Вспомним, что в 90-е годы Гагаузия провозгласила свое отделение от Молдавии и несколько лет существовала в качестве непризнанного государства. В результате молдавские власти вынуждены были дать Гагаузии значительную автономию, которую она имеет и по сей день, обладая специальным статусом в составе Молдавии. Что было бы, требуй Гагаузия не независимости, а автономии? Очевидно, не получила бы даже автономного статуса.
Сейчас принято говорить о безальтернативности Минских соглашений, в соответствии с которыми Украина должна предоставить Донецку и Луганску местное самоуправление и особый статус. Однако официальный Киев ничего не делает в этом направлении. Раз соглашения не соблюдаются, можно ставить вопрос о независимости.
Старый бюрократический принцип гласит, что нужно требовать больше, чтобы получить то, что нужно. Если Украина не соблюдает права населяющих ее народов, международное право не может гарантировать ей территориальной целостности, ибо эпоха колониализма давно прошла.
Так что борьба за независимость Донецка и Луганска имеет шанс на успех, если вопрос об этом будет ставится Россией всерьез.
Павел Святенков
Донбас никого в Севастополе не интересует. Пусть что хотят - то и делают с ним. Открыть границу и пусть разбегаются по всей России.
Статус "кухонного обозревателя" успешно присвоен!