Сегодня исполняется 165 лет со дня окончания обороны Севастополя в годы Крымской войны. Или, как её теперь называют, первой обороны города. Без малого год продолжалась изнурительная осада, хотя поначалу союзники были уверены, что справятся с Севастополем за какую-нибудь неделю. И у них были все основания для оптимизма: силы нападавших превосходили численность оборонявшихся в несколько раз. Но упорство и героизм русских в очередной раз оказались для непрошеных гостей неучтённым факторам, сыгравшим в реализации их планов роковую роль.
Маленькие герои
Слово «русские» в этом контексте не означает сугубо национальную принадлежность. Среди героев первой обороны было множество представителей других национальностей — от военного инженера Эдуарда Тотлебена, вклад которого в организацию обороны невозможно переоценить, до бойцов Греческого батальона. В пестроте национального состава русской армии легко убедиться, просто прогулявшись по Братскому кладбищу на Северной стороне. Но для противника все они были русскими. И Эдуард Тотлебен навсегда останется великим русским военачальником, как Пётр Багратион или Михаил Барклай-де-Толли.
Но сегодня мы хотим вспомнить о людях, которых можно назвать винтиками той войны. Да не обвинят нас в цинизме: каждая армия — механизм, состоящий из множества разнокалиберных составляющих, каждый из которых по-своему важен. Вспомним «солдатскую массу», о которой писал Лев Толстой — уж он-то роль «винтиков» войны оценивал правильно!
Идея увековечить не самых известных, а порой и совсем незаметных героев первой обороны появилась некоторое время назад у блогера и фотографа Виктории Март.
«В Севастополе большое количество памятников, однако всё это большие формы, окружённые облагороженной территорией. И практически все памятники героям первой обороны посвящены высшему командному составу, в то время как в обороне города принимало участие практически всё население, от мала до велика, от женщин и детей до стариков. Память о них в недостаточной степени отражена в существующих формах», — уверена Виктория.
Список героев, память которых следовало бы увековечить, обширен, и среди них много детей. О некоторых известно совсем мало: была, например, 12-летняя сирота Глаша Куделинская, стиравшая бельё на Камчатском люнете и собиравшая свинец для отливки пуль. Её маленькая жизнь оборвалась после того, как девочка была смертельно ранена во время третьей бомбардировки Севастополя. Её старшему брату Дмитрию, которого контр-адмирал Истомин наградил золотой пятирублёвкой за сбор свинца, повезло больше — он остался жив. Героем многочисленных вылазок стал Владимир Курилов. Правда, во время одной из них подросток попал в плен к французам, однако не только сумел бежать, но и захватил некие важные документы.
А вот 11-летний Николай Пищенко начал воевать вместе с отцом, матросом Тимофеем Пищенко — подавал ему снаряды. После смерти отца мальчик поселился на редуте Шварца и наравне со взрослыми управлял мортирами, отличаясь при этом незаурядной меткостью. После окончания войны узнавший о его подвигах главнокомандующий русской армией князь Горчаков наградил Николая Пищенко серебряной медалью «За храбрость» и приказал отправить на Балтийский флот, в школу кантонистов Гвардейского экипажа. А в 1866 году матрос 2-й статьи 3-й роты Николай Пищенко за выслугу лет был уволен от службы в 22-летнем возрасте.
Дети прапорщика Фельдъегерского корпуса Венедикт и Николай Толузаковы во время войны вместе с матерью находились на 3-м перевязочном пункте, помогая ей ухаживать за ранеными. Тем же самым занималась и 9-летняя Алёна Велихова, дочь погибшего матроса Никиты Велехова.
12-летний юнга Дмитрий Бобёр принимал участие в боях на Малаховом кургане, был ранен, затем отмечен боевыми наградами. Нашла награда — медаль «За защиту Севастополя» — и 13-летнего Алексея Новикова, который вместе с отцом находился на 4-м бастионе. С первых дней обороны там же, на 4-м бастионе, сражался и 14-летний Кузьма Горбаньев, награждённый медалью «За храбрость». Сигнальщиком береговой батареи был ещё один обладатель медали — 14-летний юнга Дмитрий Фарасюк.
Боевой наградой «За храбрость» отмечены также 12-летний Максим Рыбальченко, воевавший на Камчатском люнете, и ещё один защитник 4-го бастиона — 14-летний Василий Доценко. До конца обороны оставался в ряду защитников Севастополя 12-летний юнга Черноморского флота Иван Рипицын. И это далеко не все дети, сражавшиеся за любимый город наравне со взрослыми!
В стиле реализма
Есть и те, о ком известно больше — в основном благодаря людям, собиравшим и публиковавшим воспоминания участников войны. Некоторые из таких историй Виктория Март собрала на сайте, посвящённом её пока ещё планируемому проекту.
Память о матросе Игнатии Шевченко, закрывшем собой командира, была увековечена по горячим следам.
Понятно, что установить такое количество новых полноразмерных памятников в городе нереально. Поэтому скульптуры задуманы совсем миниатюрными, высотой до 20 сантиметров. Выполнены они должны быть, уверена Виктория, в единой реалистической стилистике, с полным соответствием исторической правде. Можно воспроизвести и сцены тех дней, в том числе батальные. Но главное — установить мини-памятники следует там, где всё происходило, то есть вдоль оборонительной стены между 1-м, 2-м и 3-м бастионами.
Основная часть памятников в честь героев первой обороны была установлена при подготовке к 50-летнему юбилею её окончания.
А поскольку Вика ещё и представитель туристической сферы, у неё родилась ещё одна интересная идея.
По её задумке, места установки памятников до поры до времени должны оставаться секретом — в этом случае знакомство с ними превратится в своего рода квест с поиском и фотографированием.
