Новости Севастополя

Тайна первого занавеса

Неизвестная история знаменитого севастопольского театра Черноморского флота.

Обработка Юрия Еремеева
Фото:
Фото из архива театра

Год 80-летия Великой Победы на календаре Драматического театра имени Бориса Лавренёва Черноморского флота отмечен 93-м сезоном творческой биографии, 100-летием главного режиссера лавренёвцев легендарного фронтовика Юрия Гранатова и Гран-при на Фестивале армейской культуры и творчества «Аванпост».

Весомость творческой статистики непрерывно пополняется спектаклями и концертами на кораблях и в частях черноморцев, на полигонах и в госпиталях, где восстанавливают силы воины СВО. Юбилею Великой Победы посвящен и красочный буклет, рассказывающий о самой востребованной для воюющего флота форме его культурного обеспечения – полевой. И в далекие годы, и сегодня.

Однако в долгом, плодотворном календаре лавренёвцев нет одной фундаментальной даты – дня, когда над сценой драмтеатра ЧФ впервые взлетел занавес. Влюбленная в наш творческий коллектив и зная, что жизнь флота всегда отражается в его газете, принялась я за поиск. И обнаружила удивительную историю…

Эту историю, рассказанную Наталией Микиртумовой в газете «Флаг Родины» (№ 50 – 27753 за 9 июля 2025 года) мы предлагаем вашему вниманию.

Начнем с того, что в архиве Драмтеатра имени Бориса Лавренёва хранится почти истлевшая страничка специального выпуска газеты-листовки, изданная в 1937 году Домом культуры армии и флота имени П.П. Шмидта (ДКАФ) – так называлось тогда главное военное учреждение культуры Севастополя. Посвящена она пятилетию краснофлотского театра Черноморского флота. Замечательно! Отнимем от семи пять и получим год рождения коллектива. Остается только заглянуть в газету ЧФ того времени, то есть «Красный черноморец», чтобы установить, в какой конкретно день это произошло.

Не тут-то было.

В архивных подшивках тех лет, сбереженных нашими предшественниками даже в войну (теперь эти раритеты хранятся в спецхране Морской библиотеки имени адмирала М.П. Лазарева), именно в этом периоде – пробел. Как военный газетчик знаю, в подобного рода поисках лучше придерживаться источников Минобороны. Они, правда, скромнее столичных государственных, но заточены именно на армейско-флотскую сферу. По дружбе постучалась в Морскую библиотеку Севастополя, а ее руководитель капитан 1 ранга в отставке Николай Краснолицкий – в Центральную военноморскую библиотеку МО РФ.

И хотя ее директор Елена Смирнова находилась в командировке, на просьбу горячо отозвалась: «Поможем чем сможем!». Получили и подтверждение: «Подшивки «Красного черноморца» тридцатых годов прошлого века в фонде наличествуют». А тут и оказия съездить в Питер подвернулась. Процесс пошел! Скажу сразу, к представителю черноморцев в главной библиотеке ВМФ России отнеслись более чем радушно. Одна из ее ведущих сотрудников Сусанна Побережник и другие специалисты сделали все, чтобы поиск был плодотворным.

Чрезвычайно радовало и то, что с недавних пор флотские библиографы Санкт-Петербурга наконец-то обрели прекрасный для своей работы дом. Внешне – дворец, внутренне – современное производство с хранилищами, читальными и конференц-залами, фойе, нужным образом оборудованными и обеспеченными соответствующим микроклиматом.

Здесь и посчастливилось поработать в сумме часов десять, чтобы аккуратненько, по страничке перелистать подшивки «Красного черноморца» с 1930- го по 1932 год. Шрифт в публикациях про флотскую культуру того времени (особенно объявлений) крохотный, выцветший и все-таки достаточно четкий для двух очков и лупы. В итоге стало ясно, что заветная дата кроется где-то между августом 1931 года и маем 1932 года. Почему? Да потому что 19 августа 1931 года в газете черноморцев опубликована заметка «К нам приезжает Краснофлотский театр Балтики».

В ней говорится, что труппа балтийцев выросла «из самодеятельных кружков частей морских сил Балтики, существует всего только около года и коллектив замечателен тем, что в составе его – исключительно краснофлотцы». Там же указывалось, что в репертуаре гастролей, кроме концертной программы, постановки «Разлом» Лавренёва и «Мятеж» Фурманова. Балтийцев встретили в Севастополе восторженно. Но задумались, а почему у нас на Черном море нет такого же? Естественно, с инициативой вышли комсомольцы.

Но сдвинуть дело с мертвой точки оказалось не так-то просто, о чем свидетельствует заметка от 19 сентября «Когда мы организуем краснофлотский театр?»: «Казалось бы, приезд Кронштадтского краснофлотского театра должен был оказаться поворотным пунктом в деле организации театра. Но, к сожалению, ничего нет и по сей день». Благо тогдашняя печать была очень действенной. И уже 28 сентября 1931 года разразилась большой статьей о том, что ДКАФ активно готовится к зиме, и в плане этой подготовки точно запланировано иметь свой театр, причем «не такого типа, что в прошлые годы – захудалый драмкружок, а настоящий театр с постоянной труппой, с крепкой материальной базой».

И даже указывалось, кто и какие средства на это выделит. Однако здесь необходимо некоторое отступление. Сегодня мы не стали бы называть «захудалым драмкружком» работу агитбригад ДКАФа еще с 28 сентября 1928 года. Именовалось это направление «малыми формами». О нем тоже печатались заметки. В одной их них, датированной 14 декабря 1931 года, говорилось, что основоположники объявленного ударным коллектива – Куприянов, Шалованова, Межуева, Горелов. «Всего 15 человек – 6 женщин и 9 мужчин, из них 6 – краснофлотцы» за трехлетний период дали 343 выступления, причем почти половина – именно на выездах, на батареях. И, несмотря ни на какие трудности, продолжают там бывать «благодаря любви к своей работе, спаянности, единой целеустремленности».

