Россияне стали всё больше налегать на покупки готовой еды. Её продажи в крупных торговых сетях увеличились в среднем на 24% в денежном выражении только за прошлый год. Об этом сообщила АКОРТ — Ассоциация компаний розничной торговли (X5 Group, Metro Cash&Carry, «Магнит», «Лента», «Ашан» и другие) 20 марта.
В АКОРТ уточнили: в магазинах формата «у дома» был самый сильный рост продаж такой еды. Они в прошлом году увеличились на 52–83% в сравнении с 2023-м. Тогда как средние показатели роста у торговых сетей в целом были на уровне 14–43%.
Быстрее всего увеличивались продажи упакованной готовой еды, спрос на неё в сетевой рознице вырос более чем на 30% в прошлом году. По данным АКОРТ, самая популярная готовая еда — салаты: «Сельдь под шубой», «Цезарь», «Оливье», «Крабовый», «Винегрет». Затем — сэндвичи, бургеры, роллы. Потом — горячие блюда: «паста карбонара», плов и прочие. И курица гриль.
Готовая еда, основные потребители которой — жители мегаполисов, покажет «высокие темпы роста спроса» в ближайшей и долгосрочной перспективе, спрогнозировали в Ассоциации компаний розничной торговли.
В организации не ответили ForPost на просьбу уточнить, с чем связана такая ситуация.
Скорость жизни и еда
Тенденция ухода россиян от приготовления пищи дома набирает обороты ежегодно, сказала ForPost заведующая кафедрой менеджмента в гостиничном и ресторанном бизнесе Университета «Синергия» Ольга Деревянкина.
По её оценке, особенно это проявляется в мегаполисах, где сумасшедший ритм жизни не оставляет жителям иного выбора, как пользоваться службами доставки из предприятий питания или покупать готовую еду в супермаркетах:
«Это удобно, быстро, приемлемо по цене для среднестатистического работающего горожанина. Не случайно самый популярный вид покупаемой еды — это именно упакованная готовая еда».
Жители мегаполисов создают себе максимально комфортную среду: приходят, безопасно вскрывают, разогревают или сразу выкладывают в тарелку, отдыхают, считает Ольга Деревянкина:
«Именно по этой же причине сейчас на предприятиях питания доставка блюд занимает более половины товарооборота. Ассортимент покупаемой продукции («Сельдь под шубой», «Цезарь», «Оливье», «Крабовый» и «Винегрет») подчёркивает системность и регулярность такого процесса. То есть наши граждане изо дня в день покупают «простые» блюда повседневного спроса. Уверена, что этот тренд будет только расти».
Отравления продажам не помеха
Продажи готовой еды росли на фоне массовых отравлений подобной продукцией в прошлом году.
Самым резонансным было заболевание ботулизмом — 417 человек в 11 регионах в июне. Они поели готовые салаты с красной фасолью, хранившейся в ненадлежащих условиях с самовольно установленными сроками годности. Из них два человек умерли, по данным главы Роспотребнадзора Анны Поповой.
Широкую огласку получило отравление трёх десятков человек салатом «Цезарь» в кафе в Братске.
Громким было отравление более десяти человек в курском суши-баре, где подавали роллы со странными названиями «Стафилоккокай» и «Стрептококай». Людей на больничную койку отправили рыба и морепродукты в сливочном соусе.
Такие случаи на время отталкивают потребителей от определённых продуктовых позиций, но не навсегда — всё возвращается на круги своя, обратила внимание заведующая кафедрой менеджмента в гостиничном и ресторанном бизнесе Университета «Синергия» Ольга Деревянкина:
«В качестве примера можно привести массовое отравление салатом из тунца в сетевых магазинах одной известной марки. В тот период практически во всех торговых сетях исчезли салаты из тунца, при этом в настоящее время они снова везде появились. Поэтому можно резюмировать, что даже периодические массовые отравления не в состоянии остановить «наступление» готовой упакованной еды на наши желудки».
Чем опасна готовая еда
Врач-бактериолог медицинской компании «ЛабКвест» Вера Сережина напомнила о потенциальном вреде готовой еды, которую продают в магазинах.
Во-первых, у таких продуктов обычно небольшой срок хранения.
Когда готовят салаты, при нарезке в них всё равно попадает микрофлора из окружающей среды, даже если изначально все продукты были свежими и соблюдались условия хранения, привела она пример:
«И если температура хранения повышается, бактерии начинают активно размножаться. Это может быть кишечная палочка, стафилококки и другие микроорганизмы, которые вызывают серьёзные пищевые отравления. Причём опасность заключается не только в самих бактериях, но и в токсинах, которые они вырабатывают. В результате у человека может развиться гастрит, токсикоинфекция, боли в животе, расстройство кишечника».
Во-вторых, анаэробные бактерии, например возбудитель ботулизма.
В идеале он не должен попадать в пищу, но такое иногда случается, особенно если продукты упаковывают в вакуумную упаковку, создавая бескислородную среду, обратила внимание специалист:
«В таких условиях вероятность заражения опасными инфекциями возрастает. Никто не застрахован от того, что еда может быть приготовлена с нарушением санитарных норм, а значит, в ней могут оказаться самые разные микроорганизмы».
В-третьих, влияние технологии приготовления.
У нечестных производителей возникает соблазн спрятать под майонезом продукты с истекшим сроком годности, а проверить это покупатели не имеют возможности, заключила врач-бактериолог медкомпании «ЛабКвест»:
«И только желудок отреагирует на них. Кроме того, избыток майонеза в готовом блюде ведёт к избыточному количеству углеводов, соли и жиров. Регулярное употребление таких продуктов может привести к нарушениям метаболизма, ожирению, диабету, метаболическому синдрому и другим заболеваниям».
Алексей Лохвицкий