ВСУ подорвали ответвление аммиакопровода «Тольятти — Одесса». Человеческих жертв, к счастью, удалось избежать, а вот причинённый экономический и экологический ущерб ещё предстоит подсчитать. Герой России, председатель президиума Общероссийской организации «Офицеры России», генерал-майор Сергей Липовой объяснил, зачем Киеву понадобилась маленькая техногенная катастрофа в Донбассе.
Подрыв аммиакопровода
Минобороны РФ вечером 9 октября сообщило в Telegram о подрыве участка аммиакопровода «Тольятти — Одесса», расположенного в районе 2,5 км восточнее населённого пункта Русин Яр Донецкой Народной Республики.
«<…> трубопровод был подорван, что привело к выбросу остатков аммиака через его повреждённый участок. Пострадавших среди российских военнослужащих нет», — сказано в сообщении.
Минобороны РФ / VK Видео
Это не первая атака ВСУ на аммиакопровод. 5 июня 2023 года в результате обстрела был повреждён аммиакопровод между селами Масютовка и Западное Купянского района Харьковской области, что привело к разгерметизации участка, сказано на сайте «Обсерватории по вопросам конфликтов и окружающей среды».
Тогда украинские власти попытались успокоить общественность: концентрация аммиака в близлежащих населённых пунктах якобы не превышала опасных значений.
«Однако предоставленные властями данные местами были противоречивыми», — уточняют аналитики «Обсерватории по вопросам конфликтов и окружающей среды».
По поводу последнего подрыва украинские власти пока не спешат давать комментариев.
Тем временем экологи напоминают о последствиях разлива аммиака: образуется токсичное облако, которое накрывает территорию. Оно особенно губительно для обитателей рек и озёр. Также облако загрязняет почвы и вызывает длительную эвтрофикацию. Локальная реабилитация при серьёзном разливе требует от срочной ликвидации и мониторинга до мер по восстановлению экосистемы, которые могут занимать месяцы и даже годы в зависимости от масштабов и гидрологии.
Зачем это Киеву?
Герой России, председатель президиума Общероссийской организации «Офицеры России», генерал-майор Сергей Липовой не удивлён, что ВСУ подорвали часть аммиакопровода, поставив под угрозу жизни людей.
«Эта атака снова показала готовность киевского режима к террористическим действиям», — сказал ForPost Липовой.
Он напомнил, что ранее за поставки по аммиачному трубопроводу Украина получала «неплохие средства». Получается, подрыв части участка аммиакпоровода — «выстрел в собственную ногу», сказал генерал запаса.
«Это иначе как агонией не назовёшь. Они [украинские власти] готовы сделать всё что угодно, даже в ущерб себе, лишь бы только на какое-то время привлечь внимание всего мира», — сказал Липовой.
Ещё одна беда заключается в том, что подрыв аммиакопровода «нанёс ущерб окружающей среде», уточнил генерал запаса.
«Этот ущерб мог привести и к людским жертвам, но это киевский режим меньше всего волнует. Повторюсь: цель у таких террористических атак одна — привлечение внимания. Однако в итоге получатся так, что киевский режим навредил себе больше, чем создал проблем для России», — высказал свое мнение наш собеседник.
Ни шагу вперёд?
Ещё одна цель подрыва аммиакопровода — замедлить продвижение Вооружённых сил РФ под Покровском, считает военный эксперт, основатель телеграм-канала «Рыбарь» Михаил Звинчук.
«Это не первый подобный эпизод: ранее враг аналогичным образом взрывал при отходе дамбы под Курахово, подрывал плотину Каховской ГЭС. Да и аммиакопровод «Тольятти — Одесса» уже тоже становился целью атаки ВСУ летом 2023 года», — пишет «Рыбарь».
Несмотря на все попытки, замедлить продвижение Вооружённых сил РФ противнику не удалось, сказано в сообщении.
«Так будет и в данном случае — российские войска продолжат продвигаться на участке, — уточняется в тексте. — Такими рукотворными техногенными катастрофами киевский режим в первую очередь наносит ущерб гражданскому населению, причём отчасти проживающему на оккупированных им территориях. Но натиск ВС РФ это не остановит».
Аммиакопровод «Тольятти — Одесса»
Аммиакопровод «Тольятти — Одесса» был проложен в конце 1970-х — начале 1980-х и связывал заводы Тольятти с перевалочными мощностями у Одессы. Общая длина трассы оценивается примерно в 2,4-2,5 тысячи км.
Транспортировка через отдельные участки была приостановлена с 2014 года, а в 2022-м ряд объектов и портовые мощности были фактически законсервированы из-за риска повреждений.
Вопрос «включения» трубопровода в переговорные форматы и безопасность транзита не раз поднимался на международном уровне. Тема фигурировала и в документах ООН, и в региональных соглашениях как элемент продовольственной и промышленной безопасности.
Роберт Вочовский