«У всех желающих будет уникальная возможность прогуляться по историческому маршруту и самостоятельно найти все скульптуры. Это станет ещё одной точкой притяжения для Севастополя, и особенно — для Корабельной стороны, которой им не хватает. Место, с которого начинался Севастополь, в современной туристской программе представлено слабо. Единственное исключение — посещение Малахова кургана. Реализация этого проекта позволила бы расширить интерес к важному для города историческому району», — говорит Виктория Март.
Пока планы остаются планами, но надежды Вика не теряет. Будем надеяться и мы.
P.S.
О том, как праздновали связанные с первой обороной даты в прежние годы, мы писали три месяца назад. И вот — ещё один юбилей, пусть и не такой «круглый», как 50 или 100 лет. Самым ярким событием нынешнего года, посвящённым Крымской войне, стала скрупулезно подготовленная, зрелищная реконструкция событий обороны на Крымском военно-историческом фестивале в парке живой истории «Федюхины высоты». Пышных празднеств не случилось. Но разве в них, в конце концов, дело? Просто давайте помнить.
Ольга Смирнова
Обсуждение (12)
«…высотой до 20 сантиметров… квест… туристическая привлекательность… увековечить…».
Так что главное? "Квест" или увековечить?
Фигурки, выставленные фактически на улице, однозначно, изуродуют: часть унесут, часть просто сломают…
Бестолковая затея…
Память о героизме детей-севастопольцев и 1-й Обороны и 2-й достойна увековечения, однако не на уровне квеста...Это два разных, но объединенных общей идеей - защитой Родины памятника. Герои- дети 1-й Обороны могут быть в виде оригинальной композиции - "Собирающие свинец на Малаховом кургане" и стелы с их именами. Памятник "Школьникам-партизанам" также по прежнему актуален и нынешний состав ЗАКСа вполне способен проявить инициативу в разработке и организации Конкурса.
Особенно понравилось, как журналисты назвали скромных героев первой обороны - винтики! Почему не шпунтики? Или еще лучше - болтики? А давайте поставим большой болт на Графской и так и напишем - памятник скромным героям первой обороны по версии Форпоста.
to sevv: Я так и знала, что найдется человек, которому вникать в смысл недосуг)) И рассуждения Толстого читать, конечно, тоже. А вот отметиться язвительным комментарием хочется
От определения "винтики" - коробит. Неуместно как-то. А любой памятник, неважно какого размера, должен быть уместен и органично смотреться в окружающем ландшафте. Хватит уже "сюрпризов" городу от желающих самовыразиться.
Для начала авторам этого предложения стоило бы пройти по улицам Корабельной стороны и задать себе вопрос, почему они так называются: Волынская, Вологодская, Муромская, Томская и т.д.Когда и почему они были так названы? На НТС сейчас выходят в рамках программы "Записки севастопольского экскурсовода" фильмы как раз об этом "Письма из 1854..." 4 серии уже выложено на сайте НТС.
Может быть, лучше стоило бы на одном из домов этих улиц повесить мемориальную доску?
Безусловно, память защитников первой обороны города должна быть увековечена на законодательном уровне.
Сколько блогеров, столько и желающих что-нибудь "увековечить". И обязательно - памятниками или скульптурами. Сейчас я почешу в затылке, и тоже задвину какую-нибудь идею.
С таким количеством "генераторов идей" мы скоро между памятниками протискиваться будем.
Пусть блогер засядет в архивы, соберёт информацию, да и напишет книжку! Вот и будет лучшая память.
А пока буду считать, что это - самопиар.
Бред какой-то - 20 сантиметровые фигурки с квестом... и все для того, чтобы Корабелка стала местом притяжения, которого ей не хватает.... Да Корабельная сторона сама по себе уникальна - одни наименования улиц чего стоят, а сталинские малоэтажные постройки, пусть даже и потертые временем, до сих пор радуют глаз. И , конечно, надо сейчас идти и фотографировать Корабелку, так как с каждым годом и новым многоэтажным строительством исчезает гений этого места .
А детям-героям и первой и второй обороны надо ставить полноценные памятники - чтобы помнили.
интересно, кто финансирует - снова фонд 35-ой?
Для начала необходимо сохранить то, что есть!!! Большинство памятников находиться в плачевном состоянии, о некоторых, наверное, ни кто не подозревает, вот квест для турфирм, поищите! Но так как ремонтируют памятники сейчас - Исторический бульвар! То лучше и не ремонтировать вовсе! И заниматься реставрацией и ремонтом должны, прежде всего, ПОРЯДОЧНЫЕ люди, не подобные Мусиенко! Помимо приведения в порядок общественных мест не маловажен вопрос доступности! Всё тот же Мусиенко превратил всегда общедоступные главные для севастопольцев памятные места «Малахов курган» и «Сапун-гору» в подконтрольные ему режимные резервации, где считает эти территории своей вотчиной, планировал сделать платный выход, что хочу то и верчу! По всей России памятные мемориалы круглосуточно открыты и посещение их бесплатно для всех категорий населения! Даже в Волгограде, откуда прибыл Мусиенко.
А зачем ждать и искать какой-то новый квест? Есть готовый и беззатратный к тому же ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ памятник! Догадались? Да-да! Именно! Почему бы не выложить на всех дорожках, бордюрах указатели в виде Герба города, ведущими ко всем известному"горбатому" мостику с кассой под аркой! Вход с просто любованием - "рупь", а если уж фото, да на фоне ... Тут уж и "трешкой" не обойтись!
И не до улыбок будет, глядя на уже существующие некоторые "памятные и исторические" места города. А на злость в предыдущих словах - не обижайтесь. в них больше боли и обиды за ЛЮБИМЫЙ город.