пт, 20/07/2018 - 21:10

Утром стулья, вечером деньги, — правительство Севастополя

Депутаты не поверили обещаниям противоречивого правительства Севастополя и отказались приватизировать городское имущество по заниженной цене.

Сегодня в заксобрании состоялось очередное внеочередное заседание, собранное по требованию губернатора. Из шести законопроектов, которые, по мнению главы города, не могли ждать даже до 24 июля, была одобрена ровно половина, включая одну чисто техническую поправку.

Прекрасное далёко

Чисто техническим решением было исключение из Программы приватизации 2017 года (!) Севморзавода, переданного, как известно, в федеральную собственность. Был принят в первом чтении и законопроект «О бесплатной юридической помощи». Закон, безусловно, нужный, и доработать его ко второму чтению глава департамента труда и социальной защиты Станислав Борисенко пообещал уже к 24 июля (в этот день состоится очередное заседание заксобрания).

Одобрили депутаты в первом чтении и поправки к закону «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно». Хотя к нему вопросов нашлось значительно больше. И не только к нему, но и к действиям правительства, до сих пор не предоставившего ни одного (!) земельного участка тем, кто имеет на это право согласно действующей сегодня редакции закона.

Первой вопрос о том, получил ли хоть один житель Севастополя землю по закону, принятому заксобранием ещё в июле 2016 года, подняла Татьяна Щербакова. Глава департамента имущественных и земельных отношений Рустэм Зайнуллин признал — таких пока нет.

Сколько будет длиться это «пока», выяснить не удалось, хотя председатель заксобрания Екатерина Алтабаева, на приём к которой люди приходят с этим вопросом регулярно, пыталась. В любом случае теперь перечень граждан, имеющих право на землю, будет расширен: к многодетным семьям и жертвам политических репрессий добавятся лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и те, кто стал инвалидом по той же причине.

Значительную часть вопросов можно было снять на заседании профильного комитета заксобрания, где рассматривался этот законопроект, однако представители правительства на него дважды традиционно не пришли. Озвучивший этот факт Михаил Чалый попросил Рустэма Зайнуллина ответить на простой вопрос: почему? Однако есть вопросы, ответов на которые не находится, особенно на трибуне и под прицелом телекамер. Поэтому всё, что мог сказать Зайнуллин, которого в глубине души стало даже жаль, — что он обязательно выяснит причины.

Ну-ну. Может, заодно вскроются и причины неявки членов правительства и на другие заседания комитетов и комиссий на протяжении нескольких месяцев?

Но опыт есть!

Главные споры разгорелись из-за двух вопросов, одним из которых стал Прогнозный план приватизации городского имущества на 2018 год. Утвердить его следовало уже давно. Но он не утверждён и сейчас, хотя на дворе уже конец июля. Может, причина действительно в невообразимой вредности депутатов? Попробуем разобраться.

Первый вариант законопроекта об утверждении плана приватизации был внесён на рассмотрение депутатского корпуса ещё в конце прошлого года. В середине ноября он был отклонён даже комитетом по городскому хозяйству под руководством лояльного правительству Илья Журавлёва — настолько вопиющие нарушения федерального законодательства в нём содержались. В январе приватизировать неприватизируемое отказалось уже всё заксобрание. При этом некоторые депутаты охарактеризовали предложенную приватизацию красноречивым словом «дерибан».

Содержащиеся в законопроекте ошибки следовало оперативно исправить — и внести в заксобрание новый, доработанный вариант. По закону сделать это можно было уже в конце марта. Однако он был внесён лишь в конце апреля, и сказать, что все замечания к первоначальному варианту в нём были устранены, увы, невозможно при всём желании.

Первое, на что обратили депутаты внимание сегодня, — что стоимость имущества предприятий, включённых в Прогнозный план, сильно занижена. Об этом же говорит и заключение Контрольно-счётной палаты. Один такой пример привёл Евгений Мащенко: стоимость принадлежащего Севтелекому земельного участка на пр. Острякова, 248, обозначена суммой 1,5 миллиона рублей, хотя кадастровая стоимость того же участка — 2,2 млн. И этот пример ещё не самый яркий.

Представитель губернатора в заксобрании Михаил Вавилов заверил, что впоследствии, перед принятием решение о продаже акций, имущество обязательно будет оценено как должно. Во время пресс-конференции Вячеслав Аксёнов подробно объяснил, почему верить этим заявлениям не стоит.

