В Севастополе между домами на улице Гавена оставался клочок земли. Не сквер, не парковка, не детская площадка — просто пространство, где можно дышать, не упираясь взглядом в соседскую стену. Последние тридцать лет застройщики пытались «освоить» этот участок, а жители упорно боролись с уплотнительной застройкой.
И вот за год до окончания договора аренды временный хозяин земли — ООО «Городской ремонтно-строительный трест» — потребовал от города более 100 млн рублей за то, что построить так и не получилось.
Иск компании к правительству Севастополя зарегистрирован в Арбитражном суде в начале февраля 2026 года. Компания, которую возглавляет Павел Двойцын, требует расторгнуть договор аренды участка на Гавена, 7, и взыскать солидарно с правительства Севастополя и ДИЗО 102 млн рублей убытков.
Миллионы за пустое место
Севастополь знает множество историй о том, как на выделенной ещё при Украине земле арендаторам не позволили возвести объекты капитального строительства. Причиной отказа чаще всего служило попадание участков за границы красных линий — туда, где строить запрещено.
Так, одна частная фирма требовала от правительства 110 млн рублей за невозможность застроить полтора гектара земли в парке Победы, проданные за бесценок Севастопольским горсоветом в 2013 году. Суды, однако, не увидели оснований для удовлетворения этих требований, и в 2018 году этот участок был отнесён к территориям общего пользования.
Такие же судебные разбирательства с властями затеяла и фирма «Городской ремонтно-строительный трест» из-за участка по адресу: улица Гавена, 7, где ещё с украинских времён пытались возвести многоэтажку впритык к другим домам.
Участок в 0,4 гектара в 1993 году Севастопольский горсовет отдал в бессрочное пользование ремонтно-строительному тресту под строительство жилого дома с магазином и сберкассой. Как только на участке показалась техника, жители близлежащих домов поднялись на борьбу против уплотнительной застройки.
Единственный свободный клочок земли между домами севастопольцы отстаивали несколько десятилетий. Борьба шла с компанией «Ремстройтрест», которой в разное время руководили Анатолий и Павел Двойцыны.

После событий Русской весны участок площадью 4052 кв.м с (кадастровый номер 91:02:002002:78) включили в реестр городской собственности. Чтобы иметь возможность распоряжаться землёй, нужно было заключать с властями договор аренды.
В мае 2017 года, в период руководства Дмитрия Овсянникова, власти и «ГРСТ» такой договор подписали — на 9 лет и 11 месяцев. Его срок истекает в апреле 2027 года.
Любопытно, что в конце августа 2017 года на депутатский запрос Вячеслава Горелова в ДИЗО отвечали, что зарегистрированного договора аренды с ООО «ГРСТ» нет.
Дела судебные
Чтобы начать строить, ООО «ГРСТ» нужно было получить градостроительный план земельного участка. На рубеже 2019-2020 годов, уже после ухода Овсянникова, фирма ГПЗУ получила — но с нулевым пятном застройки.
Департамент архитектуры указал на невозможность уплотнения улицы Гавена, тем более — в отсутствие (на тот момент) утверждённых Правил землепользования и застройки.
Получить другой ГПЗУ застройщик не смог и через суд. Градостроительную документацию к тому моменту утвердили, но участок полностью наложился на территории общего пользования, и его зарезервировали для госнужд.
Обманутые пайщики
С участком по адресу: улица Гавена, 7, связана ещё одна резонансная история с застройкой. И тоже с несостоявшейся.
Несколько лет назад ЖСК под названием «Дом у моря» стал предлагать жителям всей России вложиться в строительство 12-этажки. Дом в результате так и не появился, а организаторы кооператива пошли под суд по делу о хищении десятков миллионов рублей под видом долевого строительства.
В прошлом году троих участников преступной группы признали виновными в мошенничестве и приговорили к срокам в исправительной колонии общего режима.
При этом вложившиеся в прожект кооператива пайщики были уверены в законности будущего строительства и в том, что участок принадлежит ЖСК «Дом у моря».
Почему на арендуемом ООО «ГРСТ» участке хозяйничал созданный мошенниками кооператив, достоверно сказать нельзя. Прямых связей между компанией и ЖСК (а также между их руководителями) на специализированных ресурсах не обнаруживается. Однако «Дом у моря» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, проходил в судебном споре «ГРСТ» с властями.
***
Какое решение примет городской арбитраж в вопросе расторжения договора аренды участка на улице Гавена и взыскания с города сотни миллионов рублей, ForPost расскажет в следующих публикациях.
Алина Громова

В государстве, где есть судебная ветвь власти, имеющаа немного независимости от .... и других ветвей можно было бы понаблюдать борьбу бизнеса и государства. Но у нас увы, победа уже понятно за какой стороной, наблюдать не интересно.
"Свободное пространство - это и вправду самое дорогое, что есть в городе"
Только вот Развожаев это не понимает,или делает вид,не обременяя застройщиков высоток на территориях КРТ строительством коммуникаций и социнфраструктуры,взваливая это бремя на город,в отличие от 98% территорий КРТ в РФ с обязательствами застройщиков строить все в комплексе.Отсюда и название КРТ _комплексное развитие территорий.98% застройщиков РФ таким образом платят за землю- "самое дорогое,что есть в городе". А в Севастополе интересы застройщиков МКД превыше всего, в т.ч. в ущерб городу.