Так появилась первая точка отсчета, с которой вполне можно начать биографию нынешних лавренёвцев. Но, как свидетельствует газета, дело шло не так лихо, как за него голосовали (что и было зафиксировано заметкой от 14 декабря 1931 года). Наконец в № 37 от 17 февраля 1932 года в «Красном черноморце» появилось коротенькое объявление ДКАФа: «Сегодня в 17 часов в комнате № 4 состоится собрание краснофлотцев, подавших рапорта о зачислении в состав краснофлотского театра.

Командованию кораблей и частей обеспечить полную и своевременную явку с документами, указанными в телефонограмме».

Вот вам и вторая точка отсчета реальных событий. Наконец 9 мая 1932 года публикуется расширенная заметка «Краснофлотский театр развертывает работу». Она свидетельствует: «Коллектив упорно и настойчиво работает над выполнением возложенной на него задачи художественного обслуживания личного состава морских сил Черного моря.

Впервые на эстраде театр выступил 8 марта, после чего начались регулярные выступления. Театр разбит на четыре бригады. Две бригады собственно театра и две бригады самодеятельные, в том числе хоровая бригада. Итог его работы – 30 выездов и выступлений на кораблях и в частях. Готовым репертуаром театра являются инсценировки «Парижская коммуна», «За дисциплину», «Курочкин воюет», «Салага», «В погоне за сенсацией», «Рубеж столетий» и целый ряд других эстрадно-концертных номеров. Сейчас театр работает над пьесой «Плацдарм».

Краснофлотский театр – детище морских сил. Создать ему все условия для успешной работы по культурно-художественному обслуживанию личного состава морских сил Черного моря – дело каждого корабля, части, соединения». Вот и третья (на мой взгляд, самая знаковая) точка отсчета биографии лавренёвцев. Хотя обнаружилась и еще одна, не менее важная. 30 мая 1932 года в № 118 газета «Красный черноморец» сообщила: «Впервые за свое существование краснофлотский театр вышел в море вместе с кораблями.

Разбившись на две группы, бригады, заранее подготовили соответствующий репертуар. Репертуар технически легко оформляется в условиях корабля, по содержанию он целеустремлен в одну точку – мобилизует личный состав на повышение качества боевой и политической подготовки. …Опыт работы краснофлотского театра свидетельствует, что со своими задачами работники театра справляются успешно». Собственно, это и есть результат моего нынешнего журналистского поиска. Передаю фотокопии старых газетных страниц лавренёвцам.

Им и решать, какая дата будет первородной в их именном календаре. К тому же в военной сфере ничего не делается без приказа. Вероятно, где-то в архивах хранится руководящий документ, свидетельствующий, что организаторы творческого коллектива опирались именно на него. Так или иначе, а 93 года назад у черноморцев появился еще один помощник – драматический театр, вдохновляющий военных моряков, поддерживающий их дух, настраивающий на победу.

Таким родился, таким и остается. На родной сцене, на полигоне, на корабельной палубе, у родного причала или в море. Драматический театр имени Бориса Лавренёва Черноморского флота. С занавесом или без. Это по ситуации. Но обязательно с тайной театрального чуда, яркого, увлекательного и впечатляющего.

Наталия Микиртумова, заслуженный журналист Крыма
Фото из архива театра

1505
Поделитесь:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (3 голосов)

Обсуждение (4)

Profile picture for user gos_linux
1451
gos_linux

мне одному кажется что взгляд тётеньки из заднего ряды выжег лицо одному из сидячих в центре?😦

Profile picture for user komandor
7376
komandor

gos_linux,

"Врага народа" замазали - обычная тогда практика

Profile picture for user yurch
132
yurch

gos_linux,

Обрати внимание на годы событий. Ретушь тогда была главным инструментом газетчиков и фотографов.
Мы не знаем кто и почему замазан в середине фото, а может просто временной артефакт.

Profile picture for user gos_linux
1451
gos_linux

yurch,

похоже на сигаретный ожог

Главное за день

Зачем в Крыму решили осветить «Тавриду»?

Новые условия могут сделать трассу более скоростной.
16:24
5
1325

Графики подачи воды не помогли крымским фермерам

Они по-прежнему рискуют остаться без урожая.
15:28
0
721

Реальность многополярного мира: что решает Владимир Путин с мировыми лидерами в Китае

На саммите ШОС фиксируют, что изменения в мире приобрели позитивную динамику, считает эксперт.
15:15
2
274

Почему в Крыму выбрасывают в море собранный пляжниками урожай водорослей

Людям неприятно купаться в морских «зарослях», поэтому берут уборку в свои руки.
13:24
4
1634

В Севастополе Херсонесу добавят заборов и турникетов

Всё для спокойствия монахов из расположенного на территории музея монастыря.
11:05
48
2932

Туризм

Почему в Крыму выбрасывают в море собранный пляжниками урожай водорослей

Людям неприятно купаться в морских «зарослях», поэтому берут уборку в свои руки.
13:24
4
1634

Японские туристы требовали, чтобы тайваньцы признали себя китайцами

После этого один из них быстро ретировался, а второй был депортирован.
09:45
0
225

Как редактор ForPost покорила высшую точку Европы

В таких красивых уголках природы, как Приэльбрусье, можно провести не меньше недели.
13:35
0
2315

Осенью на Большой Севастопольской тропе наведут «марафет»

Навигационных стендов теперь станет ещё больше, а старые — обновят.
13:04
4
776