Благодатный Крым испокон веков воспевали люди искусства: поэты — в стихотворениях, художники — в пейзажах, композиторы — в музыке, режиссёры — в фильмах. Но, пожалуй, ещё никто до сегодняшнего дня не воспевал полуостров в бисере. Это сделали 13 местных мастериц: собрали уникальное изображение Крыма. О том, как создавалась уникальная работа, ForPost узнал из первых уст.
«Крымские бусинки» — так называется закрытый клуб или, можно сказать, форум, который объединил десятки крымских рукодельниц любовью к работе с бисером. У каждой из них свой нрав, свой стиль и своя манера работы. Два раза в год, в мае и сентябре, они встречаются в уютных кафе, приносят на показ последние работы, обсуждают новинки отрасли, делятся советами и мнениями. Десятилетие «клуба» решили отметить не просто очередной встречей, а чем-то грандиозным и общим.
«В очередную встречу кто-то из нас вспомнил: мы же уже десять лет встречаемся! Это надо отметить, — вспоминает события годовой давности рукодельница Марина Костина. — Одна из «бусинок», так мы себя называем, предложила создать коллективную работу. В принципе, это не новая идея — что-то собирать из квадратиков. Но Крым таким ещё, наверное, никто не делал».
Поучаствовать в проекте вызвались 13 мастериц. Идею обсудили в деталях: взяли карту Крыма, разбили на 15 квадратов. Каждый взял себе ту часть, к которой душа лежала.
«Мы в своей работе выразили две своих любви: к Крыму, родному полуострову, и к бисеру, — смеётся, рассказывая, вторая мастерица Екатерина Костина. — Долго обсуждали размеры, в итоге сошлись на квадратах восемь на восемь <сантиметров>, и потом каждый выбрал себе тот квадрат, который хотел: кому-то море досталось, кому-то суша. У меня суша — центр возле Симферополя. А ещё один, морской, делала вместо другой участницы — у неё не получилось».
Несмотря на то, что основным материалом был взят бисер, каждая из участниц к своей работе добавила что-то от себя.
«Среди материалов — бусины, стразы, кабошоны — керамические и из ювелирной смолы, металлические элементы. Есть даже стёклышки с пляжа Чёрного моря и раковина моллюска. Одна девочка у нас, кроме бисера, занимается керамикой, и на панно у неё есть авторский кабошон. А ещё один квадратик вышит нитками мулине, — перечисляет Марина Костина. — То есть у всех была полная свобода. Основной задачей было придерживаться контуров карты, её приблизительного географического вида и размеров квадратика».
Работа заняла больше полугода. Это только кажется, что легко и быстро вышить квадратик восемь на восемь сантиметров. Но тогда, когда есть работа и семья, время на творчество не всегда получалось выкроить.
«Обсуждать проект мы начали в январе-феврале 2018 года. В мае мне уже принесли первые квадратики. Всё лето мы собирали кусочки панно — у всех работы, семьи, дети. Но в августе я уже доделала полностью панно и в сентябре принесла на встречу. Посмотрели, потрогали, всем понравилось — и потом я уже отнесла в багетную мастерскую на оформление», — делится Екатерина.
Сложнее всего, признаётся мастерица Екатерина Костина (по профессии дизайнер интерьера), было собрать совершенно разные квадратики в единое полотно.
«У кого-то получилось чуть больше, у кого-то чуть меньше восьми сантиметров. Самым сложным было заполнить стыки. Но в итоге всё получилось очень гармонично и интересно, — радуется Екатерина. — У всех, кому я показывала готовое панно, оно вызывало восхищение. И никто не мог сказать, какой квадратик понравился больше других — настолько они все уникальны».
На последней встрече, когда участница оценили плоды своих стараний, встал вопрос, как быть с полотном дальше.
«Поскольку работа уникальная, мы решили подарить её музею. Я пришла в этнографический музей <в Симферополе>, пообщалась с директором. Ему очень понравилась идея, и заодно решили, почему бы вместе с акцией дарения не провести совместную выставку?» — пояснила Марина Костина.
Во время открытия выставки 6 марта в Крымском этнографическом музее (Симферополь, улица Пушкина, 18) рукодельницы-крымчанки собираются подарить панно музею. Вполне возможно, что после окончания выставки оно перекочует в холл музея — встречать и радовать на входе всех посетителей.
А сами мастерицы немножко отдохнут и, вполне возможно, примутся за новый совместный проект. Начало-то положено.
«Иностранные мастерицы так не встречаются: у них каждая хранит свой секрет, а у нас никакой конкуренции и никакой зависти. А вот взаимопомощь — да: если возникают вопросы, все всегда помогут и материалами, и идеями, кто как может», — удивляет признанием Любовь Бачек, мастерица из Симферополя.
«У нас нет конкуренции, потому что у каждого есть свой стиль и своя любимая техника. Когда встречаемся, приносим свои новые работы, делимся опытом, иногда проводим друг другу мастер-классы, объясняем что-то друг другу, — объясняет нехитрый секрет успеха Екатерина Костина. — Тем более постоянно появляются новые техники и новые материалы. Уже кажется, что придумали всё, что только можно — но нет, постоянно что-то ещё находим».
Слаженному творческому коллективу большего и не нужно.
Наталия Назарук
Фото предоставлены Екатериной Костиной