Осторожности депутатов научило само правительство. Во время обсуждения плана приватизации на 2017 год сам Аксёнов, по его словам, поддерживал замгубернатора Илью Пономарёва, утверждавшего, будто перевести ГУПы в ООО жизненно необходимо для упрощения процедуры закупок. Однако жизнь показала, что это было ошибкой.

«Илья Вячеславович заверял нас, что на этом правительство остановится, что УК ни в коем случае не будут переданы в частные руки. Прошло совсем немного времени — и позиция кардинально изменилась. И когда мне сейчас говорят, что заниженные активы будут переоценены, я не могу этому верить. Севтелеком уже прошёл первый этап приватизации, а посмотрите на отчёт КСП — там и сейчас стоимость объектов занижена в разы», — сказал глава бюджетной комиссии.

Не внушает депутатам доверия и оригинальная манера проводить торги.

«Вспомним недавний пример со злосчастными исчезнувшими двумя миллиардами — там ведь тоже были конкурсные процедуры! Но организовать их умудрились так, что никто, кроме одной компании, принять в них участия не смог. Сумели исхитриться закрыть информацию, ограничить доступ… Вы думаете, они не воспользуются этой возможностью при приватизации лакомых кусочков городского имущества, которое в спешном порядке будет переброшено по заниженной цене на баланс приватизируемых предприятий?

Вероятность 99%, что всё будет организовано таким образом, чтобы эти лакомые кусочки достались кому надо. Печальный опыт подтверждает — эта технология нашим правительством уже отработана», — констатировал Аксенов.

Минус детские лагеря, плюс хлебокомбинат и база Водоканала

Татьяна Щербакова показала, насколько странны и непоследовательны бывают действия правительства, на примере рынка «Чайка».

«Решения меняются кардинальным образом каждые две недели. Какой предприниматель станет вкладывать после этого средства, пусть даже и в акционерное общество?» — попросила ответить она, напомнив, что «Чайка» только что была изъята у физлица в пользу города.

Много вопросов нашлось и у других депутатов. Сергей Кажанов попросил Зайнуллина ответить, для чего управляющим компаниям, которые предлагается приватизировать, передаются новые объекты недвижимости. Однако Глава ДИЗО сосредоточился на использованном депутатом слове «накачиваются» (по его мнению, некорректном), а на вопрос так и не ответил.

«Все решения приняты взвешенно, аргументированно. А если вас интересует конкретный перечень — хорошо, мы представим, для чего и зачем это было сделано», — пообещал он.

Татьяна Лобач попросила внести ясность: какие предприятия являются прибыльными, а какие — убыточными. Второй её вопрос касался перечня имущества, включённого в состав ГУПов.

«У нас есть только названия ГУПов — мы не понимаем, что у нас принадлежит приватизации. Что это — земельные участки. Имущество? Какое имущество? Хотелось бы увидеть перечень. Но на сегодняшний день у нас этой информации нет», — сказала она.

Имущество, включённое в состав ГУПов в преддверии их приватизации, — тема отдельная и очень интересная. В первоначальном варианте Прогнозного плана приватизации, например, заксобранию предлагали приватизировать ГУП «Пансионаты Севастополя» вместе с включёнными в его состав детскими лагерями «Горный» и «Ласпи».

Когда депутаты обратили на это внимание, Рустэм Зайнуллин назвал случившееся ошибкой. Неплохая, согласитесь, ошибочка вышла!

Сейчас, как сообщил корреспонденту ForPost глава бюджетной комиссии, детские лагеря из состава «Пансионатов Севастополя» выведены. Зато вместо них туда прямо сейчас передаётся новое, тоже весьма интересное имущество — элеватор и мельница, принадлежавшие хлебокомбинату, и база отдыха Водоканала. По поводу базы отдыха, по словам Вячеслава Аксёнова, разговор был буквально накануне — на заседании Союза промышленников и предпринимателей этой передачей возмущался руководитель союза Вячеслав Горбатов. Ведь строило её предприятие на средства, заработанные трудовым коллективом!

Правительство вышло из доверия

Получив слово на сегодняшнем заседании, Вячеслав Аксёнов подчеркнул: он ни в коем случае не против приватизации как таковой, если она проводится разумно, грамотно и по закону.

«Я всегда выступал сторонником приватизации — считаю, что частная форма собственности гораздо эффективнее. Но принимать закон в таком виде нельзя ни в коем случае. Первое — есть несоответствия федеральному законодательству, которые отмечены в заключении КСП и юридического управления заксобрания. Второе — существенно занижена стоимость приватизируемых объектов. И третье — есть риск возрастания социальной напряжённости», — сказал он.

Были приведены и конкретные примеры. Агентство по ипотечному кредитованию, подчеркнул Аксёнов, связано вексельным соглашением с ГУП «Пансионаты Севастополя». Стоимость имущества оценена неверно, есть риск его увода «на сторону». Работа ЕИРЦ сегодня вызывает немало нареканий, но, перейдя в частные руки, расчётный центр и вовсе сможет «выкручивать севастопольцам руки». Севавтотранс и Севморпорт, о которых депутаты говорили уже множество раз, приватизируются с нарушениями федерального законодательства. И кто поручится, что новые собственники захотят перевозить горожан катерами и автобусами на тех же условиях, что существуют сейчас?

Много вопросов вызывало и вызывает и предложение приватизировать самый прибыльный ГУП, ведающий севастопольскими рынками. Казалось бы, закон можно было принять хотя бы в первом чтении и затем доработать. Но, увы, не в сегодняшней реальной ситуации.

«Всё это можно было бы доработать ко второму чтению, однако с учётом наших отношений с правительством не думаю, что оно на это пойдёт, — поделился сомнением депутат Виктор Посметный. — Поэтому у нас есть возможность потерять всё».

Право сомневаться у депутатов есть, и весьма весомое: когда обсуждался законопроект о выделении инвесторам земли без конкурсов, правительство тоже обещало доработать его ко второму чтению вместе с заксобранием. Парламентарии вняли просьбам и законопроект в первом чтении одобрили, после чего исполнительная власть резко передумала и заявила, что поправок не будет https://sevastopol.su/news/v-pravitelstve-sevastopolya-vybirayut-voynu . С огромным трудом и спустя немалое количество времени сопротивление было-таки преодолено. Закон был принят с теми поправками, на которых настаивали депутаты. Но повторять этот опыт ни у кого из них желания нет.

Опроверг Вячеслав Аксёнов на пресс-конференции и утверждение замгубернатора Ильи Пономарёва, что правительственный план приватизации неоднократно обсуждался на круглых столах и был их участниками поддержан.

«Я неоднократно участвовал в круглых столах, на которые меня приглашали, и должен сказать, что на них поднимались именно те вопросы, которые я сегодня озвучил. Но ответов, к сожалению, не было», — сказал он.

Севтелеком — отдельно

Выступил перед депутатами и представитель предпринимателей, которые буквально умоляют депутатов не приватизировать «рыночный» ГУП — напомним, весьма прибыльный и даже признанный одним из самых эффективных в стране.

Реконструировать рынки в соответствии с федеральным законом, подчеркнул он, ГУП способен, не меняя формы собственности, с помощью кредитных средств. Затем состоялось голосование, в результате которого Прогнозный план приватизации одобрен не был.

При этом Вячеслав Аксёнов подчёркивает: для ряда объектов приватизация действительно необходима. Один из примеров тому — Севтелеком, который без инвестора действительно неуклонно теряет свою привлекательность.

«Севтелеком действительно нужно приватизировать как можно скорее. Мне кажется, грамотным выходом из этой ситуации была бы подготовка отдельного законопроекта по поводу этого предприятия с объективной оценкой его активов. Обратите внимание — он уже прошёл первую стадию приватизации и вышел на продажу акций, а некоторые его активы по-прежнему имеют многократно заниженную стоимость. Если провести адекватную оценку, даже в случае каких-то манипуляций при проведении конкурсов участники будут двигаться от реальной стоимости», — поясняет глава бюджетной комиссии.

Севтелекому, в частности, принадлежит офисное здание на ул. Генерала Петрова, в котором располагаются и департаменты правительства Севастополя. И, конечно, его следует приватизировать именно по рыночной стоимости офисного здания в центре города, а не по заниженной цене, «прицепом» к остальному имуществу предприятия. Существуют, по словам Аксёнова, и другие неучтённые, но крайне важные моменты.

«Если мы продаём долю рынка — давайте продавать долю рынка. Если устаревшую технологию — давайте продавать её. Если монополиста, владеющего огромной коммуникационной сетью, — это совсем другое, это возможность диктовать свои условия на рынке, которая очень дорого стоит. Но это всё вообще никак не оценено», — подчёркивает он.

Предугадать, что скажет по поводу принятого заксобранием решения правительство, несложно: депутаты провалили приватизацию, лишив город доходов. То есть в очередной раз делается всё возможное, чтобы либо заставить депутатов принять документ, неприемлемый с точки зрения закона и разума, либо обвинить их в злонамеренности. И что для правительства лучше, ещё неизвестно. Особенно в свете последних новостей.

Ольга Смирнова

Читайте также: